Кто может оценить учителя

 


необходимость оценки учителя коллегами-педагогами почти не вызывает возражений. Оценка учителями шко­лы каждого из своих коллег может проводиться один-два раза в течение учебного года с помощью модульного социотеста. Возможно использование четырех — шести мо­дульных характеристик — это решает руководство школы.

 

 

—Как оценить ученика или учителя без конфликта

 

6. Человеку на уровне бессознательного свойственно оценивать других людей, фиксируя прежде всего то, что они могли бы сделать, но не сделали. Оценивая личность другого, обычно человек подмечает недостатки чаще, чем достоинства. Сам же человек оценивает себя по сделанно­му и по сильным сторонам своей личности. Поэтому в ин­тересах профилактики конфликтов руководитель, оцени­вая учителя, должен начинать оценку с определения того, что педагог сделал, беря за точку отсчета начало деятель­ности и сравнивая со «средним» учителем данной школы. Если учитель работает лучше, чем остальные педагоги, это уже хорошо и может быть основанием для похвалы. Сле­дует учесть при оценке учителя все рекомендации, кото­рые раскрываются на с. 189-193.

7. Любую деятельность, в том числе и педагогическую, легче оценить по ее немедленным, явным, прямым и про­сто фиксируемым результатам. Однако истинное качество работы определяется конечным, главным, часто скрытым итогом. Поэтому, оценивая деятельность учителя, руково­дителю необходимо спрашивать себя: «Вижу ли я главное у педагога или фиксирую второстепенное?», «Каковы от­сроченные и перспективные результаты педагогической де­ятельности учителя и школы в целом?». В этой связи урок лучше оценивать не по его плану, а по тем знаниям, кото­рые демонстрируют ученики. Хороший учитель не тот, кто быстро и точно выполняет все указания руководства, а тот, кто любит и знает свой предмет. Много говорить о работе, еще не значит хорошо работать.

 

ГЛАВА 7. ПРОФИЛАКТИКА

КОНФЛИКТОВ И СТРЕССА ЖИЗНИ

 

Любые конфликты в школьных коллективах чаще всего имеют четыре группы причин: объективные, организационно-управленческие, социально-психоло­гические и личностные. Влияние учителя, а тем более ученика на первые три группы причин ограничено. Трудно существенно повлиять на величину и своевре­менность выплаты зарплаты, стиль управления дирек­тора школы и даже на позицию оппонента в конфлик­те. Многолетний опыт работы автора с конфликтами показывает, что наиболее простым и результатив­ным способом решения проблем, возникающих во взаимоотношениях с окружающими, является изме­нение своей оценки ситуации и поведения в ней.

Важным фактором, влияющим на поведение учи­теля и ученика в предконфликтных ситуациях, явля­ется мировоззрение человека. Оно определяет от­ношение учителя к окружающему миру, систему его ценностей, регулирует психическое состояние.

Негативные эмоции, связанные с отношениями с оппонентом, являются необходимым условием возникновения конфликта. Читатель, обратившись к собственному жизненному опыту, согласится, что одни и те же ситуации порой вызывают у нас совер­шенно различные реакции, — все зависит от того, в каком состоянии находится в данный момент пси­хика человека. Стресс делает его реакцию на ущерб, наносимый окружающими, более острой. Заметно меняется поведение человека в проблемных ситуа­циях и под влиянием характера. Поэтому саморегу­ляция состояния психики и расширение границ ми­ровосприятия являются непрямыми, но весьма эф-

 

Профилактика конфликтов и стресса жизни ——

фективными способами профилактики любых конф­ликтов. «Самый сильный тот, у кого есть сила управ­лять самим собой», — писал Сенека. Рассмотрим в этой связи ряд рекомендаций, которые могут быть полезны педагогам и старшим школьникам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: