Познавательное развитие

КАРТА психолого-педагогического обследования обучающегося,

посещающего группу компенсирующей направленности для детей раннего, младшего, среднего, старшего, подготовительногок обучениюв школе дошкольного возраста с ОВЗ

(со сложным дефектом, с ЗПР, с УО)

Ф.И.обучающегося: Иванов

Дата рождения: 10.10.2016 г.

Период наблюдения: сентябрь 2016 г.

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ПРЕБЫВАНИЯ В ДОУ:

Адаптация к условиям ДОУ протекает в лёгкой, в форме средней степени тяжести, усложнённой форме, в форме дезадаптации.

Эмоциональное состояние ребенка: весел, жизнерадостен, подвижен, активен, спокоен, замкнут, тревожен, отстраненность, легкая плаксивость, хныканье, плачет за компанию, плачет приступообразно. Эмоциональные проявления соответствуют ситуации общения. Признаков психического напряжения не выявлено.

Наблюдаются признаки психического напряжения – такие как: грызение ногтей, сосание пальца, отсутствие аппетита, трудность невозможность засыпания, боли в голове, в животе, частая рвота, головокружение, астеничность при соматическом здоровье, заикание, чрезмерное потоотделение, покраснение, бледность лица, пугливость, дрожь, тремор, повышенная возбудимость, ранимость, волнение, плаксивость, тики, навязчивые движения, недержание мочи (днем или ночью), недержание стула (днем или ночью), припадки злости, страхи (боится темноты, фантастических предметов или персонажей, одиночества, животных, чужих детей, взрослых, неудачи, туалета, врача, громких звуков), навязчивое чувство стыда, позора, вины, обиды, неполноценности.

Социальные контакты ребенка: много друзей, охотно играет с детьми, сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми, безразличен к играм, отстранен, замкнут, недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

Контакт устойчивый, неустойчивый, поверхностный, избегающий.

- в контакт не вступает;
- проявляет речевой негативизм;
- контакт формальный (чисто внешний);
- в контакт вступает не сразу, с большим трудом;
- не проявляет заинтересованности в контакте;
- контакт избирательный;
- легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется.

Поддерживает избегает не устанавливает визуальный, вербальный тактильный контакт.

Визуальный контакт. Отсутствие фиксации взгляда на глазах человека (взгляд вверх, "мимо", "сквозь"). Активное избегание взгляда человека

Продуктивному контакту малодоступен(а).

Сон ребенка: спокойный, глубокий, засыпает быстро, долго, с хныканьем, не засыпает, спит непродолжительно, тревожен во сне.

Аппетит ребенка: Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием. Нормальный аппетит, ест до насыщения.Аппетит выборочный, но насыщенный. Отвергает некоторые блюда, капризничает. Приходится следить за тем, чтобы ел, ест долго, неохотно. Отвращение к еде, кормление мучительно.

Наблюдается: моторная, вербальная расторможенность, заторможенность, астеничность, нескоординированность движений, моторная неловкость, гиперкенезы, напряженность тела, вялость движений, асимметрия, стереотипные движения, диспластичность лица, насильственная улыбка, отсутствие фиксации взора, блуждающий взор, слюнотечение, высовывающийся язык, косоглазие, птоз (опущение века) или полуптоз, неправильная форма или нестандартная форма головы (микроцефалия, гидроцефалия).

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Мотивация обучения: достаточно высокая; снижена. Проявляет не проявляет интерес к выполняемым заданиям, эмоционально откликается на результат деятельности.

К окружающему относится с интересом, активен в исследовании предметно-пространственной развивающей среды необычность первичного объекта фиксации внимания (яркое пятно, деталь одежды и т. д.), индифферентность, отсутствие активности исследования предметов.

Резкое снижение интеллекта. Возможны перцептивные обобщения. Возможны обобщения предметов, но преимущественно по аффективным признакам. Более успешное выполнение невербальных заданий. Неравномерный темп интеллектуальной деятельности. Доступны обобщения, суждения по существенным признакам, но мотивировка ответов затруднена. Ограниченность (зацикленность) интеллектуальных интересов (например, однообразные увлечения, стереотипные воспроизведения отдельных впечатлений). Проявление отдельных способностей, обычно связанных с невербальной сферой (музыкой, конструированием, рисованием и пр.). Нормальный уровень развития обобщений, суждений, умозаключений. В экстремальных ситуациях возможны стереотипии мыслительных операций, аффективная ригидность (застревание на аффективно значимом стимуле).

Общая активность:

В общую деятельность включается быстро, медленно, не включается

Инициативен, мало инициативен, безынициативен. Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей. Предпринимает попытки самостоятельного обследования предметов с опорой на все органы чувств, активен / пассивен; - деятелен / инертен; - бодрый / вялый; работает с удовольствием / из подчинения Колебания функционального состояния в процессе обследования (ухудшение - улучшение).

Работоспособность:

Темп деятельности: средний темп, опережающий, отстающий.

Переключаемость с одного вида деятельности на другой лёгкая, умеренная, затруднительная.

Утомляемость быстрая, средняя, незначительная. Повышенная утомляемость, истощаемость.

Напряженность, скованность, равнодушие, высокая отвлекаемость.

Низкая, высокая продуктивность работы.

Высокая, сниженная интеллектуальная продуктивность.

Отсутствует интерес к занятию. Стереотипии, погруженность в себя

Избирательная активность (например/увидев «любимые игрушки», ребенок проявляет активность, стереотипно с ними манипулирует)

Демонстрирует интерес к беседе родителей с психологом.

Проявляет интерес к игрушкам, манипулирует с ними, но быстро пресыщается, переключается на другие задания

Проявляет интерес к занятию, но тревожен, напряжен, чувствителен к тону, вопросу.

Особенности работоспособности

Динамика продуктивности ребенка в процессе занятий отсутствует. Ребенок может быть сосредоточен на каком-то

аффективно значимом действии (например, раскачивании, прыжках, постукиваниях). Или, наоборот, проявляет импульсивность, несдержанность, нецеленаправленно хватает предметы.

Неупорядоченная, хаотичная деятельность в процессе занятий. Недлительное сосредоточение на инструкции

Замедленный или, наоборот, излишне ускоренный темп при выполнении отдельных заданий

Вначале занятий темп может быть замедленный, но постепенно увеличивается. Или, наоборот, вначале наблюдается ускоренный темп, который к концу цикла занятий нормализуется

Организация деятельности:

Целенаправленные действия

Отсутствуют

Слабо реагирует на инструкцию психолога. Уходит от задания, но может вернуться и повторить действие

Реагирует на инструкцию, но может заниматься другими предметами, которые аффективно значимы, или повторять

аффективно значимые фразы и слова, что снижает эффективность целенаправленных действий

Действия целенаправленны. Может проявлять тревожность, страхи, что отражается на темпе выполнения заданий

Действия упорядочены, спонтанны, целенаправленны, хаотичны. Нуждается во внешней организации деятельности взрослым.

Задание понимает в виде простых повторяющихся инструкций с опорой на образец подражания и невербальное представление инструкций, может терять смысл инструкции по мере выполнения задания. понимает, не понимает, удерживает, не удерживает длительное время, теряет смысл инструкции по мере выполнения задания.

Самостоятельно применяет усвоенные способы деятельности, в зависимости от ситуации изменяет способы действий. Способен продолжить собственный замысел и воплотить в рисунке, постройке, рассказе.

В общую деятельность включается быстро, медленно, не включается, при организующей помощи взрослого.

Ориентировочная деятельность

Выраженная псевдоактивность при полном отсутствии осмысленного анализа объекта. Сниженная активность при поиске

объекта

Ослабленная направленность на объекты, примитивные, стереотипные манипуляции с игрушками с использованием

обнюхивания, облизывания, подкидывания и других действий

Проявляет интерес к объектам, предварительно разглядывает их, но направленность поиска недостаточна

Активные целенаправленные манипуляции с предметами

Внимание:

Переключаемость с одного вида деятельности на другой лёгкая, умеренная, затруднительная. Переключаемость и устойчивость внимания Слабая. Склонность к застреванию при выполнении аффективно значимых заданий

Наблюдается склонность к застреванию на предыдущих действиях, но способен к переключению внимания при значимом задании

Способен к переключению, но наблюдается застревание на предыдущих действиях

Выраженных признаков инерции не прослеживается

Концентрация внимания: затруднена, отсутствие фиксации внимания на каком-либо определенном объекте, не удерживается в деятельности, удерживается в деятельности недостаточно долго, достаточно долго может заниматься интересной ему (ей) деятельностью. Определяет картинки (по подобию или по названию) из массы до 10 шт. Не принимает задания: «Найди недостающие детали». Определяет недостающие детали изображений. Выделяет изображения на зашумленном фоне. Утомляемость незначительная, повышенная утомляемость, истощаемость.

Восприятие:

Восприятие цвета

Выбирает по названию, соотносит, называет предметы по цвету:4 базовых, 6 основных, 12 цветов.

Восприятие формы

Выбирает по названию, соотносит, называет предметы по форме: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, овал, трапецию.

Восприятие размера

Выбирает по названию, соотносит, называет предметы по размеру: «большой – маленький», «длинный - короткий», «высокий – низкий».

Особенности восприятия

Целостное фрагментарное восприятие, сенсорная гиперчувствительность,

Память

Зрительная

Воспроизводит по памяти 5 из 5-ти, 10 из 10-ти картинок,

Слуховая

Воспроизводит по памяти 5 из 5-ти, 10 из 10-ти слов

Опосредованное запоминание

Соотносит название с картинками логично, случайным образом, нелогично, воспроизводит 6 названий из 6-ти по памяти.

Мышление:

Наглядно-действенное мышление

Совершает перцептивные действия, осваивает орудийные действия, выполняет «Почтовый ящик» пытается всунуть фигурки силой (без учета формы прорезей), методом «проб и ошибок», посредством примеривания; зрительного соотнесения; пытается использовать предметы по назначению; совершает неспецифические манипулятивные действия с предметами; собирает пирамидку с учетом величины колец, примериванием колец, прикладыванием кольца с целью сравнения, пользуясь способом зрительного соотнесения колец, при собирании пирамидки наблюдаются манипулятивные и неадекватные действия с кольцами (ребенок их разбрасывает, стучит ими по столу), беспорядочно нанизывает кольца на стержень, в ходе работы теряет инструкцию, необходим поэтапный контроль, речевая инструкция мало эффективна; требуется показ, совместное выполнение. Задание по аналогии (вторая пирамидка) вызывает те же трудности. При выполнении задания «Вкладыши – стаканчики» не принимает задания совершает неспецифические манипуляции (использование вкладыша не по назначению; неадекватные действия); специфические манипуляции (познавательные); силовая проба (действие силой, без учета свойств и величины вкладыша); хаотическая проба (промежуточный способ выполнения задания, когда совмещаются пробные и силовые действия); целенаправленная проба (самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения); примеривание (определение несоответствия вкладышей путем поднесения друг к другу; зрительное соотнесение (правильное решение на основании только зрительного анализа);

Наглядно-образное мышление

При собирании разрезных картинок: складывает картинку из двух трёх, четырех частей, преобладает способ проб, действует способом зрительного соотнесения, собирает после двух-трех показов, наблюдаются беспорядочные, неадекватные действия: манипулирует частями картинок, накладывая их друг на друга, раскладывая на столе. «Кубики Кооса» выполняет достаточно быстро - время работы над фигурами №1-№6 по 60 сек., над фигурами №7-№10 по 120 сек., наблюдается активная ориентировка, хорошая восприимчивость к помощи взрослого, способность переноса способа действия в аналогичную ситуацию, при этом значительно сокращается время выполнения аналогичного задания; испытывает трудности при складывании сложных узоров (орнаменты №7-№10), но при помощи взрослого (предъявлении макета с нанесенной сеткой) с заданием справляется; выполняет задания пассивно, вяло, требуется большая помощь со стороны педагога, необходимы повторные инструкции, показы. Перенос способа действия часто оказывается невозможным (в тех случаях, когда он совершается, требуется длительное время). Выполнение задания «Почини коврик» («Матрицы Равена») недоступно, на ориентировочном этапе внимательно рассматривает картинку, нет нелепых выборов, пробы целенаправленны. Проявляет интерес и понимает инструкцию. На ориентировочном этапе нет активного рассматривания. Работа над первыми двумя рисунками идет путем проб. Там, где требуется зрительное соотнесение частей, возникают трудности и ошибочное выполнение. Требуется развёрнутая, детальная помощь. Не проявляют стойкого интереса и желания выполнить задание. На ориентировочном этапе просто смотрят на рисунок, не анализируя его. Пробы не целенаправленны. Зрительное соотнесение нарисованных частей даже с помощью педагога оказывается случайным. Методика «Времена года»: ребёнок правильно назвал и связал все картинки со временами года, указав на каждой из них не менее 2 признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам), ребёнок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5 - 7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых; правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3 - 4 признака, подтверждающих его мнение. правильно определил время года только на 1 - 2 картинках из 4 и указал только 1 - 2 признака в подтверждение своего мнения. ребёнок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака. не понимает цели, перекладывает картинки. принимает задание, но не соотносит изображение времён года с их названиями, т. е. не сформированы временные представления, но после обучения может выделить картинки с изображением зимы и лета. принимает задание, уверенно соотносит изображения только двух времён года с их названиями (зима и лето). принимает задание, уверенно соотносит изображения всех времён года с их названиями. иногда выделяет признаки предмета, который не видит; описывает предметы и явления; объединяет и исключает предметы из группы по внешнему и функциональному признаку; отгадывает загадки; подражает нарядам взрослого; принимает роль в игре; рисует и конструирует по собственному замыслу.

Словесно-логическое мышление

Проявляет элементарные предпосылки формирования словесно-логического мышления на низком уровне. При выполнении «Невербальной классификации» принимает и понимает задание, способ выполнения, самостоятельно вычленяет основной принцип группировки, проявляет умение обобщить это принцип в речевом плане.не принимает и не понимает задание. принимает задание, но условия задачи не понимает, раскладывает картинки либо в одну сторону, либо по порядку (по очереди) то в одну сторону, то в другую; принимает задание, понимает условие задач, раскладывает картинки по разным признакам, исправляет ошибки самостоятельно, в конечном итоге выделяет основной принцип группировки, однако в речевых высказываниях сформулировать этот принцип не может. Исключает «4-й лишний», руководствуясь внешними функциональными основными обобщающими признаками, называет обобщающие слова-категории, не объясняя свой ответ, опирается на наводящие вопросы педагога. Восстанавливает и описывает «Последовательность событий» по серии сюжетных картин. Восстанавливая «Последовательность событий» по серии сюжетных картин, ошибается, но исправляет ошибку (сам или с помощью взрослого), рассказ отрывочен и вызывает трудности. Пытаясь восстанавливать «Последовательность событий» по серии сюжетных картин нарушает их порядок, не видит ошибок, рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок.

Изобразительно-графическая деятельность:

(3) Принимает активное участие в продуктивной деятельностиС помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их

(4-5)Рисование -создает предметный рисунок с деталями, а замысел меняется по ходу изображения.Аппликация:может работать с ножницами (держать их правильно), вырезая простые формы;составляет предметные изображения и наклеивает их на бумагу.

(5-6) изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, замысел опережает изображение.самостоятельно вырезает фигуры простой формы (полоски, квадраты и т. п.);наклеивает вырезанные фигуры на бумагу, создавая орнамент или предметное изображение.

Рисунок человека – схематичен, имеет основные части тела, схематичен и упрощён - «головоног», выполнен синтетическим способом, имеет все части тела, элементы одежды, включён в сюжет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: