Древнегреческая драматургия

Лекция № 1

Вступление. Античная литература в мировом культурно-литературном процессе

Цели: рассмотреть художественно-эстетические особенности античной литературы, культурно-исторические условия её формирования и развития; раскрыть специфику мифа и его роль в становлении античной литературы; рассмотреть творчество величайшего поэта античности – Гомера, выявить художестенно-эстетическое своеобразие его поэм «Одиссея», «Илиада»; воспитывать уважение к античному наследию.

Основные понятия: античность, миф, мифологичность, космогония, эпос, поэма, художественный образ, сюжет, поэтика.

План

1. Литература как искусство слова.

2. Понятие об античном обществе и античной литературе. Основные исторические этапы

развития античного общества.

3. Периодизация древнегреческой и древнеримской литературы.

4. Феномен мифа в античной литературе. Греческая мифология.

5. Древнегреческий героический эпос. Поэмы Гомера.

6. Историческое значение античной литературы и её эстетика.

Литература

1. Анпеткова-Шарова Г.Г. Античная литература: учеб. пособие / Г.Г. Анпеткова-Шарова, В.С. Дуров: под ред. В.С. Дурова. – СПб: Филол. факульт. СПбГУ; Изд. центр Академия, 2004. – С. 3–13.

2. Дилите Д. Гомер // Античная литература [Электронный ресурс] / Дилите Д. – Режим доступа: http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/dilite/gomer.htm

3. Лапидус Н.И. Античная литература / Н.И. Лапидус; под ред. Я.Н. Засурского. – Минск: Университетское, 1986. – С. 7–10.

4. Лосев, А.Ф. Античная литература: учеб. / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А.А. Тахо-Годи и др.: под ред. А.А. Тахо-Годи. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1986. – С. 5–10.

5. Тронский И.М. История античной литературы: учеб. для ун-тов и пед. ин-тов / И.М. Тронский. – 5-е изд. – М.: Высш. школа, 1988. – С. 6–21.

6. Чистякова Н.А. История античной литературы: учеб. пособие / Н.А. Чистякова, Н.В. Вулих. – 2-е изд. – М.: Высш. школа, 1972. – С. 3–15.

7. Вераксич И. Ю. Античная литература: курс лекций [Электронный ресурс] / Вераксич И. Ю. – Режим доступа: http://mspu.by/files/lit/veraksich_lekcii_antlit.pdf

1. Литература как искусство слова

Литература принадлежит к числу изобразительных искусств, в широком смысле предметных, где воссоздаются единичные явления (лица, события, вещи, чем-то вызванные умонастроения и на что-то направленные импульсы людей). В этом отношении она подобна живописи и скульптуре (в их доминирующей, «фигуративной» разновидности) и отличается от искусств неизобразительных, непредметных. Последние принято называть экспрессивными, в них запечатлевается общий характер переживания вне его прямых связей с какими-либо предметами, фактами, событиями. Таковы музыка, танец (если он не переходит в пантомиму — в изображение действия посредством телодвижений), орнамент, так называемая абстрактная живопись, архитектура.

Обращаясь к способам (средствам), с помощью которых литература и другие виды искусства, обладающие изобразительностью, осуществляют свою миссию, ученые издавна пользуются термином «образ».

Литература имеет две формы бытования: она существует и как односоставное искусство (в виде произведений читаемых), и в качестве неоценимо важного компонента синтетических искусств ((многосоставными), соединяющими в себе несколько разных носителей образности (таковы архитектурные ансамбли, «вбирающие» в себя скульптуру и живопись; театр и киноискусство в их ведущих разновидностях). В наибольшей мере это относится к драматическим произведениям, которые по своей сути предназначены для театра. Но и другие роды литературы причастны синтезам искусств: лирика вступает в контакт с музыкой (песня, романс), выходя за рамки книжного бытования. Лирические произведения охотно интерпретируются актерами-чтецами и режиссерами (при создании сценических композиций). Повествовательная проза тоже находит себе дорогу на сцену и на экран. Да и сами книги нередко предстают как синтетические художественные произведения: в их составе значимы и написание букв (особенно в старых рукописных текстах, и орнаменты, и иллюстрации. Участвуя в художественных синтезах, литература дает иным видам искусства (прежде всего театру и кино) богатую пищу, оказываясь наиболее щедрым из них и выступая в роли дирижера искусств [Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2002. – 440 с.].

  1. Понятие об античном обществе и античной литературе.

Основные исторические этапы развития античного общества

Античная литература – литература греко-римского рабовладельческого общества, точнее, двух древних рабовладельческих обществ – греческого и римского. Этим определяются хронологические и территориальные рамки, отделяющие античную литературу от художественного творчества общества, с одной стороны, от литературы Средних веков – с другой, а также от прочих литератур древнего мира, каковыми являются литературы Древнего Востока.

Каковы хронологические рамки античной литературы? Первые письменные памятники греческой литературы относятся к VIII веку до н. э. Первые же письменные памятники римской литературы – к III веку до н. э. Падение Западной Римской империи и вместе с ней закат римской литературы относится к V веку н. э. К этому времени относится и конец античной греческой литературы, переходящей затем на путь византийской литературы. Т.о., от своего зарождения и до средневековой литературы античная литература занимает огромный период времени – около 1200 лет.

Теперь разберём несколько подробнее само понятие «античный», «античность». «Antiques» в пер. с лат. обозначает «древний». Но когда говорят об античной литературе, то имеют в виду не древнюю литературу вообще (индийскую, персидскую, египетскую), а только литературу Европы. Да, действительно, греко-римская цивилизация является древнейшей цивилизацией Европы, но развилась она значительно позднее, чем цивилизации Востока. Эта же закономерность сохраняет силу и в отношении литературы. Египетская, вавилонская, индийская литературы гораздо древнее, чем античная, греко-римская литература. Так, самые древние из книг на земле – это индийские «Веды». Известен также древнеиндийский эпос «Махабхарата» и «Рамаяна», по объёму примерно в 6 раз превышающий «Илиаду» и «Одиссею» Гомера.

Возвращаясь к тому, о чём шла речь выше, следует еще раз указать на то, что ограниченное употребление терминов «античный», «античность» установилось у народов Европы в силу того, что греко-римское общество было единственным древним обществом, с которым они были связаны непосредственной культурной преемственностью. Греческая культура старше римской, которая начала развиваться в то время, когда греческая уже вступила в период относительного упадка. Первые произведения греческой словесности появились в условиях разложения родового строя и формирования рабовладельческого: последние произведения греческой и римской литератур – в период разложения рабовладельческого строя.

Географические рамки античности. Древние греки занимали весь Балканский полуостров, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии, Сицилию и южную часть Апеннинского полуострова. Римляне жили первоначально в Латии – области, находящейся на территории Апеннинского полуострова, однако в результате войн римская держава постепенно разрослась, и к концу I века до н. э. она занимала не только Апеннинский полуостров, но и значительную часть территории Европы, включая Грецию, часть Передней Азии, Северную Африку, Египет.

Основные исторические этапы культурного и литературного развития античного общества. Теперь обратимся к историческим этапам развития античного общества. Потому что литература есть отражение народной жизни. Появившись, она, в свою очередь, воздействует в том или ином направлении на жизнь народа. Следовательно, чтобы понять античную литературу, необходимо знать и понимать жизнь тех народов, которые её создали. Из школьного курса истории вы должны помнить, что древнейшей общественно-исторической формацией является общинно-родовая. Она и определяет собой жизнь греческого народа, создавшего сначала устную, а затем письменную словесность. В чём сущность данного сообщества людей? Отсутствует государство и связанные с ним органы принуждения, нет регулярной торговли. Люди сначала живут небольшими родовыми общинами. Отсутствует частная собственность. Нет разделения на богатых и бедных. Земля и в значительной степени орудия производства являются собственностью родовой общины. Данная формация в средиземноморском бассейне переходит в другую, рабовладельческую, в течение первой половины I тысячелетия до н. э. Зародившаяся здесь греческая литература необходимым образом отражает переходный период между двумя формациями. Итак, зарождается рабовладельческая формация. Вначале, как и всё новое, рабовладение было прогрессивным. Однако прогрессивность рабства имела место только на первых ступенях своего развития, когда оно разлагало общинный строй и содействовало большему разделению труда. Античное – греческое и римское – общество прошло через все этапы развития рабовладельческого способа производства. История Греции и Рима показывает нам и становление рабовладельческого строя, и его рост, и его упадок, и период от рабовладельческого строя к строю феодальному. Вместе с тем, античное общество имеет свои специфические особенности, отличающие его от других рабовладельческих формаций. В чём же заключаются эти особенности? Рабовладельческое общество античности отличалось от других рабовладельческих формаций. Разделение общества на классы привело к образованию особой формы античного государства, которую греки называли полисом. Эта форма совмещала в себе два понятия – город и государство, то есть город с небольшой, прилежащей к нему территорией. Это объединение являлось и самостоятельным государством. Греция на тот период времени не составляла единого государства. Полисов на тот период времени насчитывалось около двух тысяч. Эта цифра показывает, как невелики они были. Государство среднего объёма насчитывало около десяти тысяч мужского населения. Наиболее крупным полисом были Афины, где проживало около 500000 жителей. К числу крупных полисов можно отнести Коринф, Мегары, Сиракузы. Подобно роду, каждый полис имел своё божество, культ которого справлялся в городском храме и являлся обязательным для всех граждан. Каждый полис, как и род, требовал почитания предков, в особенности тех, кто имел заслуги перед отечеством. В конце V в. до н. э. стала чувствоваться недостаточность полисной системы. Экономическое развитие требовало расширения рамок такого государства. Греческие города начинали объединяться в союзы. Однако и эти объединения успеха не имели. В конце IV в. до н. э. они не выдержали натиска более сплоченного и сильного государства – Македонии – и оказались в подчинении у него. Однако огромная держава Александра Македонского, в которую входили на то время все известные страны, за исключением Китая, распалась после его смерти на несколько крупных монархических держав, которые в течение II и I в. до н. э. были подчинены Риму.

Учитывая всё сказанное выше, мы можем выделить основные исторические этапы культурного и литературного развития античного общества: Первый этап, который можно назвать доклассическим, или архаическим, охватывает собой длинный ряд веков устного народного творчества и заканчивается в течение первой трети I тысячелетия до н. э. Литературные памятники до нас не дошли, и о них мы имеем некоторое представление на основании позднейшей античной литературы. Целиком до нас дошли два памятника греческой литературы, записанные в VI в. до н. э., но, несомненно, складывавшиеся в течение многих столетий, – это героические поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

Второй этап античной литературы – классический. Это время становления и расцвета греческого классического рабовладения, занимающего собой VII–IV века до н. э. В связи с развитием внутреннего мира личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов, историков и ораторов. В это время были выработаны основные литературные жанры и созданы величайшие произведения мировой литературы.

Третий этап античной литературы, именуемый эллинистическим, возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо небольших городов-государств классического периода, так называемых полисов, возникают огромные военно-монархические организации, а вместе с тем появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода. Вследствие этого эллинистический период часто трактуется как период деградации классической литературы, хотя необходимо помнить, что этот процесс длился весьма долго, вплоть до конца античного мира. Этот послеклассический период занимает огромный промежуток времени – с III в. до н. э. до V в. н. э. К этому третьему этапу относится и римская литература, почему его часто называют эллинистически-римским периодом. Возникшая в III в. до н. э. римская литература переживает свой архаический период в первые два века своего существования. I век до н. э. обычно считается периодом расцвета римской литературы, то есть периодом классическим. Последние века римской литературы, а именно I – V века н. э., называются послеклассическим периодом.

3. Периодизация древнегреческой и древнеримской литературы

Периодизация древнегреческой литературы 1. Литература эпохи родового строя и его разложения (с древнейших времён по VIII в. до н. э.). Архаика. Устное народное творчество. Героический и дидактический эпос. 2. Литература периода становления полисов (VII–VI вв. до н. э.). Ранняя классика. Лирика. 3. Литература периода расцвета и кризиса полисов (V – середина IV вв. до н. э.). Зрелая классика. Трагедия. Комедия. Прозаические произведения. 4. Литература эллинистического периода (вторая половина IV – середина I в. до н. э.). Новоаттическая комедия. Александрийская поэзия.

Периодизация древнеримской литературы 1. Литература эпохи царей и становления республики (VIII–IV вв. до н. э.). Архаика. Устное народное творчество. 2. Литература периода расцвета республики (III – первая половина II в. до н. э.). Зрелая пора доклассического периода. Комедия. 3. Литература периода кризиса и гибели республики (середина II в. до н. э. – 30-е гг. I в. до н. э.). Конец доклассического и начало классического периода. Прозаические произведения. Дидактический (философский) эпос. Лирика. 4. Литература периода становления империи (Принципат Августа) (30-е г. I в. до н. э. – 14 г. I в. н. э.). Классика. Эпос. Лирика. 5. Литература ранней (I–II вв. н. э.) и поздней (III–V вв. н. э.) империи. Послеклассический период. Трагедия. Басня. Эпиграмма. Сатира. Роман. После пятого периода следует закат античного общества, время замирания старых традиций и установления новых – христианско- византийских.

4. Феномен мифа в античной литературе. Греческая мифология

Для понимания античной литературы и отличия её от европейских необходимо отметить, что важной её особенностью, является органическая связь античной литературы с мифологией (особенно это касается греческой литературы). Авторы произведений литературы и изобразительного искусства черпали свои сюжеты и образы, в основном, из мифов – произведений устного народного творчества, в которых отражаются наивные фантастические представления людей об окружающем мире – о его происхождении, о природе, об устройстве общества. Греческие мифы содержат рассказы о богах, созданных по образу и подобию людей; на богов и людей греки перенесли все черты их собственной земной жизни (боги получили на римской почве новые имена, слившись с италийскими или римскими божествами). Поэтому для изучения античной литературы особое значение приобретает знакомство с греческой мифологией.

Древнегреческая литература выросла на основе мифологии, которая теснейшим образом связана с периодом общества доклассового, с жизнью первобытного коллектива.

Древнегреческая мифология отличается от религии, которая сопутствует ей, тоже основана на вере в сверхъестественную божественную силу, но опирается на систему культов и обрядов, на древние ритуальные установления, хотя и не обладает законодательно закрепленной догматикой. Миф нельзя подменять также сказкой или легендой. В сказке есть вымысел, который обусловлен заранее и прекрасно понимается рассказчиком и слушателями. В легенде присутствует память о неких событиях прошлого, изложенных с определенной целью и даже тенденцией, часто общественно-политической (например, легенды об основании тех или иных городов).

Рассмотрим теперь подробнее, как формируется мифология, каковы ее предпосылки и пути ее исторического развития.

Мифология же есть определенный тип мышления на ранней ступени человеческого развития, а мышление невозможно без обобщения. Кроме того, мышление находится в единстве с языком, а всякое слово тоже есть некоторое обобщение. «Миф» по-гречески и значит не что иное, как «слово». Следовательно, миф тоже есть то или иное обобщение; и те живые существа, о которых повествует мифология, всегда являются тем или иным обобщением, поскольку им, как чему-то общему, всегда подчиняется определенная область действительности как совокупность того или иного множества или даже бесконечного числа частных явлений. Но род еще не мыслится здесь отвлеченно, то есть дифференцированно-логически. Род тут пока еще самый настоящий человеческий род, то есть бесконечное объединение предков и потомков. Перенесенный в таком виде на природу и мир (и в то же самое время играющий роль логического общего понятия), он и является мифологией, то есть тем или иным богом, демоном или героем, которые оказываются обобщением определенной области действительности и которым так или иначе подчиняются все частные явления.

Первобытное мышление мифологично, и мифология, в свою очередь, есть разновидность первобытного мышления. Однако, несмотря на то, что мифология и мышление в первобытные времена пронизывают друг друга, они по самой своей природе совершенно различны: миф все одушевляет и, будучи всегда полон смутных, эффективных реакций на такое же смутное жизненное окружение, во всякой человеческой практике стремится найти магию; мышление же во всем стремится найти научные закономерности и человеческую практику стремится осознать, разумно направить и технически усовершенствовать. Слияние и борьба мифологии и мышления существуют целые тысячелетия, поэтому необходимо изучить прогрессивное развитие человеческого мышления, идущего сначала по путям мифологии, а в дальнейшем развивающегося самостоятельно. Основным принципом исследования античной мифологии является рассмотрение мифологии не как вечной и неподвижной картины, пусть хотя бы и прекрасной, но как вечно развивающегося человеческого мышления, отражающего собой такую же текучую, такую же беспокойную и творчески развивающуюся историческую действительность. Все мифологические образы, кроме того, должны рассматриваться не изолированно, но как элементы более или менее обширных периодов общего развития греческой мифологии. Такими периодами являются: древнейшая, дофессалийская, или доолимпийская, основа античной мифологии, порожденная еще периодом матриархата; фессалийская, или олимпийская, связанная с патриархатом и примитивными формами раннего крито-микенского рабовладения, централизацией мифологии вокруг горы Олимп и переходом к художественно развитому и строгому героизму. В дальнейшем – в связи с разложением первобытнообщинной формации и падением крито-микенской культуры – появляются утонченные формы героизма у Гомера. Затем наивная мифология гибнет как самостоятельное творчество, продолжая, однако, играть огромную роль как художественная форма для выражения идеологии полисной классики и эпохи эллинизма.

Античный пантеон богов. Человек стал понимать, что все благодетельные и опасные силы тоже должны иметь облик человека. Только они больше человека. Так возникают античные боги. Эллины уподобили богов людям, т.к. увидели, что никто не может быть столь жесток и ужасен, как человек, и в то же время никто не может быть благороден, добр и прекрасен, как человек; они уподобили богов людям потому, что никто не может быть столь сложен, противоречив, как человек. Данное явление учёные называют антропоморфизмом. Величие греков не в том, что они уподобили богов людям, а в том, что они бесстрашно всматривались в природу человека, перенесённую в бога. Ни в одной религии не было столь критического отношения к богам. Древний грек – безоговорочный реалист. Его мышление сугубо конкретно. Сделав богов подобными людям, он идёт в этом уподоблении до конца и наделяет богов всеми человеческими чертами: Боги не возникли из пустого места: они рождены (Аид, Посейдон, Гера, Деметра, Зевс – Крониды, Аполлон – сын Зевса и Латоны, Гермес – сын Зевса и Майи, Дионис – сын Зевса и Омфалы). Они устают и спят (все, кроме Гермеса). Их нельзя убить, но можно ранить (Гера и Ио). Их снедают те же пороки, что и людей. Они завистливы и тщеславны (Афина и Арахна, Аполлон и Марсий), хвастливы и злопамятны, могут солгать, бывают малодушны и просто трусливы. Каждый приставлен к определённому делу (одно из прозвищ Афины – Эрганэ, т.е. работница; Гефест не выходит из своей кузницы и даже на Олимпе бывает неохотно; Артемида пропадает в зелёных лесах, Дионис предпочитает странствовать по земле, обучая людей виноделию и винопитию). Это всё боги – труженики. Они научили людей земледелию, кузнечному, ткацкому делу, судостроению и мореплаванию, счёту и письму, всевозможным ремёслам. Ни в одной другой мифологической системе мы не найдём такого количества богов и богинь, покровительствовавших музыке (Хариты, Пан, 9 муз, хором которых дирижировал Аполлон – бог света, искусства и знаний). Чем же отличаются греческие боги от людей? Они сильнее? Конечно. Но они далеко не всесильны. Не раз случалось, что и люди давали почувствовать свою силу: Геракл вступает в борьбу с Аполлоном, ранит Плутона, а бога смерти Таната ему достаточно было стиснуть покрепче и настращать, чтобы тот отступил; Диомед ранит Афродиту и самого Ареса так, что тот, закричав не своим голосом, поспешно прячется на Олимпе. Они красивее? Разумеется, Аполлон – воплощение мужской красоты, Афродита – женской, да вообще все они прекрасны. Однако Кассиопея считала, что она красивее богинь, а Психея была столь прекрасна, что люди поклонялись ей как богине, чем навлекли на неё гнев Афродиты.

По мере разложения первобытнообщинных отношений и развитием новых государственных мифология перестает существовать как самостоятельное творчество и приобретает служебный характер. Она становится формой выражения религиозных, политических, философских идей античного полиса и с этого момента начинает широко использоваться в литературе и искусстве. Широко использовалась мифология в литературе и как форма, оболочка оригинальных сочинений (Сократом, Платоном), и как неисчерпаемый источник тем, сюжетов и образов (особенно в трагедии – Софоклом, Еврипидом, Эсхилом). На многие годы герои мифов станут темой произведений античных ваятелей. Интерес к мифологии, её общечеловеческим ценностям вспыхнет с новой силой в эпоху Возрождения и классицизма. С неослабевающим интересом читаем мы мифы Древнего мира, любуемся дошедшими до нас скульптурными произведениями на мифическую тематику, потому что «в памяти культурного общества античная мифология осталась прекрасным детством человечества». Многие слова и выражения из мифов: «прометеев огонь», «танталовы муки», «сизифов труд», «золотой, серебряный век», «ахиллесова пята», «рог изобилия», «яблоко раздора», «панический страх», «титаническая борьба», «авгиевы конюшни», «нить Ариадны», «ящик Пандоры», «золотое руно», «весы Фемиды», «прокрустово ложе», «загадка Сфинкса», «Пигмалион и Галатея», «химера», «объятия Морфея», «нектар и амброзия» – стали крылатыми и широко употребляются в художественной и разговорной речи [Вераксич].

Феномен мифа

1. Миф – первобытное представление о мире (мироощущение и миропонимание).

2. Миф (как мироощущение и миропонимание) обусловлен особенностями мышления первобытного человека, который не выделял себя из окружающей природной среды и племенного коллектива.

3. Действительность в мифе предстает в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных фантастических существ, которые воспринимаются как вполне реальные.

4. Миф не имеет закрепленной словесной формы.

5. Основные группы мифов греческой мифологии: космогонический комплекс и героика.

6. Космогонический комплекс:

- космогония (мифы о преобразовании Хаоса (пустоты, зияния) в Космос – мировой порядок);

- теогония (мифы о происхождении и деяниях богов),

- астральные (о звездах или небесных светилах вообще),

- солярные (о солнце),

- календарные (о смене природных циклов) и др.

7. Выделяются три основные этапа эволюции греческой мифологии:

- хтонический (мифология Земли),

- олимпийский,

- героический.

8. Хтоническая мифология запечатлевает грандиозные космогонические процессы, которым предшествует состояние Хаоса (пустоты). Главное рождающее божество – Земля-Гея.

Чудовищный внешний облик персонажей хтонической мифологии свидетельствует о дисгармоническом восприятии мира и страхе перед природой.

9. Божественный Олимп, подчиняясь Зевсу, организуется как патриархальная родовая община, каждый член которой выполняет определенные функции.

Большинство богов Олимпа характеризует эстетическое совершенство антропоморфного (человекоподобного) облика.

10. Герой (в греческой мифологии) – сын или потомок божества и смертного человека.

11. Героика имеет свою собственную эволюцию: ранний и поздний героизм. Подвиги силы и храбрости эпохи раннего героизма уступают место интеллектуальному могуществу и хитрости, затем – творческим свершениям.

12. Наиболее распространенные мотивы греческой мифологии:

- мотив превращения (метаморфозы); характерен для всех групп мифов;

- мотив борьбы с хтоническим чудовищем; характерен для теогонических мифов и ранней героики;

- мотив умирающего/воскресающего божества – основа календарных мифов; в героическую эпоху преобразуется в мотив посещения героем царства мертвых;

- мотивы богоборчества и родового проклятия характерны для эпохи позднего героизма.

5. Древнегреческий героический эпос. Поэмы Гомера

Почти три тысячи лет назад жил первый европейский поэт Гомер (IX в. до н. э. (?)— VIII в. до н. э. (?)), благосклонно одаренный богами певец, пророк и мудрец. Поднимались и разрушались города, гремели войны, вырастали и умирали человеческие поколения, а он был и остается мерой и показателем культуры эпох, первый и непревзойденный, ибо в длинной цепи столетий есть только несколько равных ему. За долгие годы стерлись факты его биографии, исчезли мелочи, и уже давно никто не может сказать ни откуда он родом, ни кто его родители, ни когда он жил. Сохранилось 9 античных биографий Гомера, но они составлены очень поздно и считаются недостоверными. Некогда семь городов состязались за право называться родиной Гомера, но постепенно спор потерял смысл, поскольку певец стал поэтом всей Греции, а позднее — и всего человечества. Остались только имя и образ незрячего любимца муз. Античность произносила это имя с уважением, так как Гомера считали не только первым поэтом, но и первым учителем, философом, и без колебания добавляли к его имени эпитет «божественный». Аристотель считал поэмы Гомера совершенным образцом эпического творчества [Дилите].

Сюжеты знаменитых поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», полностью сохранившихся до нашего времени, как и ряда других поэм, не сохранившихся, взяты из обширного цикла сказаний о Троянской войне. Каждая из двух поэм берет лишь небольшие эпизоды из большого цикла. В «Илиаде» рассказывается о событиях десятого года Троянской войны, причем изложение не охватывает последних событий войны и оканчивается смертью и погребением главного троянского воителя Гектора. На все предшествующие и последующие события даются только беглые намеки, свидетельствующие о том, что общее содержание всего цикла было хорошо известно слушателям. То же самое можно сказать и об «Одиссее», где рассказывается о последних днях странствий героя на обратном пути из-под Трои, о прибытии на остров Итаку и о событиях на Итаке, мимоходом затрагиваются другие события, как, например, приключения Одиссея во время десятилетних странствий (IX — XII), разрушение Трои, возвращение других героев — Нестора, Менелая, Агамемнона (III —IV) и т. Д.

Чтобы представить себе связь между всеми упоминаемыми в поэмах событиями, необходимо исходить из начального факта, послужившего причиной войны, — мотива, который часто встречается в сказках.

Сын троянского царя Приама Парис-Александр похитил прекрасную Елену, супругу спартанского царя Менелая. Оскорбленный Менелай призвал на помощь многих царей и воителей — Диомеда, двух Аяксов, мудрого старца Нестора, хитроумного Одиссея и других. Среди всех выделялся силой и доблестью юный сын Пелея и богини Фетиды Ахилл (Ахиллес), вождь племени мирмидонян в южной Фессалии. Во главе похода стал старший брат Менелая Агамемнон, царь Микен и Аргоса. После продолжительных сборов, сопровождавшихся еще различными событиями, в том числе жертвоприношением дочери Агамемнона Ифигении, началась прославленная в сказаниях Троянская война.

«Илиада». По своему названию «Илиада» должна быть поэмой об Илионе (Илион — другое название Трои). Но в действительности содержание поэмы гораздо уже этого названия: в ней рассказывается только об одном эпизоде из десятилетней греко-троянской войны. Сюжет поэмы точно определяется ее начальными стихами:

Гнев воспевай, о богиня, Пелеева сына Ахилла, —

Гнев тот проклятый, принесший ахейцам несчетные беды.

Поэт обращается к богине, т. Е. к музе, прося осенить его своим вдохновением и подсказать ему содержание песни: это — песнь о гневе Ахилла.

«Одиссея». По окончании Троянской войны греческие вожди со своими дружинами, с добычей и пленниками возвращались на родину. Это описывалось в нескольких поэмах, объединенных общим названием «Возвращения». К числу их принадлежала и «Одиссея», сюжетом которой является возвращение домой, на остров Итаку, хитроумного Одиссея.

Поэмы Гомера представляют целую галерею индивидуально обрисованных типических образов. Центральной фигурой «Илиады» является Ахилл, юный фессалийский герой, сын Целея и морской богини Фетиды. Ахилл — цельная и благородная натура, олицетворяющая собою ту военную доблесть в понимании древних героев, которая служит идеологической основой всей поэмы. Долг для него превыше всего: ради мести за смерть друга он готов пожертвовать собственной жизнью. Он чужд хитрости и двоедушия. Из-за сознания своей силы и величия он привык повелевать. Образу главного героя ахейского войска соответствует фигура троянского воителя Гектора. Если идеал воинской доблести дан в лице Ахилла, то носителем житейской мудрости представляется Одиссей — герой «хитроумный» и «многострадальный». В «Илиаде» он выступает и как воин, и как мудрый советник, но также и как человек, готовый на всякий обман. Моральные качества Одиссея во всей полноте раскрываются в «Одиссее». В многочисленных приключениях, о которых тут рассказывается, ему помогают не столько воинская доблесть, сколько ловкость, находчивость и изворотливость.

Язык Гомера — древнейший образец поэтической речи греческого народа. Отражая высокое развитие культуры в восточной области Греции в начале первого тысячелетия и вместе с тем острую наблюдательность народа, он отличается изумительным богатством словарного состава и яркой изобразительностью. Многие из этих слов впоследствии вышли из употребления.

Особенный интерес представляют украшающие эпитеты, т. эпитеты, твердо закрепившиеся за некоторыми героями, богами или предметами определения, которые дают слушателям сразу представление о характерных свойствах предмета или лица. Большинство из них установилось еще в догомеровскую пору. Так, Ахилл постоянно называется «быстроногим», Агамемнон — «владыкой мужей, пастырем народов», Одиссей — «хитроумным», «многострадальным», «разрушителем городов» и т. П. Женщинам присваиваются общие эпитеты: «длинноодеждная», «высокоподпоясанная», «белорукая», «прекраснокудрая», «супруга, стоившая многих даров» и т. Д. Точно так же и боги наделяются своими эпитетами, которые восходят к культовым их прозвищам: Зевс — «громовержец», «тучесобиратель», «широкогремящий», «промыслитель», «отец мужей и богов» и т. Д. Посейдон — «земледержец», «земли колебатель»; Аполлон —«лучезарный» (Феб), «ликийский», «далекоразящий», «сребролукий»; Гера — «владычица», «волоокая», «почтенная», «златотронная», «замышляющая хитрости»; Афина — «Паллада», «дочь мощного отца», «несокрушимая», «добычница», «совоокая»; Артемида — «златотронная», «прекрасновенчанная», «охотница», «владычица зверей», «сыплющая стрелы»; Арес — «ненасытный в войне», «неистовый», «могучий», «воитель», «губитель», «непостоянный» и т. д.

Поэмы Гомера были настоящей сокровищницей мудрости греческого народа. Они не остались принадлежностью только ионийского племени, среди которого создались, а стали общим достоянием всего греческого народа и прожили с ним всю его историю. Предание говорит, что Ликург ввел исполнение песен Гомера в Спарте, Солон — в Афинах. Впоследствии во всех греческих государствах они стали основой школьного образования. Ученики разучивали наизусть отдельные части поэм, и было немало людей, которые знали наизусть обе поэмы целиком (Ксенофонт, «Пир»); Платон отмечает, что «Гомер воспитал всю Грецию» («Государство»). В эллинистическую эпоху существовал даже культ Гомера.

6. Историческое значение античной литературы и её эстетика

Историческое значение античной литературы состоит, в первую очередь, в том огромном влиянии, которое она оказала на развитие литератур древних европейских народов. Настоящее познание этих литератур невозможно без знакомства с античной литературой. В истории Европы есть периоды, когда с особенной силой проявлялось стремление воплотить в литературе и искусстве, а отчасти даже и возродить в политической жизни античные идеалы и античные формы. Этим характеризуются эпоха Возрождения, начавшаяся в Италии в XIV в., эпоха классицизма XVII и XVIII вв., эпоха Просвещения (XVIII в.).

Идеями и образами античности вдохновлялись величайшие представители литературы, искусства и философии (Данте, Петрарка, Микеланджело, Шекспир, Мильтон, Рабле, Мольер, Вольтер, Лессинг, Шиллер и многие другие). В России греческая литература стала входить в кругозор книжных людей с самого основания русского государства, как это видно из «Повести временных лет» и ранних летописей. Высокое значение греческой литературы признавалось выдающимися писателями и критиками: Н. Гнедичем, сделавшим перевод «Илиады» и «Одиссеи»; В. Жуковским, много переводившим античных авторов, в этом числе и Гомера; А. Пушкиным, у которого масса античных сюжетов; В. Белинским, Л. Толстым, И. Тургеневым. Кратко резюмируя всё вышесказанное, следует отметить, что история античной литературы представляет для нас интерес благодаря не только высокому качеству созданных в это время художественных ценностей, но и благодаря глубокому влиянию на всю европейскую литературу.

Говоря о значении античной литературы, следует помнить о том, что в античности зародились и оформились следующие науки: 1. Теория литературы, включающая в себя созданное на материале произведений греческих авторов учение о литературных жанрах и разработку вопроса о соотношении литературы и изображаемой в ней жизни. Из этой теории пришли к нам понятия эпоса, лирики, драмы, комедии, трагедии и т. п.

2. Историография, возникшая в Греции в V веке до н. э. как литературный жанр, достигшая расцвета в Риме в I веке до н. э. и сохранившая за собой как научное, так и художественное значение.

3. Ораторское искусство. Красноречие в Греции высоко ценилось еще в гомеровские времена. Гомер ставил искусство красноречия почти наравне с воинской доблестью. В послегомеровскую эпоху это искусство процветало во всех областях Греции, но особенно высокого развития достигло в Афинах, где в V – IV веках до н. э. оно легло в основу образования; ораторская речь становится здесь литературным жанром; создается теория красноречия.

4. Философские учения. Они появляются начиная с VI века до н. э. в связи с распространением естественнонаучных знаний. Философское мышление в Греции зародилось при решении проблемы первоосновы, единой причины существующего многообразия вещей.

5. Филология начала развиваться в Александрийскую эпоху как наука, призванная исправлять искажения рукописной традиции, толковать и объяснять тексты и давать эстетическую оценку литературному произведению.

6. Грамматика, возникшая в III веке до н. э. как наука о частях речи, падежах, временах глагола и т. п. Первыми начали размышлять над языком и анализировать его софисты, которые в стремлении изощрить свои речи работали над звуками и сочетаниями слов, над построением предложения. За софистами последовали филологи, которых в античности называли грамматиками. Но за систематическую работу в этом направлении взялись стоики. Следует помнить, что все стихотворные размеры европейских языков формировались под влиянием античной традиции и сейчас носят греческие названия: ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий, хотя в греческих и латинских стихах они звучали несколько по-иному, так как чередовались не ударные и безударные, а долгие и краткие слоги [Вераксич].

Эстетика античной литературы

Мифологичность

Для античной литературы, как и для каждой литературы, берущей свое начало от родового общества, характерны специфические черты, резко отличающие ее от современного искусства. Древнейшие формы литературы связаны с мифом, магией, религиозным культом, ритуалом. Пережитки этой связи можно наблюдать в литературе античности вплоть до времен ее упадка.

Публичность

Античной литературе присущи публичные формы существования. Ее наивысший расцвет приходится на докнижную эпоху. Поэтому название «литература» к ней применяется с определённым элементом исторической условности. Однако именно это обстоятельство обусловило традицию включать в литературную сферу также достижения театра. Лишь в конце античности появляется такой «книжный» жанр, как роман, предназначенный для персонального чтения. Тогда же закладываются первые традиции оформления книги (сначала в виде свитка, а затем тетради), включая иллюстрации.

Музыкальность

Античная литература была тесно связана с музыкой, что в первоисточниках, безусловно, может быть объяснено через связь с магией и религиозным культом. Поэмы Гомера и другие эпические произведения пелись мелодичным речитативом в сопровождении музыкальных инструментов и простых ритмических движений. Постановки трагедий и комедий в афинских театрах оформляли как роскошные «оперные» спектакли. Лирические стихи пелись авторами, которые таким образом выступали одновременно еще и как композиторы и певцы. К сожалению, от всей античной музыки до нас дошло несколько разобщённых фрагментов. Представление о поздней античной музыке может дать григорианский хорал (пение).

Стихотворная форма

Определённой связью с магией можно объяснить чрезвычайную распространённость стихотворной формы, которая буквально царила во всей античной литературе. Эпос произвёл традиционный неторопливый размер гекзаметр, большим ритмическим разнообразием отличались лирические стихи; трагедии и комедии также писались стихами. Даже полководцы и законодатели в Греции могли обращаться к народу с речами в стихотворной форме. Рифмы античность не знала. В конце античности возникает «роман» как образец прозаического жанра.

Традиционность

Традиционность античной литературы была следствием общей замедленности развития тогдашнего общества. Наиболее новаторской эпохой античной литературы, когда сложились все основные античные жанры, было время социально-экономического подъёма VI — V века до н. э. В другие века изменения не ощущались, или воспринимались как вырождение и упадок: эпоха становления полисного строя скучала по общинно-родовой (отсюда гомеровский эпос, созданный как развёрнутая идеализация «героических» времён), а эпоха крупных государств — по полисным временам (отсюда — идеализация героев раннего Рима в Тита Ливия, идеализация «борцов за свободу» Демосфена и Цицерона в период Империи). Система литературы казалась неизменной, и поэты последующих поколений пытались идти путём предыдущих. У каждого жанра был основоположник, давший его совершенный образец: Гомер — для эпоса, Архилох — для ямба, Пиндар или Анакреонт — для соответствующих лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид — для трагедии т. Д. Степень совершенства каждого нового произведения или писателя определялась степенью приближения к этим образцам.

Жанровость

Из традиционности следует и строгая система жанров античной литературы, которой была проникнута и последующая европейская литература и литературоведение. Жанры были чёткими и устойчивыми. Античное литературное мышление было жанровым: когда поэт брался писать стих, то каким бы индивидуальным по содержанию он ни был, автор с самого начала знал, к какому жанру произведение будет принадлежать и к какому древнему образцу следует стремиться. Жанры делились на более древние и более новые (эпос и трагедия — идиллия и сатира). Если жанр заметно менялся в своём историческом развитии, то выделялись его давние, средние и новые формы (так подразделялась на три этапа аттическая комедия). Жанры различались на более высокие и более низкие: высшими считались героический эпос и трагедия. Путь Вергилия от идиллии («Буколики») через дидактический эпос («Георгики») до героического эпоса («Энеида») явно осознавался поэтом и его современниками как путь от «низших» жанров к «высшим». Каждый жанр имел свою традиционную тематику и топику, обычно весьма неширокую.

Особенности стиля

Система стилей в античной литературе полностью подчинялась системе жанров. Для низких жанров был характерен низкий стиль, близкий к разговорному, высоким — высокий стиль, который формировался искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой: среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры (метафоры, метонимии и т. П.). Например, учение об отборе слов рекомендовало избегать слов, которые не применялись в предыдущих образцах высоких жанров. Учение о сочетании слов рекомендовало переставлять слова и членить фразы для достижения ритмичного благозвучия.

Мировоззренческие особенности

Античная литература сохраняла тесную связь с мировоззренческими особенностями родового, полисного, государственного строя и отражала их. Греческая и частично римская литература демонстрируют тесную связь с религией, философией, политикой, моралью, ораторским искусством, судопроизводством, без которых их существование в классическую эпоху теряло весь свой смысл. В пору своего классического расцвета они были далеки от развлекательности, лишь в конце античности стали частью досуга. Современная служба в христианской церкви унаследовала некоторые особенности древнегреческого театрального представления и религиозных мистерий — вполне серьёзный характер, присутствие всех членов общины и их символическое участие в действе, высокая тематика, музыкальное сопровождение и зрелищные эффекты, высоконравственная цель духовного очищения (катарсиса по Аристотелю) человека.

 

Лекция № 2

Древнегреческая драматургия

Цели: раскрыть основные этапы развития древнегреческого театра и драматургии на примере их выдающихся представителей – Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана; воспитывать уважение к литературному наследию античности.

Основные понятия: драма, трагедия, комедия, поэтика, трактат.

План

1. Истоки древнегреческой драмы и театра.

2. Влияние культуры Диониса на возникновение драматических жанров (трагедия, комедия).

3. Расцвет театрального искусства в демократических Афинах:

3.1. Творчество Эсхила.

3.2. Общественно-политическая и литературная деятельность Софокла.

3.4. Социальный кризис афинской рабовладельческой демократии, её отображение в творчестве

Еврипида.

3.5. Развитие древнегреческой комедии в творчестве Аристофана.

4. Концепция драматического искусства в трактате Аристотеля «Поэтика».

1. Истоки древнегреческой драматургии

2. Влияние культуры Диониса на возникновение драматических жанров (трагедия, комедия)

Греческая драма выросла из государственного культа; частью этого культа были и театральные представления. Естественно поэтому, что государство принимало самое близкое участие в организации представлений. В основных чертах порядок представлений установился в начале V в. До н. э. Знаменитые драматурги — Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан — имели дело с этим установившимся порядком. Зачатки драмы содержались уже в народном творчестве, в лирической поэзии, в которой были некоторые элементы мимической игры и диалога. Раскопки на местах городов Тиринфа и Спарты обнаружили применявшиеся там еще во времена крито-микенской культуры маски. Свадебные песни часто исполнялись двумя хорами, певшими поочередно. Настоящие драматические элементы содержались в похоронных обрядах и сопровождавших их песнях. Во многих случаях из хора выделялся запевала, с которым хор и вел диалог. Даже в поэзии Гомера есть немало мест, где изображается действие и диалог, например ссора царей в I песни «Илиады», посольство к Ахиллу в IX, свидание Гектора с Андромахой в VI и Приама с Ахиллом в XXIV песни. Но все эти сцены — рассказ самого автора, а не действие изображаемых лиц. Сами же греки считали, что трагедия по своему происхождению гораздо древнее того времени, когда она получила государственное установление (Платон, «Минос»).

Оформление драмы в качестве самостоятельного жанра связано с культом бога Диониса. Драматические представления в Греции, какими мы их знаем, в V и IV вв. до н. э. происходили только на праздниках Диониса — особенно на Великих Дионисиях в марте и на Ленеях в конце января, отчасти на Малых Дионисиях (в деревнях) в декабре — и составляли часть культа этого бога. Аристотель (IV в. До н. э.) категорически утверждает, что «трагедия возникла от запевал дифирамба, а комедия от запевал фаллических песен». Некоторые ученые были склонны видеть в этом утверждении лишь догадку Аристотеля. Однако оно нашло подтверждение в новейших археологических находках.

Древнегреческий театр даже и самый ранний, эсхиловский, – это театр людей уже цивилизованных, обладающих и письменностью, и высокой литературной и музыкальной культурой. Именно культура и сделала возможным тот качественный скачок, каким был переход от обрядовых песен в честь бога Диониса к профессионально подготовленному представлению. Слово «трагедия» значит в переводе «козлиная песнь». Сам по себе перевод еще ничего не объясняет, и поныне существуют разные его толкования, в основе которых, однако, всегда лежит идущая от греков убежденность в том, что родил трагедию культ Диониса, считавшегося покровителем виноградарства и символом животворных сил природы. В честь Диониса издавна устраивались пьяные шествия. Участники этих процессий изображали пастухов – свиту Диониса, они надевали козьи шкуры, вымазывали себе лица виноградным суслом, пели, плясали, славили своего хмельного бога, которого иногда тоже представлял один из ряженых, и завершали обряд жертвоприношением козла. Козьи шкуры на бедрах и спинах «пастухов», козел как традиционный дар Дионису, не говоря уж об известных мифических спутниках этого бога - козлоногих сатирах, – если все началось с дионисийского культа, то, право же, было достаточно причин, чтобы древнейший жанр драматургии получил свое не очень-то на поверку красивое имя.

Как выделились из хора ряженых запевалы-солисты, как вместо Диониса главными фигурами действа становились другие боги, а вместо богов и наряду с ними – герои мифов, как усложнялось, все больше удаляясь от культовой своей первоосновы, драматическое представление, это не так уж трудно вообразить, а это и есть путь от обрядовых песен к литературной трагедии, зачинателем которой считается Феспид (VI в. до н. э.). Однако, и став литературой, трагедия продолжает развиваться в том же направлении: она становится все более светской, хоровое пенье занимает в ней сравнительно с диалогом все меньше места, среди ее персонажей появляются не только мифические герои, но и реальные исторические лица, такие, например, как персидские цари Ксеркс и Дарий. Она почти обрывает нить, связывающую ее с дионисийскими песнями, с религиозным культом [Апт С.К. Античная драма [Электронный ресурс] / Апт С.К. // Античная драма. – М., 1970. – С. 5 – 34. – Режим доступа: http://www.philology.ru/literature3/apt-70.htm].

Греческое рабовладельческое общество в V веке переживает период наивысшего расцвета, связанного с возвышением Афин после греко-персидских войн. Вся дальнейшая история Греции, до завоевания ее македонцами, проходит под культурным влиянием Афин, поэтому, по названию области Аттика, центром которой были Афины, этот период называется аттическим. В V веке в Афинах существовали 2 партии – аграрно-консервативная и демократическая. В 50-30-е годы вождем демократической партии был Перикл, друг Анаксагора, Сократа, Софокла, Геродота, Фидия. Важную роль играла его жена – красивая, образованная и умная гетера Аспазия. При Перикле в Афинах ежегодно устраивалось около 60 праздников, но главная его заслуга – это культурный расцвет полиса. В “век Перикла” начались грандиозные работы по украшению афинского Акрополя (461-429). Построены были Парфенон (архитектор Иктин), Эрехтейон (архитектор Филокл), театр, храм Ники Аптерос и Пропилеи. Там же возвышалась статуя Афины (скульптор Фидий). Религия начинает носить более отвлеченный характер, развивается философия: Анаксагор и Ксенофан заменяют божество “разумом”, устанавливается вера в силу человека, который начинает сознавать свою власть над природой. “Много в природе дивных сил, но сильнее человека нет”, - поет хор в трагедии Софокла “Антигона”. Искусство носит монументальный характер, художники ищут идеальные пропорции тела, основанные на принципах меры, гармонии, свободы и естественности. Здесь нет грандиозности Востока, все соразмерно человеку.

Аттическая литература обращена к народу, и одновременно – к личности. Она показывает пути человеческого поведения в существеных вопросах полисной жизни. Основные ее черты – насыщенность актуальной проблематикой, монументальность, человечность [http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/hachatryan-n-m/zarozhdenie-dramy.htm].

3.1. Эсхил – «отец трагедии»

Время жизни Эсхила (525— 456 гг. до н. э.) совпадает с весьма важным периодом в истории Афин и всей Греции. В течение VI в. До н. э. оформился и утвердился рабовладельческий строй в греческих государствах-городах (полисах) и вместе с тем получили развитие ремесла и торговля.

Эсхил, сын Эвфориона, родился в местечке Элевсине близ Афин около 525 г. До н. э. Он происходил из знатного рода, который, по-видимому, имел отношение к Элевсинским мистериям. В ранней юности он видел низвержение тирании Писистратида Гиппия. Семья Эсхила принимала деятельное участие в войне с персами. Брат его Кинегир умер от ран, полученных при Марафоне, когда пытался овладеть неприятельским кораблем. Другой брат, Аминий, в битве при Саламине командовал кораблем, начавшим сражение6. Сам Эсхил сражался при Марафоне, при Саламине и при Платеях. Он рано начал писать драматические произведения и оставил после себя 72 или, вернее, 90 пьес. Тринадцать раз он выходил победителем на драматических состязаниях (в первый раз в 484 г.). В среднюю пору своей деятельности он встретил счастливого соперника в лице молодого Софокла (468 г. До н. э.). Из Афин Эсхил на некоторое время выезжал в Сицилию по приглашению тирана Гиерона, и там при дворе в Сиракузах была снова поставлена его трагедия «Персы». На местную сицилийскую тему была написана не дошедшая до нас трагедия «Этнянки». Под конец жизни, после успешной постановки тетралогии «Орестии» в 458 г., он переселился на остров Сицилию, где и умер в 456 г. В городе Геле. Там он и погребен.

Из богатого литературного наследия Эсхила сохранилось только семь произведений. Точные хронологические даты известны для трех: «Персы» поставлены в 472 г., «Семеро против Фив» – в 467 г. И «Орестея», состоящая из трагедий «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды», — в 458 г. Кроме «Персов», все эти трагедии написаны на мифологические сюжеты, заимствованные по преимуществу из «киклических» поэм, которые часто приписывались огульно Гомеру. Эсхил, по словам древних, называл свои произведения «крохами от великого пиршества Гомера».

Наиболее знаменитым произведением Эсхила является «Прикованный Прометей». Эта трагедия входила в тетралогию вместе с трагедиями «Освобождаемый Прометей», «Прометей-Огненосец» и еще какой-то неизвестной нам сатировской драмой. Среди ученых есть мнение, что первое место в тетралогии занимала трагедия «Прометей-Огненосец». Мнение это основывается на предположении, согласно которому содержанием трагедии было принесение огня людям. Однако название «Огненосец» скорее имеет культовое значение, следовательно, относится к установлению культа Прометея в Аттике и составляет заключительную часть. Данная тетралогия, по-видимому, была поставлена около 469 г., так как отклики на нее мы находим в сохранившихся отрывках трагедии Софокла «Триптолем», относящейся к 468 г. Сюжет «Прометея» взят из древнего мифа, в котором, как видно из культа Прометея в Аттике, он представлялся богом огня. Первое упоминание мифа о нем содержится в поэмах Гесиода. В них он изображается просто как хитрец, который обманул Зевса при устройстве первого жертвоприношения и похитил с неба огонь, за что и несет наказание. Позднейшая версия приписывает ему создание людей из глиняных фигур, в которых он вдохнул жизнь.

Эсхил придал образу Прометея совершенно новый смысл. У него Прометей — сын Фемиды-Земли, один из титанов. Когда над богами воцарился Зевс, против него восстали титаны, но Прометей помог ему. Когда же боги задумали погубить род человеческий, Прометей спас людей, принеся им огонь, похищенный от небесного алтаря. Этим он навлек на себя гнев Зевса.

3.2. Общественно-политическая и литературная деятельность Софокла

Софокл, второй из знаменитых греческих драматургов, родился в 496 г. В аттическом деме Колоне, который прославлен им в замечательной песне хора в последнем его произведении — «Эдип в Колоне». Он был сыном богатого владельца оружейной мастерской Софилла и принадлежал, по-видимому, к знатному и влиятельному роду. Софокл получил хорошее образование и рано начал писать трагедии. Первую победу (над Эсхилом) он одержал в 468 г. Своей тетралогией, в состав которой входила трагедия «Триптолем». В ней он воспроизвел аттическое сказание о том, как богиня Деметра даровала местным жителям начала земледелия, — в этом заключалось патриотическое значение пьесы. В ранне годы Софокл был близок к Кимону, вождю аристократической партии. Но расцвет его деятельности совпадает со временем Перикла, к кругу которого он и примыкал.

Софокл принимал деятельное участие в общественной жизни. Как богатый человек, он занимал в 443 г. Ответственную должность председателя комиссии казначеев эллинской, т. е. союзной, казны, в обязанности которого входило распределение податей между союзными государствами, а в 441 г. В должности стратега участвовал вместе с Периклом в походе против острова Самоса. Избрание его в стратеги предание приписывало необыкновенному успеху трагедии «Антигона». Однако из этого рассказа мы можем принять только последовательность этих двух фактов и заключить, что, вероятно, «Антигона» была поставлена в 442 г.

Избрание на должность казначея и стратега свидетельствует о материальной обеспеченности Софокла, так как на эти должности избирались только граждане высшего имущественного класса (пентакосиомедимны). Кроме того, очевидно, он пользовался большим влиянием среди граждан, поскольку избрание на высшие финансовые и военные должности производилось не по жребию, как на другие, а поднятием рук. Следовательно, здесь имели место политические соображения. Однако военного таланта он не проявил и, по некоторым сведениям, потерпел поражение от самосского полководца, философа Мелисса. Во время самосской экспедиции с Софоклом встречался его современник, трагический и лирический поэт Ион Хиосский, оставивший воспоминания, из которых сохранилась часть, касающаяся Софокла (Афиней, XIII, 81). Ион характеризует Софокла как человека чрезвычайно живого и общительного и гениального поэта, но заурядного политика и стратега.

Софокл написал, по имеющимся сведениям, 123 драмы, но из них до нас дошло только семь, которые располагались, по-видимому, хронологически в следующем порядке: «Аякс», «Трахинянки», «Антигона», «Царь Эдип», «Электра», «Филоктет» и «Эдип в Колоне». Даты постановок точно не установлены. Известно только, что «Филоктет» был поставлен в 409 г., «Эдип в Колоне» — в 401 г., уже после смерти поэта; «Антигона», как было указано выше, относится, по всей вероятности, к 442 г.; есть основание думать, что «Царь Эдип» поставлен около 428 г., так как описание мора в Фивах похоже на отклик пережитой в 430 и 429 гг. эпидемии в Афинах. «Аякс», содержащий сатиру на спартанцев, поставлен, очевидно, до заключенного в 445 г. Тридцатилетнего мира со спартанцами. В 1911 г. В Египте найдены на папирусе значительные отрывки сатировской драмы «Следопыты», которая, как видно, принадлежит к числу ранних.

Содержание всех этих произведений взято из трех мифологических циклов: из троянского — «Аякс», «Электра» и «Филоктет»; из фиванского — «Царь Эдип», «Эдип в Колоне» и «Антигона»; сюжет «Трахинянок» взят из сказания о Геракле. В дальнейшем содержание их рассматривается по циклам сказаний.

Трагедию Софокл приблизил к действительной жизни, внеся в нее взамен «титанического» черты «общечеловеческого». Центр внимания у Софокла перенесен на действующих лиц; хор играет второстепенную роль, и песни его занимают значительно меньше места, чем у Эсхила, но хор еще не потерял связи с действием, как нередко бывает у Еврипида. У Софокла хор чаще всего представляет группу граждан, олицетворяющих общественное мнение по поводу происходящих событий. Мысли хора почти всегда выражают народные этические представления и только в некоторых случаях — взгляды самого автора. Сюжет для своих трагедий Софокл брал преимущественно из киклических поэм, но обрабатывал их соответственно своим художественным задачам, подвергая их серьезным изменениям. При этом в начальный период, как видно из сохранившихся пьес, у него чувствуется влияние Эсхила, а в последний — Еврипида. В ранних из сохранившихся трагедий Софокл, следуя традиции Эсхила, располагает сцены во внешней последовательности, нанизывая их одну на другую без глубокой внутренней связи между ними. Введение третьего актера открывало перед поэтом еще больший простор для характеристики действующих лиц, чем это было возможно при наличии только двух актеров. Главное внимание Софокл обращал на психологию героев, а это позволяло ему развивать действие не только в эпическом духе: у него оно определялось не внешними событиями, а характерами действующих лиц, их внутренними переживаниями, как это видно с особенной четкостью в «Царе Эдипе».

Характерные черты творчества Софокла значительно отличаются от Эсхиловских. Так:

Эсхил Софокл
1. Не всегда согласен с благостью божественного правопорядка считает, что боги всегда правы
2. Трагедия является скорее лирической кантатой Большее значение имеют актеры, образы людей, их характеры и решения, хотя хор также играет значительную роль
3. человек часто лишь арена столкновения божественных сил герои Софокла самостоятельнее, человечнее, сами определяют свои поступки
4. Большая роль отводится "наследственному проклятию" проблемы связаны с судьбой индивида, а не рода
5. Трилогия сюжетно связана каждая трагедия - самостоятельное произведение
6. Участие двух актеров, позже – трех Софокл ввел третьего актера
7. Контрастное противопоставление образов
8. Большее внимание уделяется женским образам
9.Язык более возвышенный  
10. Более четкая драматургическая композиция

Трагедии Софокла оказали значительное влияние на дальнейшую литературу. Достаточно назвать трагедии “Эдип” Пьера Корнеля и Вольтера, “Фиваиду” Жана Расина, “Эдип и Сфинкс” и Электру” Гофмансталя, “Антигону” Жана Ануйя [http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/hachatryan-n-m/tragediya-sofokla.htm].


3.4 Социальный кризис афинской рабовладельческой демократии,

её отображение в творчестве Еврипида

Недостаточно оцененный современниками, Еврипид сделался любимым поэтом у последующих поколений. Этим и объясняется тот факт, что по сравнению с предшественниками из его литературного наследства сохранилось значительно больше произведений. Из около 90 написанных им произведений до нас дошло 18 (о 19-й трагедии «Рес», которая ошибочно включена в сборник его сочинений, мы будем говорить особо); среди них одно — сатировская драма «Киклоп». Из этих восемнадцати произведений немногие могут быть точно датированы. Время их постановки можно приблизительно определить следующим образом: «Алкестида» — 438 г., «Медея» — 431 г., «Гераклиды» — около 430 г., «Ипполит» — 428 г., «Киклоп», «Гекуба», «Геракл», «Просительницы» — между 424 — 418 г., «Троянки» — 415 г., «Электра» — около 413 г., «Ион», «Ифигения в Тавриде», «Елена» — около 412 г., «Андромаха» и «Финикиянки» — около 411 г., «Орест» — 408 г., «Вакханки» и «Ифигения в Авлиде» — 405 г. Сюжеты этих драм взяты из разных мифологических циклов, а девять — из троянского цикла.

Эврипид, как младший из числа знаменитых греческих трагиков, в начале своей деятельности застал драматическую и театральную технику вполне установившейся. Необходимые средства были выработаны, и государство не допускало сколько-нибудь существенных отступлений от заведенного порядка. Это, с одной стороны, упрощало, но, с другой — осложняло работу, так как, повторяя тематику и формы, уже использованные предшественниками, продолжателю необходимо было вносить в них что-нибудь новое и оригинальное. Этими историческими условиями в значительной степени определяется характер творчества Эврипида. Важное место в трагедиях Эврипида уделяется воспроизведению чисто бытовых явлений. Появление бытового элемента в трагедии повлекло за собой и включение любовных эпизодов. Софокл в «Антигоне» только подошел к этому вопросу, ограничившись лишь намеком на любовь Гемона. Эврипид в некоторых трагедиях любовную страсть сделал основным мотивом, например в «Сфенебее». Важным нововведением Эврипида в драматической технике было применение интриги или ловкой хитрости для выхода из затруднительного положения. Этим средством он пользуется в «Электре», «Оресте», «Ифигении в Тавриде», «Елене», «Ионе», не дошедшем до нас «Шламеде» и др. Это новшество было сразу же подхвачено Софоклом в «Электре» и в «Филоктете».

Характерные черты творчества Еврипида значительно отличаются от эсхиловских и софокловских. Так:

Эсхил и Софокл Еврипид
1. принятие мифа критика мифа
2. четкая драматургическая композиция Иногда распадение на ряд эпизодов, каждый из которых – маленькая трагедия со своей завязкой и развязкой
3. противопоставление характеров, каждый из которых является носителем одной идеи развитие монолога, отражающего внутреннюю борьбу в душе одного героя
4. язык проще, ближе к бытовому уровню
5. хор участвует в действии, в развязке Хор скорее является орнаментом
6. образы монолитны и схематичны образы драматичные, психологически сложные
7. долг одерживает победу над страстью страсть сильнее долга
8. музыкальный элемент – дополнение хоровой партии, актеры только декламируют

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow