Епископ Иоанн и его Службы Ростовским святителям

К концу XII века указывается еще один автор, связанный с прославлением святителя Леонтия Ростовского, – преосвященный Иоанн, епископ Ростовский. Дату прославления архиепископ Черниговский Филарет связывает с 1164 годом[801], а профессор Е.Е. Голубинский – с 1194 годом[802]. Следует при этом отметить, что Е.Е. Голубинский говорит о каноне одному святителю Леонтию, написанном епископом Иоанном, а архиепископ Филарет предположительно высказывается и о Службе прославленному тогда же святителю Исаии Ростовскому. В Минее месячной Служба святителю Леонтию положена на 23 мая[803], а святителю Исайи – на 15-е число того же месяца.

Служба святителю Леонтию подробна; в ней имеются стихиры малой вечерни, восемь стихир (со «славной») на Господи, воззвах великой вечерни. Утреня содержит седальны и канон, надписанный: творение Иоанна епископа. Выразителен тропарь, где священномученический подвиг святителя Леонтия назван апостольским.

В связи с указанием архиепископа Филарета Черниговского на то, что вместе со Службой святителю Леонтию могла быть написана и Служба святителю Исаии, логично будет рассмотреть некоторые детали Службы и этому второму апостолу Ростовской земли.

В Службе привлекает внимание то, что творец ее говорит о создании в Ростове новых людей, новой Церкви. Так, уже в первой стихире на Господи, воззвах указывается, что Святитель просвещал новокрещенныя люди светом богоразумия [804], и ниже – что он научил... новопросвещенныя люди неподвижным быти во Христове вере [805]. Эта же мысль неоднократно запечатлевается и в тропарях канона.

Второй особенностью Службы святителю Исаии является то, что в ней предельно четко показывается, кем был для Ростовской земли святитель Леонтий и какое место занимает святитель Исаия. Преславный и чудный Леонтий, – говорится в 4-й песни канона, – яко благоцветущь сад насади Ростовския люди... ты же, блаженне, до конца сих напоил ecи твоим учением и ко Христу яко зрел плод принесл eси [806]. В стихире по 50-м псалме творец Службы утверждает святителя Исаию: Христос показа второе светило в Ростовстей Церкви [807].

Служба святителю Исайи написана тогда, когда память Леонтия, первоапостола Ростовского, праздновалась уже 23 мая, и, с другой стороны, тот факт, что все время подчеркивается идея новых людей в Ростовской Церкви, а также то, что святой Исаия является вторым по святителе Леонтии и больше не упоминается никакого иного имени, может в равной степени говорить и о древнем происхождении данного богослужебного произведения.

В обеих Службах отмечается определенная доля подражания ранее сложенным церковным песням, в них нет стремления изложить, раскрыть великие богословские истины – и вместе с тем в обеих Службах подкупают их искренность, простота, их поистине святоотеческое смирение. Задача дальнейших исследований – точно установить имя творца Службы святителю Исаии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: