Культура эпохи Просвещения

Эпоха Просвещения (конец XVII - XVIII вв.) время ве­ликих социальных потрясений, с одной стороны, бурное развитие материальной культуры, появление машинного производства, с другой - обострение социальной несправедливости. Просвещение в своей основе демократично, главная задача приобщение к знаниям всего народа, каждого человека.

XVII век - источник современности, период Нового времени. Время осознания того, что идеал человека Ренессанса не только остался недо­стижимым, но и потерпел крушение. Оно приводит, с одной сто­роны, к усилению упорядоченного, размеренного образа жизни и мышления, с другой - к бунтарским настроениям в самых разных слоях населения.

Черты эпохи Просвещения, «Века разума»:

1) зарождение и становление бур­жуазных экономических отношений;

2) освобождение общественного сознания от религиозного давления;

3) распространение идеалов про­тестантизма;

4) развитие естество­знания, рост интереса к научному и философскому знанию;

5) новое понимание челове­ческого бытия (изменилось отношение к Богу, обществу, государству, другим лю­дям);

6) новое понимание че­ловека (предмет внимания природа, изучаются ее законы, а также закономерности развития обще­ства, государства);

7) исторический оптимизм (век утопий);

8) торжество Разума;

9) идеи равенства всех людей.

Просвещение рассматривало природу как высшую реальность, тождественность мира и природы; развенчало полити­ческие и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества; создало позитив­ную, обращенную к человеку, вне зависимости от его социальной принад­лежности, систему ценностей запад­ной цивилизации. Человек XVII в. ощущает себя «гражданином мира» (великие географические открытия). Взаимодействие общества и государства принимает форму договора, идея едине­ния под влиянием сильной власти монарха становится господствующей. Абсолютная монархия как форма государства может объединить разрозненные народы и земли.

Для мыслителей эпохи Просвещения характерен универсализм твор­ческих и жизненных интересов («Энциклопедия искусств, наук и ремесел» в 28-ти томах; предлагала новые этические и эстетические нормы, общественно-поли­тические идеалы и нравственные ценности; в издании участвовали все выдающиеся деятели Просвещения из Франции, Герма­нии, Голландии, Англии и других стран; организатор издания Дидро).

Литератур­ные школы:

классицизм - Вольтер (отразил приметы времени, сложность и противоре­чивость, обличал пороки государства, лицемерие официальной цер­кви, написал более 70 произведений);

романтизм – Руссо ( отвергал формальные излишества, отстаивал простоту и естествен­ность языка, обращение к жизненной прав­де, положительные герои всегда приносят в жертву мо­ральным принципам себя и свою жизнь, человек велик чувствами, литература должна их отра­жать и воздействовать на личность);

реализм – Дидро (задача искусства - служить передовым иде­ям эпохи, принцип идейности).

Особенности живописи эпохи просвещения:

- светский харак­тер искусства;

- повседневность, отражение реальной жизнью ре­альных людей;

- появление «пейзажей настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди);

- внимание к эскизу (личное, индивидуаль­ное восприятие, настроение, отра­женное в нем, вызывают большее эмоциональное и эстетическое воз­действие, чем законченное произве­дение);

- приоритет рисунку и гравюре (устанавли­вают более непосредственную связь между зрителями и художником, чем картины);

- уси­ление роли цвета, многокрасочность, яркость (картина не только выражать и отражать нечто, но и украшает место, где она находит­ся).

В эпоху Просвещения в Европе устраи­ваются первые публичные выставки – салоны ( новый вид связи искусства и общества).

Театр оказался близким духу эпохи. Бурная об­щественная жизнь подсказывала ему интересные сюжеты, наполняя старые фор­мы новым содержанием. Театр вошел в жизнь людей, поскольку выполнял зада­чи времени.

Музыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глубиной анализа самых потаенных уголков человеческой души. Меняется отношение к музыке, которая еще в XVII в. была всего лишь прикладным инструментом воздействия как в светской, так и в религиозной сферах культуры. Во Франции и в Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светс­кий вид музыки - опера. В Германии, Ав­стрии развивались наиболее «серьезные» формы музыкальных произведений - ора­тория и месса (в церковной культуре) и концерт (в светской культуре). Вершиной музыкальной культуры эпохи Просвеще­ния является творчество Баха и Моцарта. Разум, культ света, представление о че­ловеке как о венце Вселенной в опере Мо­царта «Волшебная флейта» сочетаются с основными идеями утопий XVIII в.

Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Просвещения были сады и парки. Как и в утопиях, в них констру­ировался мир, альтернативный существу­ющему. Мир, который отвечал представ­лениям времени об этических идеалах, счастливой жизни, гармонии природы и человека, людей между собой, свободе и самодостаточности человеческой личнос­ти. Как и природа в целом, сад или парк становился местом философских бесед и размышлений. Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и благород­ной цели - служить совершенной средой для совершенного человека. В композицию парков и садов включались библиотеки, картин­ные галереи, музеи, театры, храмы. Сад - отражение просветительских представлений о счастье как «естественном состоянии» «ес­тественного человека», основным условием которого было возвращение к природе.

Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных начала: классицизм и романтизм.

Классицизм включал в себя идею подчинения челове­ка общественной системе. Классицизм XVIII в. в отличие от XVII включал элементы романтизма. Классицизм свя­зывает упорядоченность мира с чело­вечностью, с мудростью, которая должна привести людей к разумному пониманию, к веротерпимости, к высшей справедливости.

Романтизм под­черкивал индивидуальное и личностное начала. Романтизм (от франц. - роман) - представители художественного направления, с конца XVIII в. выдвигавшие требование эмоционального, свобод­ного и, прежде всего, индивидуального отношения художника к жизни. Новым в искусстве XVIII в. было направ­ление сентиментализма. Сентиментализм освещал внутренний, интимный мир человеческих чувств и мыс­лей, и не требовал особого стилистического оформления.

Таким образом, культурное наследие Нового времени отличается богатством жанров и сти­лей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и ве­рой в человека и его разум.

Культура XIX в.

В своей основе культура XIX в. базируется на ценностях культуры Нового времени - рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм и др. К XIX в. мир стал качественно другим и культура избирает путь переоценки ценностей. Главная направленность культуры - поиск места и роли человека в мире, меры справедливости. В XIX в. кризис христианской космоло­гии, организации перерастает в кризис всего христианского мировоззрения, морали.

Идея прогресса – основная в общественной мыс­ли (выдвигались различные взгляды: Конт, Гегель, Маркс относительно движущих сил общественного прогресса, критериев, определяющих его направление, зако­нов истории, обуславливающих его ход и последовательность сменяющих друг друга состояний общества и культуры).

Общие черты идей прогресса:

- существуют объективные зако­ны истории, определяющие развитие че­ловеческого общества - человечество идет по пути исторического прогресса, важной составляющей которого является куль­турный прогресс;

- исторический прогресс одноли­неен;

- даль­нейший прогресс должен поднять куль­туру всего неевропейского мира до уровня европейской культуры.

Комплекс идей, связанных с послед­ним из перечисленных положений, называют европоцентризмом. Он являет­ся порождением европейской («запад­ной») цивилизации и выражает ее собственную самооценку. Европоцент­ризм есть апологетика западной куль­туры, западных ценностей, западного образа жизни. Идеолог европоцентризма, не­мецкий философ и теолог Э. Трёльч (1865-1923: только европейский дух, унаследовавший великую античную культуру и познавший «святые истины христианства», способен понять един­ство человеческого рода и его истори­ческий путь.

Однако уже в XIX веке изу­чение культур различных народов по­рождает сомнения относительно воз­можности выстроить их в одну шерен­гу «по росту» их уровня развития. Исторические и этнографические дан­ные свидетельствуют о том, что даже в примитивных культурах отсталых на­родов имеются достижения, усвоение которых способно обогатить европейс­кую культуру (например, музыкальные формы, врачебное искусство). Пренеб­режительное отношение к «нецивили­зованным» народам встречает осужде­ние со стороны гуманистически настро­енной интеллигенции.

Искусство XIX века.

Отсутствие единой эстетической доминанты - родовой, видовой, жан­ровой. Асинхронность и многостилье, борьба противополож­ных направлений в развитии искусства. Последние попытки преодолеть разорванность искусства предпринимают в начале века роман­тизм («динамический синтез искусств»), а в конце - неоромантизм, или модерн. Происходит своеобразная «передислокация» видовых и жанровых форм художественного освоения действитель­ности. Одни уходят на задний план (архитектура), другие выдвигаются на авансцену: в романтизме – музыка и по­эзия, в реализме – социальный роман, и т. д.

В XIX в. складывается классическая модель институтов художественной культуры. В мир искусства наряду с про­фессиональным творчеством входит фольклор, прикладное искусство и художе­ственная промышленность. В XIX в. зарождаются «индустрия словес­ности», «индустрия зрелищ» и т. д. - эти слагаемые «мас­совой культуры».

Этапы развития искусства XIX в.:

1) эпоха романтизма (первая половина XIX в.);

2) эпоха реализма (40-е XIX в.);

3) эпоха декаданса (с конца 50-х гг. до начала первой миро­вой войны).

1) Бегство за пространственные пределы буржуазного общества выступало в трех формах:

Первое направление - уход в природу (отсюда интерес к деревне, критика города, интерес к духовности народа, выра­женной в фольклоре).

Второе направление уход от действительно­сти в иное время (не находя опоры в настоящем, роман­тизм разрывает естественную связь времен, идеализирует прошлое, его нравы, патриархальный образ жизни (Кольридж, Ж. Санд), ремесленный уклад (Новалис, Гофман), рыцар­ский кодекс чести (В. Скотт) и т. д.).

Третье направление – уход в собственный внутренний мир, в свое «Я» (сказки Гофмана, Гауфа, ро­мантический портрет).

Присущее культуре Нового времени признание высо­кого ценностного ранга личности выливается в романтиз­ме в идею ее уникальности и неповторимости. В романтизме происходит эстетизация всего мировоззрения, появляется идея «синтеза искусств».

2) Реализм как тип культуры продукт Нового времени, крити­ческий реализм - высшая точка реализма. Реа­лизм объединяло с романтизмом не только разочарование в итогах революции, отрицательное отношение к утвердив­шейся буржуазной действительности, но и обращенность к духовному миру человека, борьба за самоутверждение лич­ности. Реализму близка открытая романтиками тема народности. Реализм интересует точное изображение характеров в типичных обстоятельствах (Мопассан, Бальзак, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др.).

3) Декаданс (от фр. - «упа­док») - в своем генезисе явление сложное и противоречивое, связанное с различными направлениями в худо­жественной культуре. Он обозначает кризисные явления в духовной культуре кон­ца XIX-начала XX в., отмеченных настроениями безна­дежности, пессимизма, упадничества.

Трансформация основных мировоззренческих установок в XIX в.:

- понимание природы-матери, природы-первотворца усту­пает место чисто утилитарному ее пониманию как универ­сальной кладовой, неисчерпаемого источника материалов и энергий, всеобщей мастерской.

- развитие науки лишает человека статуса «венца мироздания», «меры всех вещей», образа и подобия Бога. Человек предстает как носитель подсознательного либидо, разновид­ность отношений по типу «стимул-реакция», «животное, находящееся в близком родстве с обезьяной» и т.д.

- опережение темпами тех­нического освоения мира темпов гуманистического осоз­нания последствий принимаемых решений.

Таким образом, культура XIX века унаследовала все проблемы про­шлого: стремление к преобразованию общества, развитие капита­листической экономики; развивалась под влиянием разнообразных политических, социальных, религиозных, национальных факторов. Новые идеи Великой французской революции (свобода, равенство, братство) значительно расходились с практикой их воплощения в жизни. Особенностью развития культуры становится критика и поиск новых художественных направлений и стилей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: