ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ.
Электрический ток - направленное движение электронов внутри проводника. На вагоне используется постоянный электрический ток.
Закон Ома гласит:
I = U/R
I - сила тока, измеряется в амперах с помощью амперметра.
U – напряжение, измеряется в вольтах с помощью вольт- или киловольт- метрах.
R – сопротивление, измеряется в омах.
Электрический ток проходя по проводнику нагревает его, причем, чем больше сила тока тем больше нагрев, а сила тока зависит только от величины сопротивления, чем больше сопротивление тем меньше сила тока.
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ.
Электрическая цепь включает в себя:
1. Источник питания (АБ)
2. Проводники
3. Потребитель
4. Заземление
На вагоне используются матерьялы:
1. Проводники. Нужны для движения вагона по рельсовому полотну. К ним относят металлы и их сплавы, медь, алюминий и графит…
2. Диэлектрики (изоляторы). Они защищают всё живое от электрического тока (дерево, резина, фарфор и пласмасс…).
|
|
2.1 Короткое замыкание.
Короткое замыкание (КЗ) – большой величины токи, превышающие ток установки, которые могут появиться в электрических цепях при нарушении изоляции на проводниках заряженных +/-.
I = U/R
При нарушении сопротивление (R) стремится к нулю (R->0), а значит приводит к высокой температуре в том месте где разрушена изоляция и если рядом с этим местом появится легко воспламеняющийся матерьял приведёт к возгоранию. Для защиты электрических цепей от короткого замыкания на вагоне применяются аппараты защиты: предохранители (ПР), автоматы выключатели (АВ 1, АВ 2), реле перегрузок (РП).
2.2 Контрольно-измерительные приборы расположенные на пульте управления трамвая.
(Рисунок 3)
А1 – амперметр, показывает силу тока в первом и третьем тяговых электро-двигателей (ТЭД).
А2 – амперметр, показывает силу тока во втором и четвёртом тяговых электро-двигателях.
KV – киловольтметр, показывает напряжение сети (400 – 550 В).
Км/ч – спидометр, показывает скорость движения трамвая.
А3 – амперметр, показывает силу тока в аккумуляторной батареи (АКБ).
V – вольтметр, показывает напряжение в аккумуляторной батареи.
2.3 Высоковольтное и низковольтное оборудование трамвая.
2.3.1 Высоковольтное оборудование.
К высоковольтному оборудованию относят: оборудование расположенное в силовой цепи и в цепях вспомогательного высоковольтного оборудования, питающиеся от контактной сети (550 В).
(Рисунок 5)
1 – токоприёмник (на крыше вагона)
2 – автоматы выключатели (в кабине)
3 – предохранители (расположены в кабине или на панели рамы кузова)
|
|
4 – обмотка якоря тяговых электро-двигателях.
К высоковольтным вспомогательным цепям относят:
- цепь освещения
- стекло-обогрев
- отопление кабины
- отопление салона
- цепь двигателя генератора терристо-зарядного устройства (ТЗУ).
2.3.2 Низковольтное оборудование.
К низковольтному оборудованию питающимся от аккумуляторной батареи напряжением 24 В относят оборудования расположенное в цепи управления и в цепях вспомогательного низковольтного оборудования.
3. ТОКОПРИЁМНИК.
Токоприёмник служит для снятия электрического тока с контактной сети и передачи его в высоковольтное оборудования трамвая.
Он устанавливается на краше вагона через деревянные брусья, фарфоровые изоляторы и диэлектрические дорожки.
3.1 Устройство пантографа.
Состоит из основания, нижней и верхней рам и токосъёмной головки. Основание имеет две продольной и две поперечной балки соединённой сваркой, по концам продольных балок в подшипниках установлены валы. На валах по четыре кронштейна, к ним крепят две подъёмно-натяжные пружины и две тяги.
В центре основания установлено фиксирующее устройство состоящее из стойки, подвижного крюка с длинным концом и противовесом.
В середине продольных балок установлены амортизаторы смягчающие удар при опускании пантографа. На валы одеваются нижние рамы к ним шарнирно крепятся верхние рамы в форме равнобедренного треугольника. К верхним рамам через стойку крепят головку пантографа, состоящею из двух усов, в них закреплён полоз в который болтами крепят в два ряда восемь графитовых вставок.
Между нижней и верхней рамами имеется кольцо, к нему крепят верёвку уходящею своим концом в кабину водителя. На всех подвижных соединениях пантографа установлены медные шунты.
Принцип действия пантографа.
При поднятом пантографе ток с контактного провода идёт на графитовые вставки затем через шунты на верхние рамы, далее через шунты на нижние рамы, далее на валы и шунту подходящей к клемме, к которой подходит пучок проводов идущий от высоковольтного оборудования трамвая.