Художественное пространство в тексте

Комплексный лингвистический анализ

Перед нами небольшой юмористический рассказ – юмореска в духе раннего Чехова, Антоши Чехонте, живая и образная миниатюра. Художественное пространство в рассказе начинается со статического, то есть не меняющегося на протяжении произведения точечногопространствагостиной, что сразу же, по сути, пересекается со временем – мы понимаем, что «знойное "после обеда"» означает, что время года, в котором происходят описываемые события, это лето. На протяжении всего рассказа мы видим пространство ограниченное и привязанное к определённому субъекту, в нашем случае к «барышне лет восемнадцати». Рассказ не случайно начинается со слов «знойное "после обеда"», что как раз и означает послеполуденный сон, т.е. мы ожидаем оказаться в каком-то смыслене в определённом конкретном пространстве, не в ограниченном, а в космическом, открытом, тогда как мы с первого же абзаца встречаемся, по сути, с обычной обывательницей, ленивой барышней, которую сморил сон. Характеристика характера этой девушки, ироничное отношение к ней автора особенно подчеркивается фразой и маркерами внешнего пространства, с помощью которых описывается наша барышня: «По её лицу гуляют мухи, у ног валяется открытая книга, рот полуоткрыт, дыхание чуть-чуть». Причём книга не лежит, а именно «валяется», говорит Чехов. То есть, мы уже понимаем, насколько эта барышня ленива и небрежна.

Далее пространство остаётся также конкретным реальным, снова упоминается о гостиной, в которой, собственно, и происходит всё действие. Затем перед нами появляется ещё один персонаж, ещё более комичный. А.П.Чеховсо свойственной ему меткой иронией говорит об этом человеке, описывая его внешность: «старичок из породы гоголевских мышиных жеребчиков».Обратившись к значению данного фразеологизма, мы увидим, что это выражение, давно бытовавшее в русской устной речи, в литературе впервые встречается именно у Н.В. Гоголя в поэме «Мёртвые души»: «Он (речь идёт о Чичикове) непринужденно и ловко разменялся с некоторыми из дам приятными словами, подходил к той и другой дробным, мелким шагом, или, как говорят, семенил ножками, как обыкновенно делают маленькие старички-щеголи на высоких каблуках, называемые мышиными жеребчиками, забегающие весьма проворно около дам». Вообще «мышиный» — это название лошадиной масти, обыкновенно серой. В переносном смысле это слово означает седеющий. А в шутливо-ироническом тоне в контексте данного рассказа – молодящийся старый волокита.

Отметим ещё один интересный момент, в рассказе есть также психологическое пространство, которое пересекается с конкретным реальным точечным, более того, сначала появляется в реальном «старичок из породы гоголевских мышиных жеребчиков», а потом начинается психологическое пространство, данное в полусознательной реакции девушки на присутствие князя. Это даёт основание полагать, что писателем использован данный приём для передачи некоей иронии относительно того, что происходит в рассказе, а также показывается, насколько пошлы и ограничены сами мысли этой «барышни лет восемнадцати»(потому что даже в её мечтаниях мы встречаемсяснова с конкретным пространством: «Как я несчастна! - шепчет она, засыпая. - Вечно мне снятся то козлы, то негодяи!»), тем более автор упоминает слово «вечно», синонимами к которому могут служить такие слова как «всегда», «обычно», «постоянно»,из чего следует, что этой девушке «козлы» и «негодяи» снятся не так уж редко. Ещё вопрос, что за романы она читает? Наверняка французские, бывшие тогда в моде, и непременно о любви. Но об этом писатель не упоминает, предоставляя читателю уже самому домысливать данный факт. Да и потом, вероятнее всего читать барышня не особенно любит, раз книга небрежно «валяется» у её ног.

Также в тексте есть и социальный тип пространства, касающийсяне только князя, которого автор опять-таки шутливо-иронически именует «старцем», тогда как в нашем понимании старец – это человек, убелённый сединами и умудрённый богатым жизненным опытом, а не порочный сластолюбец, что называется «седина в бороду, бес в ребро», но и самой барышни, которая может позволить себе спать после обеда.

Исходя из данного анализа, можно сделать вывод, что в рассказе преимущественно конкретное реальное пространство. Автор больше заостряет внимание на самой картине происходящего. Другие типы пространства встречаются реже. Следовательно, можно сказать, что автору важнее показать поведение героев в конкретных обстоятельствах, благодаря чему мы можем лучше понять характер каждого персонажа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: