Я убежден, что сексуальная энергия - вид творческой энергии, именно поэтому он занимает такое экстраординарное место в жизни человека и оказывает влияние на всю нашу деятельность. Если бы секс являлся исключительно физиологической функцией, не было бы причин увязывать его с психическими переживаниями, и он не играл бы такую большую роль в творческой жизни человека, Здесь мы рассматриваем секс только в силу его воздействия на наше тело и его возможности.
Физиологи показали, что гормоны оказывают доминирующее влияние на химию крови и, следовательно, на все функции тела. Гурджиев говорил нам, что сексуальные железы - Великий Аккумулятор психической энергии, и что когда какой-нибудь центр становится связанным с этим центральным резервуаром, его работоспособность увеличивается в несколько сот раз. На некоторых тропах трансформации искателю даются упражнения и задачи, которые ведут непосредственно к раскрытию резервуара сексуальной энергии, на том основании, что если можно произвольно регулировать поток творческой энергии в какой-нибудь форме, то и все другие функции можно взять под контроль.
Я никогда не имел прямого контакта с этим способом; но еще в 1923 году я имел опыт раскрытия Великого Аккумулятора и необычных способностей, которые он дает. С тех пор я имел несколько возможностей изучения способов, которыми можно достичь этого раскрытия. Я наблюдал также печальные последствия, если делать это искусственно и преждевременно. В первый раз я столкнулся с этим в 16 лет в школе в Годсберге на Рейне, где учеников вдохновляли много пить, чтобы подготовить себя к излишествам Боннского университета, поскольку это было перед войной 1914 года. Наш американский соученик напился однажды до бредового состояния - и десять сильных молодых людей не могли удержать его. Сверхчеловеческая физическая сила, которую он обнаружил, произвела на меня неизгладимое впечатление. Следующее подобное же явление я наблюдал во время войны 1914 года, когда смертельно раненый человек с распоротым животом атаковал германскую армию с демонической энергией.
Высвобождение творческой энергии под влиянием очень интенсивных переживаний порождает результаты, сходные с результатами сексуального акта. Такие неконтролируемые состояния имеют мало ценности. Я наблюдал, как человек отсекал себя от всех своих духовных возможностей - и, очевидно, необратимо, - сочетая сексуальное сношение с приемом алкоголя, пытаясь достичь особенно интенсивного состояния сознания. Подобных вещей следует избегать как чумы всем, кто надеется достичь истинного состояния существования.
До сих пор остается открытым вопрос о сексуальной деятельности как телесной функции. Постоянно спрашивают, полезно ли сексуальное воздержание и необходимо ли оно для тех, кто ищет совершенствования в трансформации. В христианской традиции безбрачие рассматривается как более предпочтительное на пути к духовности, чем семейное положение, при условии, конечно, что оно не приводит к отклонениям от нормы или состоянию перенапряжения. В Исламе придерживаются противоположного убеждения: все великие святые ислама были женаты, в то время как великие святые христианства оставались безбрачными.
Какой вывод должны мы сделать перед лицом таких противоречивых свидетельств? Общим здесь является согласие в том, что сексуальный акт священен и его не следует проституировать для самоудовольствия. Истина в том, что сексуальный акт, подобно всему другому, управляется условиями времени, места и личности. Не может быть общего правила, управляющего сексуальным поведением, и позволяющего вещи, которые иногда вредны, или запрещающего вещи, которые иногда правильны и даже необходимы. По своей сексуальной природе люди очень различаются во всех своих аспектах, и не может существовать каких-либо жестких моральных и социальных правил, справедливых для всех.
Тем не менее, воздержанность необходима, особенно для тех, кого я назвал "зависимой" группой общества /Иждивенцы/[18], поскольку они не могут принимать свои собственные решения.
На мой взгляд, существует четыре стадии в трансформации сексуальной жизни мужчины и женщины.
Первая – это стадия незрелости, когда необходимо приобрести хорошие привычки путем подчинения дисциплине. Молодые люди очень нуждаются в советах, но, к сожалению, их невозможно давать в виде какой-либо зафиксированной формулы. Ключом различение, а совет и дисциплина полезны только как вехи на пути к различению. Настоящая книга не рассматривает "подготовительный возраст", а имеет дело с жизнью взрослых; поэтому мне здесь нечего добавить.
Вторая стадия - экспансия. Сексуальная жизнь раскрывается, или должна раскрыться, спонтанно и невинно. Молодой человек или девушка еще не знают, как регулировать сексуальную деятельность - если только он или она не были так удачливы, чтобы приобрести различение в раннем возрасте, - и поэтому правила необходимы. Главенствующим правилом должно быть уважение к сексуальному акту как высвобождению священной, творческой энергии, то есть благороднейшим из всего, чем обладает человек. Если соотноситься с этим единственным правилом и принимать его в силу внутренней убежденности, то вторая стадия сексуального развития прогрессирует с полной свободой.
Третья стадия подразумевает сочетание различения и опыта. Искатель приобрел знание о себе, способность наблюдения над собой, и он может начинать - регулировать свою сексуальную жизнь в соответствия с результатами, которые она дает. Я ссылаюсь здесь исключительно на органический аспект секса: активизирование сексуальных органов, наблюдаемое обычно при сексуальных сношениях мужчины и женщины. Психологические и личные аспекты рассмотрены в другом месте[19]. Регулирование физического акта - это вопрос самодисциплины; но он является также, как указано ранее, очень важной формой жертвы. Мужчина или женщина, способные отдавать себя полностью и неэгоистично в сексуальном акте и все же испытывать экстаз творческой свободы, способны перейти в четвертую стадию своего развития. Сексуальный акт специфичен постольку, поскольку он должен быть спонтанным и все же намеренным, чтобы соответствовать природе или паттерну воли вовлеченной личности. Нормальность - его знак сексуальной зрелости.
Четвертая стадия отмечена пониманием истинного значения сексуального акта. Его структура кроется в глубине: то есть он интегрирован на всех уровнях человеческого опыта. На этой стации физический акт интегрирован со сплавлением вещества души и единением воль.
Надеюсь, мне удалось передать мою убежденность в том, что наш телесный организм - благородный и удивительный инструмент и что он играет существенную роль в нашей внутренней трансформации, так же, как и в нашей внешней жизни. Мы должны научиться любить наше тело как зависимую часть нашей природы. Тело не может быть ответственным существом и ему никогда нельзя позволять доминировать над рациональной частью, то есть нашим умом.
Я полагаю, что существует стадия в нашей трансформации, когда тело принимает свою истинную роль и позволяет действовать в нем энергии сознания, не являющейся телесной энергией. Это приводит к регенерации /духовному возрождению/ тела, которое в другом месте[20] я назвал воскресением тела в обстановке его земного существования. Особая радость сопровождает эту перемену. Шивапури Баба назвал её Сукха - одной из трех правильных целей навего существования. Если я прав в своем понимании Сукхи, тогда следует добавить, что это не постоянное условие и что приобретенное однажды, оно может быть и потеряно; скорее это удивительный индикатор "правильности". Его присутствие есть знак того, что человек правильно позаботился о своем теле. Его отсутствие есть предостережение о том, что чем-то пренебрегли. Сукха подобна органическому сознанию, которое позволяет нам с уверенностью различать между тем, что полезно для тела и, следовательно, для всей нашей целостности, и тем, что плохо для него. Вероятно то, что Гурджиев назвал "органическим стыдом", есть состояние чувствительности к присутствию или отсутствию Сукхи.
"Я уверен, что возможно глубокое обучение характера. Это не столько вопрос изменения, сколько трансформации. Одна и та же черта может быть положительной или отрицательной. Например, существует истинная гордость и ложная гордость. Мы должны быть горды тем, что называемся Сынами Бога. Но приписывать себе качества, которыми мы не обладаем, есть ложная гордость и безнравственность. Истинная гордость то же самое, что смирение".
("Духовная психология")
Глава 6
ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ
КАК УСТОЕН ЧЕЛОВЕК
Одна из ошибок, допускаемая часто искателями трансформации, это предположение, что они могут начать этот процесс, как только найдут нужный метод или нужного учителя. Это могло бы быть приблизительно верным, если бы мы проживали наши жизни нормально от момента зачатия до момента, когда решили искать собственный идеал за пределами существующих условий нашей жизни. К сожалению, ни одна жизнь не соответствует предназначенному ей паттерну, и все мы нуждаемся в том, чтобы многое поставить с головы на ноги, прежде чем сможем надежно начать путь трансформации.
Если мы хотим улучшить работу сложного механизма, мы должны знать, как его собирать воедино, и каким целям служат все его различные части. Нам необходимо также иметь средства для распознавания дефектов и диагностики причин неэффективной работы. Человек - самая сложная организация, с какой мы когда-либо сталкиваемся в своей жизни, и нам необходимо знать всё, что в наших силах, об этой организации, если мы хотим улучшить её работу.
В настоящей главе я рассмотрю некоторые из основных дефектов человеческой природы, которые должны быть откорректированы для достижения гармоничного развития, и покажу, как путем их изучения мы приходим к познанию самих себя, и как через борьбу с ними мы можем приобрести силу.
Мы начнем с разграничения того, откуда мы и что мы приобрели.
Мы должны научиться различать между тем, с чем мы родились, и тем, что пришло к нам под влиянием нашего окружения. Это различие должно быть более четким и более явным. Мы не рождаемся "готовыми" но лишь со сложным паттерном возможностей, которые должны быть реализованы в течение нашей жизни. Этот паттерн состоит из трех частей: независимой, сформированной и развитой.
Во-первых, мы имеем телесный организм, сформированный наследственностью и развившийся под влиянием природных процессов, подобно любому другому животному. Этот организм имеет удивительную анатомическую структуру и физиологический динамизм. Мы не можем узнать его, как мог бы знать специалист, но вполне достаточно, чтобы изучить его работу. В большой степени это зависит от характеристики химии крови и структуры нервной системы и мозга, которые мы можем изменять лишь в ограниченной степени, и то с серьезным риском ущерба. Это оказывает глубокое влияние на то, как мы способны видеть, слышать, думать и чувствовать - то есть на все состояния и процессы нашей ментальной жизни. Мы не можем отделить себя от структуры наших предков и наследственности, которую получаем от своих родителей.
Во-вторых, мы имеем собственную долю человеческого вещества души; в соответствии с представлением, разработанным мною[21], существует огромный резервуар чувствительной энергии - частично обогащаемый сознательной, а возможно даже и творческой энергией, - скопленный из прошлого опыта человеческой расы. Я называю это Резервуаром /Вместилищем/ Вещества Души, и полагаю, что существует обширнейшее и постоянное повторение циклов /рециклизация/ этого материала. Он входит в момент зачатия, чтобы произвести "вещество души" нового человеческого существа. Это объясняет то, почему существуют ментальные склонности и слабости и даже воспоминания в уме ребенка, которые не могут быть объяснены наследственностью. Я думаю, что вполне вероятно, что доля, или "квант", вещества души зависит от точного расположения в пространстве и времени моментов зачатия и рождения - и именно это является причиной, почему возможно предсказывать некоторые характеристики человека, разбирая его гороскоп.
В-третьих, каждое человеческое существо имеет определенный и уникальный паттерн воли. Этот паттерн является его Индивидуальностью, и он определяет тот способ, которым "Я" в каждом из нас способно успешно действовать. Паттерн воли устанавливает нашу Судьбу-Предназначение, то есть ту роль в жизни, которую мы наиболее призваны осуществить и которая даст нам максимальную меру исполнения.
Из трех частей паттерна третья часть - наиболее истинно человеческая реальность, но она не может действовать и даже осознать себя без ума и тела. Воля есть способность выбирать, но практикование этой способности зависит от ума. Во второй главе я объяснил свою убежденность в том, что связь между волей и умом осуществляется посредством сознательной энергии и становится постоянной, когда мы приобретаем душу. До этого момента воля полностью зависит от случайных сочетаний, которые связывают её с различными частями ума. Иногда она связана с мыслью, в другие моменты - с чувством, и в следующие - с инстинктивно-моторным центром. Ниже я опишу способы, с помощью которых можно изучать и проверять для себя все эти связи.
Три части - тело, ум и воля - рождаются вместе и составляют нашу Сущность /Эссенциальное/. Им не хватает опыта, то есть содержания памяти, и вначале развиты только инстинктивные механизмы, необходимые для жизни: дыхание, еда и пр. Всё остальное должно постепенно приобретаться под влиянием контакта с окружением. Главными средствами являются имитация и повторение. Они дополняются намеренными действиями обучения и тренировки, исходящих от более старших.
Нет гарантии, что что-либо приобретенное от окружения будет соответствовать природным тенденциям и склонностям вещества души или паттерну воли. В действительности даже совершенно невероятно, чтобы все три паттерна подходили бы друг другу, или же чтобы мы развивали личность. совершенно не соответствующую тому, чем мы в реальности являемся. Но это означает, что воля вынуждена использовать инструмента, которые не соответствуют её способностям, а ум не может развить свои полные возможности. Вот почему в начале этого раздела я говорил, что прежде чем благополучно встать на путь трансформации, нам нужно сначала установить дисгармонию, существующую между четырьмя частями нашей природы, телом, умом, волей и личностью Легче всего подвергается изменению личность, поскольку она не является врожденной, но будто "привитой" к нам внешними влияниями.