Следующий этап нашей работы включал систему разнообразных форм образовательной деятельности с детьми. Вы их видите на слайде. (схема).
На основном этапе самым трудоемким по содержанию - был этап осуществления намеченных планов.
На начальном этапе моей работы был подобран:
Фольклорный материал в соответствии возраста детей;
Подготовлена и проведена консультация для родителей «Пестовать – значит нянчить»
Изготовлена папка – передвижка «Песенки – пестушки в жизни детей»;
Оформлен стенд для родителей
Использование иллюстраций из фольклорных произведений;
Провела родительское собрание «Помогает ли вам фольклор воспитывать малыша?» (Приложение №).
Фольклорные произведения использую на протяжении всего дня, включаю их в различные режимные моменты.
Поскольку самым интересным и важным моментом для ребенка является встреча с воспитателем, стараюсь приветливо встретить его, тепло улыбнуться, приобнять, посадить его к себе на корточки, здороваюсь с ним и приглашаю пройти в группу, используя фольклор:
|
|
Доброе утро, зайка мой.
Доброе утро, Тимошенька дорогой.
Я Тимошеньку люблю,
Ему песенку спою.
Такие добрые слова говорю всем детям, приходящим в детский сад.
В первые дни пребывания ребенка в детском саду многим не нравятся некоторые культурно-гигиенические навыки: умывание, раздевание, усаживание на горшок. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент использую потешки, песенки. Так при умывании детей произношу:
Водичка, водичка,
Умой Насте (Кате) личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Когда дети мылят руки, сопровождаю их действия потешками:
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Или:
В руки мыло мы возьмем
И водичкою польем.
Моем руки чисто, чисто.
А потом лицо умыли,
Носик тоже мы промыли.
Полотенцем вытирались,
На себя мы любовались.
Удачно использованная потешка помогает воспитателю во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть:
Каша из гречки
Варилась на печке,
Варилась и прела,
Чтобы Катя ела.
Или:
Умница, Катенька,
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Или:
Варись, варись кашка
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Варись кашка сладка,
Из густого молока,
Из густого молока
Да из мелкой крупки
У того, кто кашу съест
Вырастут все зубки!
При одевании детей на прогулку проговариваем:
Мы наденем Мишке,
Теплые штанишки,
Мы наденем Мишке
Валенки -малышки.
Или:
Вот они, сапожки:
Этот – с левой ножки,
|
|
Этот – с правой ножки.
Наденем сапожки:
Этот – с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
Процесс пробуждения детей мы сопровождаем чтением потешек, пестушек:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Просыпайся наш дружок,
Встань, наш Митенька, дружок.
Или:
Травка – муравка со сна поднялась,
Птица – синица за зерно взялась.
Детки, просыпайтесь,
С кроваток поднимайтесь.
При пробуждении всей группы детей использовали игровой приём с куклой.
Мы простынку поправляем,
Мы кроватку заправляем.
Вот так, вот так.
Одеяло мы поправим,
И постельку мы заправим.
Вот так, вот так.
7 слайд. Ведущей педагогической идеей моей работы является создание условий для развития культурно-гигиенических навыков младших дошкольников, их творческой самореализации в неразрывном единстве речи, игры, разнообразных движений, пении.
Я думаю, что фольклор в силу своих особенностей выступает в качестве содержательной основы обучения на ранней ступени и предполагает использование оптимальных методов и приемов, которые носят развивающий характер и влияют на все сферы развития человека.
Таким образом, использование фольклора в период обучения культурно-гигиеническим навыкам будет способствовать повышению эмоционального настроя ребенка, побуждать к совместным действиям со взрослыми, устанавливать доверительные отношения в коллективе, способствовать постепенному вовлечению ребенка в новую социальную среду, обеспечивать непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.
Гипотеза, что формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников проходит успешно, если используется устное народное творчество подтвердилась.
8 слайд. Методы и приёмы работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей.
Методы:
1. Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов гигиенических процедур
2. Пример взрослого
3. Приучение, упражнение
4. Создание воспитывающих ситуаций
5. Моделирование
6. Поощрение, которое помогает ребёнку утвердится, проверить свои силы (особенно в освоении новых навыков)
Приёмы: малые фольклорные жанры: потешки, прибаутки, пословицы, поговорки, пестушки, заклички, кричалки.
Используя малые формы фольклора в работе с дошкольниками в течение дня, я с уверенностью могу отметить положительное воздействие, как на детей, так и на процесс воспитания. Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают там, они улыбчивы, жизнерадостны, в группе всегда звучит смех. В играх самостоятельно используют малые формы фольклора. Режимные процессы становятся для детей делом приятным.
9 слайд. На начальном этапе моей работы был подобран:
1. Фольклорный материал в соответствии возраста детей;
2. Изготовлена папка – передвижка «Песенки – пестушки в жизни детей»;
3. Использование иллюстраций из фольклорных произведений;
4. Изучение программных ресурсов.
Фольклорные произведения использую на протяжении всего дня, включаю их в различные режимные моменты.
Поскольку самым интересным и важным моментом для ребенка является встреча с воспитателем, стараюсь приветливо встретить его, тепло улыбнуться, приобнять, посадить его к себе на корточки, здороваюсь с ним и приглашаю пройти в группу, используя фольклор:
Доброе утро, зайка мой.
Доброе утро, Тимошенька дорогой.
Я Тимошеньку люблю,
Ему песенку спою.
Такие добрые слова говорю всем детям, приходящим в детский сад.
В первые дни пребывания ребенка в детском саду многим не нравятся некоторые культурно-гигиенические навыки: умывание, раздевание, усаживание на горшок. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент использую потешки, песенки. Так при умывании детей произношу:
|
|
Водичка, водичка,
Умой Насте (Кате) личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Когда дети мылят руки, сопровождаю их действия потешками:
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Или:
В руки мыло мы возьмем
И водичкою польем.
Моем руки чисто, чисто.
А потом лицо умыли,
Носик тоже мы промыли.
Полотенцем вытирались,
На себя мы любовались.
Удачно использованная потешка помогает мне во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть:
Каша из гречки
Варилась на печке,
Варилась и прела,
Чтобы Катя ела.
Или:
Умница, Катенька,
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Или:
Варись, варись кашка
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Варись кашка сладка,
Из густого молока,
Из густого молока
Да из мелкой крупки
У того, кто кашу съест
Вырастут все зубки!
При одевании детей на прогулку проговариваем:
Мы наденем Мишке,
Теплые штанишки,
Мы наденем Мишке
Валенки -малышки.
Или:
Вот они, сапожки:
Этот – с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
Наденем сапожки:
Этот – с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
Процесс пробуждения детей я сопровождаю чтением потешек, пестушек:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Просыпайся наш дружок,
Встань, наш Митенька, дружок.
Или:
Травка – муравка со сна поднялась,
Птица – синица за зерно взялась.
Детки, просыпайтесь,
С кроваток поднимайтесь.
При пробуждении всей группы детей использовали игровой приём с куклой.
Мы простынку поправляем,
Мы кроватку заправляем.
Вот так, вот так.
Одеяло мы поправим,
И постельку мы заправим.
Вот так, вот так.
Таким образом, использование фольклора в различных воспитательных моментах способствует привитию различных культурно-гигиенических правил.
Из практики моей работы по формированию культурно-гигиенических навыков с использованием фольклора, я пришла к выводу, что возможности фольклора в воспитании дошкольников очень широки и многогранны. Он развивает и совершенствует речь, мышление, вызывает яркие эмоциональные отклики, воспитывает чувство доброты и уважения.
|
|
Слайд.
Работа по формированию у дошкольников культурно-гигенических навыков более эффективна, если она осуществляется в тесном контакте с родителями.
Мероприятия по сотрудничеству с родителями представлены на слайде.
Взаимодействие с родителями по вопросам сформированности культурно-гигиенических навыков, ознакомления с фольклором тоже подтверждается положительными показателями. Увеличился процент информированности родителей об использовании фольклора в воспитании культурно-гигиенических навыков младших дошкольников. Мне была необходима тесная связь с родителями.
Чтобы держать родителей в курсе событий я в папку - передвижку вложила статью «Развитие культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников» и консультации «Как прививать малышам полезные привычки и навыки самообслуживания», «Роль в фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста», «Гигиена может быть веселой!».
Для достижения наилучших результатов веду работу с родителями по данному направлению.
- Провела анкетирование «Использование фольклора в семейном воспитании».
- Родительское собрание «Формирование представлений у детей о здоровом образе жизни через малые жанры фольклора», «Режим дня, его значение в здоровье ребенка» - круглый стол.
- Выпуск буклета для родителей «Потешки – в воспитании культурно- гигиенических навыков у дошкольников»
- Привлечение родителей к созданию предметно-пространственной среды в группе
- Оформила папки-передвижки: «Потешки для плачущего ребёнка», «Потешки при одевании и раздевании», «Потешки при умывании», «Как использовать русское народное творчество дома»
- Оформила консультации для родителей «Здоровье всему голова», «Закаляйся, если хочешь быть здоров», «Водичка, водичка, умой мое личико», «Баю-баюшки-баю», «Одежда и обувь для группы», «Когда я ем, я глух и нем», «Игры с детьми на отдыхе в летний период»
- Провожу совместные развлечения родителей с детьми
- Индивидуальные беседы с родителями: «Питание ребенка летом», «Режим дня и последствия его нарушения», «Формирование навыков кормления и одевания», «От чего болят зубы», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»
- Семинар-практикум «Чистота и здоровье. Когда надо мыть руки?», «Как мы моем ладошки и отжимаем руки»
Слайд.
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых – родителей, воспитателей. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях воспитателей и родителей. В беседе с родителями я подчеркиваю обязательность соблюдения такого же режим и дома, указываю на необходимость закрепления дома гигиенических навыков и привычек, которые ребенок приобретает в детском саду.
Просвещение родителей идёт параллельно с гигиеническим воспитанием ребенка в дошкольном учреждении. Это поможет ребенку освоить новый навык и облегчит закрепление гигиенических знаний.
С родителями я провожу беседы, в которых использую конкретные примеры из жизни в детском саду.
Я провожу индивидуальные беседы с каждым родителем, избегая публичных обсуждений ошибок, допускаемых родителями в воспитании детей, так как это может вызвать негативную реакцию и прервет контакт, что существенно вредит делу.
Общие вопросы гигиенического воспитания детей, укрепления здоровья выносятся на родительские собрания.
Например: Тема родительского собрания «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора».
Цель: Формирование у детей и родителей культурно-гигиенических навыков средствами фольклора.
Участники собрания: воспитатели, родители, медсестра.
Здесь мне важно заинтересовать родителей, привлечь их принять активное участие в обсуждении этого вопроса, обменяться опытом семейного воспитания.
Я провожу «блиц-опрос родителей» по культурно-гигиеническим навыкам, анкетирование, рекомендации «Полезные советы для родителей».
В раздевалке оформлен «Уголок для родителей», где помещаю тематические бюллетени, плакаты, стенды с иллюстрациями основных моментов жизни ребенка в саду и дома: игры, зарядка, закаливание, труд. Здесь помещаю советы педагога, врача, рекомендации по гигиеническому воспитанию детей. Подготовила фотовитрину: «Дома» и «В детском саду». Фотографии, иллюстрации рассказывают о гигиеническом поведении ребенка дома и в детском саду.
Я организовала выставки методической и научно-популярной литературы, памяток, брошюр, предоставив родителям, возможность брать книги домой для более глубокого изучения вопросов развития. В работе с родителями я рекомендовала средства массовой информации и пропаганды кино, телевидение, радиовещание, печать.
Для закрепления навыков гигиенической культуры предложила родителям приобрести дидактический материал, настольно-печатные игры, художественную литературу (К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», А. Барто «Девочка чумазая», «Девочка ревушка», М.Яснов «Я мою руки», Я. Аким «Мыть посуду я люблю», В. Зайцев «Я одеться сам могу», А. Воронкова «Маша-растеряша», Е. Благинина «Аленушка», «Научу обуваться я братца», З. Александрова «Утром», «Купание»).
Предложила родителям использовать в играх с детьми потешки, загадки, песенки, пословицы.
Использование потешек, прибауток создает у детей хорошее настроение и формирует культурно-гигиенические навыки. Большую роль играет оценка, т.е. суждение взрослого о поступках и поведении ребенка. Более широко необходимо пользоваться положительной оценкой, одобрение, поощрением, похвалой.
Обязанность родителей – постоянно закреплять культурно-гигиенические навыки, полученные ребенком в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.