Страховое право занимает важное место в системе финансового и гражданского права и делится на два направления:
1. Правоотношения регулирования страхования как подотрасли гражданского права (страховщик – страхователь).
2. Правоотношения по поводу организации страхового дела (финансовая деятельность, процессуальное право, государственное право).
Государственная политика по организации и регулированию деятельности страхового рынка реализуется через Департамент Росстрахнадзора. Правительство РФ приняло постановление от 30 июня 2004 г. №330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора», в котором определены цели, функции, права и обязанности этого государственного органа. Федеральная служба страхового надзора (ФССН) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.
Цели государственного страхового надзора состоят в обеспечении:
· соблюдения требований законодательства РФ о страховании;
|
|
· эффективного развития страхового рынка;
· защиты прав и интересов страхователей;
· защиты прав и интересов страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.
Основные функции органов государственного страхового надзора:
· выдача лицензий страховщикам и осуществление страховой деятельности;
· ведение единого Государственного реестра страховщиков и их объединений, реестра страховых брокеров;
· контроль за обоснованностью страховых тарифов;
· контроль платежеспособности страховщиков;
· установление правил формирования и размещения страховых резервов;
· установление показателей и форм учета страховых операций, отчетности о страховой деятельности;
· разработка нормативных и методических документов по страхованию;
· осуществление расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых актуариев;
· осуществление выдачи страховщикам банковских гарантий и др.
Для выполнения этих функций государственные надзорные органы страхования наделены соответствующими правами. Страховщики обязаны представлять им установленную отчетность о страховой деятельности и информацию о своем финансовом положении. Необходимая информация может быть затребована от предприятий, учреждений и организаций, в т.ч. и от банков, а также получена от граждан. Органы надзора могут проводить проверки страховщиков на предмет соблюдения ими законодательства о страховании и достоверности предоставляемой отчетности. При выявлении нарушений органы надзора могут давать страховщикам предписания по их устранению, а в случае их невыполнения приостанавливать или ограничивать действие лицензий таких страховщиков вплоть до принятия решений об отзыве лицензии. При неоднократных нарушениях страховщиком страхового законодательства, а также при выявлении организаций, занимающихся страхованием без лицензии, надзорные органы могут обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации такого страховщика.