Знания: Морфологические, стилистические, синтаксические особенности и сферу употребления стилей речи.
Умения: Определять стилевую принадлежность текста.
Тестовые задания:
17. Обозначьте, к какому стилю относится следующее определение: «Это стиль учебников и учебных пособий, словарных статей, диссертаций. Он характеризуется широким использованием терминов и абстрактной лексики, употреблением слов в их прямых значениях, наличием особой фразеологии, тенденцией к четким синтаксическим построениям».
а) разговорный;
б) художественной литературы;
в) научный;
г) официально-деловой.
18. Определите, к какому стилю принадлежит данный текст.
Директору Областного центра информации и статистики
Полежаеву В.К
ученика 10В класса средней школы г. Ростова-на-Дону
Крылова А.К.
заявление
Прошу разрешить использование архивных материалов Областного центра информации и статистики для создания школьной выставки, посвященной юбилею г. Ростова-на-Дону.
20.03.2005 г. КрыловА.К.
|
|
а) официально-деловой;
б) разговорный;
в) научный;
г) художественной литературы.
Раздел XV. Педагогическая речь
Знания: Характеристика и особенности коммуникативных качеств речи, струк-турно-смысловых компонентов педагогической речи.
Умения: Определять структурно-смысловые компоненты речи и содержание коммуникативных качеств.
Тестовые задания:
19. Обозначьте, к какому структурно-смысловому компоненту относится следующее определение: «Логический довод, приводимый в подтверждение истинности суждения, служащий основанием доказательства».
а) тезис;
б) аргумент;
в) вывод.
20. Какое коммуникативное качество речи зависит от наличия тропов и стилистических фигур?
а) чистота речи;
б) уместность речи;
в) логичность речи;
г) выразительность речи.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ……………………………………………………………………………………….. | ||
Глава I. Организационно-методические основы преподавания дисциплины | ||
1.1. Цели дисциплины …………………………………………………………… ………………………….. | ||
1.2. Требования к знаниям и умениям обучаемого ……………………………..……………….. | ||
1.3. Рекомендации к организации самостоятельной работы студентов ………………… | ||
1.4. Тематические планы изучения дисциплины ……………………………….…………………. | ||
1.5. Предварительный контроль проверки знаний и умений студентов ……………….. | ||
1.6. Рекомендуемая литература к изучению курса ………………………………………………. | ||
Глава II. Русский литературный язык. Его структура. Свойства | ||
2.1. Структура языка …………………………………………………………….….………………………… | ||
2.2. Язык и речь – единый продукт человеческого существования …………….………… | ||
2.3. Понятие о нормах русского литературного языка. Виды норм …………….…………. | ||
Глава III. Фонетика | ||
3.1. Основные единицы фонетической системы …………………………………………………… | ||
3.2. Звуки речи. Особенности образования гласных и согласных звуков ……………… | ||
3.3. Классификация гласных (по ряду и подъему) ……………………………….………………. | ||
3.4. Классификация согласных (по глухости-звонкости, твердости-мягкости) ………. | ||
3.5. Слог. Виды слогов ………………………………………………………………………………………… | ||
3.6. Основные законы деления на слоги ……………………………………………………………… | ||
3.7. Семинарское занятие. Основные фонетические единицы. Классификация звуков … | ||
3.8. Материал для практических занятий ……………………………………………………………. | ||
3.9. Материал для подготовки к контрольным занятиям ……………………………………… | ||
Глава IV. Орфоэпия | ||
4.1. Стили произношения в зависимости от темпа речи и от условия общения ……. | ||
4.2. Нормы произношения …………………………………………………………………………………… | ||
4.3. Семинарское занятие. Основные правила произношения ……………………………… | ||
4.4. Материал для практических занятий ……………………………………………………………. | ||
4.5. Материал для подготовки к контрольным занятиям ……………………………………… | ||
Глава V. Морфемика и словообразование | ||
5.1. Виды морфем по характеру выражаемого значения ……………………………………… | ||
5.2. Виды морфем по функции в слове ……………………………………………………………….. | ||
5.3. Принцип и порядок морфемного разбора …………………………………………………….. | ||
5.4. Материал для практических занятий ……………………………………………………………. | ||
5.5. Материал для подготовки к контрольным занятиям ……………………………………… | ||
Глава VI. Лексикология | ||
6.1. Изобразительно-выразительные средства языка. Их роль в речевом общении …… | ||
6.2. Тропы. Виды тропов …………………………………………………………………………………….. | ||
6.3. Стилистические фигуры. Их виды …………………………………………………………………. | ||
6.4. Лексические нормы. Условия успешного выбора слова …………………………………. | ||
6.5. Пути пополнения русской лексики ……………………………………………………………….. | ||
6.6. Сочетаемость слов ……………………………………………………………………………………….. | ||
6.7. Семинарское занятие. Изобразительно-выразительные средства языка. Их типы … | ||
6.8. Материал для практических занятий ……………………………………………………………. | ||
6.9. Материал для подготовки к контрольным занятиям ……………………………………… | ||
Глава VII. Лексикография | ||
7.1. Значение словарей в жизни человека …………………………………………………………… | ||
7.2. Энциклопедические словари ………………………………………………….…………………….. | ||
7.3. Лингвистические словари. Их основные типы ………………………………………………. | ||
7.4. Семинарское занятие. Основные типы лингвистических словарей ………………… | ||
7.5. Материал для практических занятий ……………………………………………………………. | ||
7.6. Материал для подготовки к контрольным занятиям ……………………………………… | ||
Глава VIII. Фразеология | ||
8.1. Понятие о фразеологических единицах. Их особенности ………………………………. | ||
8.2. Типы фразеологических единиц …………………………………………………………………… | ||
8.3. Источники фразеологии ……………………………………………………….……………………… | ||
8.4. Происхождение фразеологических единиц ………………………………….……………….. | ||
8.5. Семинарское занятие. Типы фразеологических единиц. Происхождение ………. | ||
8.6. Семинарское занятие. Использование фразеологизмов в речи …….……….………. | ||
8.7. Материал для практических занятий ……………………………………………………………. | ||
8.8. Материал для подготовки к контрольным занятиям ……………………………………… | ||
Промежуточный контроль …………………………………………………………….. | ||
Глава IX. Морфология | ||
9.1. Грамматические категории слов. Грамматические значения. Грамматические формы. Их специфика ………………………………………………………………………………….. | ||
9.2. Самостоятельные части речи ………………………………………………….……………………. | ||
9.3. Служебные части речи …………………………………………………………………………………. | ||
9.4. Междометия ………………………………………………………………………………………………… | ||
9.5. Грамматические нормы ………………………………………………………………………………… | ||
9.6. Семинарское занятие. Грамматические нормы в употреблении существительных, прилагательных, местоимений, глаголов …………………………………………………….. | ||
9.7. Материал для практических занятий ……………………………………………………………. | ||
9.8. Материал для подготовки к контрольным занятиям ……………………………………… | ||
Глава X. Графика | ||
10.1. Материал для практических занятий ………………………………………………………….. | ||
Глава XI. Орфография. Нормы правописания | ||
11.1. Правописание гласных в корне. Корни с чередованием ………………………………. | ||
11.2. Правописание приставок …………………………………………………….……………………… | ||
11.3. Правописание личных окончаний глагола и глагольных суффиксов …….……… | ||
11.4. Правописание о, е, ё после шипящих и ц …………………………………………………… | ||
11.5. Правописание н и нн в прилагательных и причастиях …………………….………….. | ||
11.6. Правописание части не и ни с местоимениями и наречиями ……………………….. | ||
11.7. Правописание приставки не и частицы ни ………………………………….………………. | ||
11.8. Правописание сложных слов ………………………………………………………………………. | ||
11.9. Правописание предлогов и союзов ………………………………………….…………………. | ||
Глава XII. Синтаксис. Основные единицы | ||
12.1. Понятие о словосочетании. Отличие от слова и предложения …………………….. | ||
12.2. Виды подчинительной связи в словосочетании ………………………………………….. | ||
12.3. Типы словосочетаний в зависимости от главного слова ………………………………. | ||
12.4.-12.5. Понятие о предложении. Типы предложений по цели высказывания, интонации и составу …………………………………………………………………………………… | ||
12.6. Типы предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения и всех необходимых членов данной структуры ………………………. | ||
12.7. Порядок слов в предложении …………………………………………………………………….. | ||
12.8. Особенности согласования сказуемого с подлежащим, определения с определяемым словом ……………………………………………………………………………………….. | ||
12.9. Способы выражения сказуемых, способы управления падежом существительных ……………………………………………………………………………………………………… | ||
12.10. Семинарское занятие. Синтаксические нормы …………………………………………… | ||
12.11. Материал для практических занятий ………………………………………………………… | ||
12.12. Материал для подготовки к контрольным занятиям ………………………………….. | ||
Глава XIII. Пунктуация. Пунктуационные нормы | ||
13.1. Общие понятия об осложненном предложении …………………………………………… | ||
13.2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами ………………………. | ||
13.3. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения ….. | ||
13.4. Знаки препинания в предложениях со вставными и вводными конструкциями …. | ||
13.5. Знаки препинания в предложениях с обращениями ……………………….…………… | ||
13.6. Знаки препинания в сложносочиненном предложении ……………………………….. | ||
13.7. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении ……………………………… | ||
13.8. Материал для практических занятий ………………………………………………………….. | ||
13.9. Материал для подготовки к контрольным занятиям ……………………….…………… | ||
Глава XIV. Функциональные стили речи. Стилистические нормы | ||
14.1. Специфика публицистического стиля. Жанры …………………………………………….. | ||
14.2. Научный стиль. Лексика. Сфера употребления …………………………….…………….. | ||
14.3. Официально-деловой стиль. Штампы. Канцелярит ……………………………………… | ||
14.4. Стиль художественной литературы. Жанры ………………………………………………… | ||
14.5. Семинарское занятие. Функциональные стили речи ……………………………………. | ||
14.6. Семинарское занятие. Разговорный стиль речи …………………………………………… | ||
14.7. Материал для практических занятий …………………………………………………………… | ||
14.8. Материал для подготовки к контрольным занятиям ……………………….…………… | ||
Глава XV. Педагогическая речь | ||
15.1. Семинарское занятие. Коммуникативные качества речи. Жанры речи …….… | ||
15.2. Материал для подготовки к контрольным занятиям ……………………….…... | ||
Рубежный контроль ………………………………………………………………… | ||
Примерные задания к экзамену по русскому языку и культуре речи ……………. | ||
Контроль остаточных знаний ……………………………………………………... |
|
|
|
|
|
|