Общие сведения о науке и научных исследованиях

Ю. А. Саяпин

 

 

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

 

Конспект лекций

 

 

Омск

Издательство ОмГТУ

 

УДК 001.8

ББК 72.4(2)8

 

 

Рецензенты:

Н. В. Свинтицкий, канд. экон. наук, доцент СибАДИ;

Н. А. Мальцева, канд. техн. наук, доцент СибАДИ

 

Саяпин, Ю. А.

Методология научных исследований: консп. лекций / Ю. А. Саяпин.

– Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 75 с.

 

В конспекте лекций рассмотрены общие сведения о науке и научных исследованиях, методологические основы научного познания, изложены основные положения, связанные с организацией, постановкой и проведением научных исследований. Значительное внимание уделено методам поиска информации, принципам организации и управления коллективом, правилам оформления результатов научной работы.

Представленный материал предназначен для бакалавров по направлению «Технологические машины и оборудование» и для инженеров по специальности «Оборудование и технология сварочного производства».

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омского государственного технического университета.

УДК 001.8

ББК 72.4(2)8

 

© Омский государственный

технический университет, 2008

 

Введение

 

Важнейшей экономической задачей при развитии промышленности страны является ускорение научно-технического прогресса на основе новейших технологий. Развитие таких отраслей промышленности, как энергетическое и транспортное машиностроение, ракетная техника, авиастроение неразрывно связано с применением технологических процессов сварки, базирующихся на крупных фундаментальных исследованиях.

Сварка, как и другие ведущие технологические процессы, определяющие технический уровень развития общества, за последние десятилетия достигла больших успехов. В настоящее время с помощью сварки изготавливают десятки миллионов тонн высококачественных ответственных сварных конструкций из металлических и неметаллических материалов. Достигнуты большие успехи в вопросах исследования и понимания процессов, протекающих при сварке и определяющих качество соединения.

Вместе с тем развитие сварочной науки и техники опережает рост профессиональной подготовки инженерно-технических работников, занятых применением этих технологий на производстве.

Дальнейший технический прогресс в обществе неразрывно связан с созданием и продвижением в жизнь принципиально новых материалов и изготавливаемых из них конструкций, которые обладают все более ярким спектром характеристик и эксплуатационных свойств. При этом проблемы получения сварных соединений из таких материалов во многих случаях остаются пока нерешенными. Эффективным, а зачастую и единственным путем решения этих проблем, является проведение научно-исследовательских работ.

Поэтому при подготовке инженеров-сварщиков стоят задачи формирования у будущих специалистов представлений о научном подходе к решению конкретных инженерных задач. Важно также обучение их выбору и разработке методик проведения исследований; привитие навыков творческой работы; обучение умению применять эти навыки при решении производственных вопросов.

Профессиональный уровень инженера определяется его фундаментальными, общеинженерными и общетехническими знаниями, творческими возможностями, навыками самостоятельного исследования, конструирования, проектирования, способностью экономически оценивать принимаемые решения. Предъявляются повышенные требования к комплексу организаторских, исполнительских, волевых качеств самого работника, к умению оперативно, настойчиво и последовательно проводить в жизнь принятые решения.

Исследовательская работа является одной из сторон инженерной деятельности специалиста. Поэтому наличие в багаже молодого специалиста знаний, позволяющих найти научные подходы к решению различных задач, в том числе и производственных, имеет очень большое значение в его профессиональном становлении.

Молодой специалист, стремящийся участвовать в развитии современных научно-производственных предприятий, в создании эффективного оборудования и технологий, просто обязан разбираться в вопросах исследования технологических процессов, понимать процессы, протекающие при сварке и определяющие качество соединения, изучать приемы решения инженерных задач, разработанные учеными и изобретателями, уметь применять их на практике.

Немаловажно для будущего специалиста и умение работать с научной литературой, умение быстро находить в огромном массиве информации необходимые для решения проблемы литературные источники. Трудно переоценить ценность этих навыков у инженера. Качественный обзор литературы нередко помогает направить исследования в нужном направлении, предупредить бессмысленную деятельность, сократить сроки выполнения и повысить уровень научной работы. Качественный обзор литературы важен также и при выполнении опытно-конструкторских работ, и при разработке технологических процессов, и при создании технологических документов.

В данном конспекте лекций, прежде всего, рассмотрены философские аспекты научного познания, его цели и задачи, раскрывается значение науки для научно-технического прогресса, изложены основные положения, связанные с организацией, постановкой и проведением научных исследований. Представлены основные методы активизации научно-технического творчества, рассмотрены формы проведения исследовательской работы, вопросы метрологического обеспечения экспериментальных исследований и обработки результатов измерений. Значительное внимание уделено методам поиска информации, принципам организации и управления коллективом, правилам оформления результатов научной работы.

Одна из последних лекций посвящена основным принципам организации и управления научным коллективом. Чтобы коллектив работал слаженно, чтобы каждый из сотрудников точно знал возложенные на него задачи и конечную цель труда всего коллектива, необходимо на научной основе организовать управление этим коллективом. И выпускник кафедры – будущий руководитель производственных и научных подразделений должен разбираться в этих вопросах и уметь правильно организовать свою деятельность.


Общие сведения о науке и научных исследованиях

 

Что такое наука? Существует несколько определений этого понятия. Чаще науку рассматривают как систему достоверных и непрерывно развивающихся знаний об объективных законах развития природы и общества. Ее определяют и как непосредственную производительную силу. Она характеризуется как постоянно развивающаяся система знаний и как реализация стремлений применить эти знания в непосредственную практическую силу общества.

Следовательно, наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении и на применение этих знаний для практического освоения действительности.

Главной функцией науки является познание объективного мира.

Возникла наука вслед за отделением умственного труда от физического. Наука является специфическим родом занятий особой группы людей, для которых познавательная деятельность является основной деятельностью (этих людей так и называют: научные работники).

Современное общество пронизано влиянием науки и техники. Без науки, без научных исследований невозможно развитие всех без исключения сфер деятельности человека. Каждый из нас это видит. Например, бурное развитие компьютерных технологий и применение их в медицине, транспорте, производстве, в быту быстро изменяют род занятий человека, появляются новые профессии, а в давно существующих профессиях требуются новые знания, умения. Работа конструктора, например, уже не связана с заточкой карандаша, тушью и циркулем. Нажимай себе кнопки – казалось бы, так легко и просто. На самом же деле нагрузка на мозг конструктора возросла. Теперь производительность самого черчения увеличилась в несколько раз, и конструктору приходится решать больше технических задач, чаще творчески мыслить.

Цель науки – познание законов развития природы и общества и получение полезных обществу результатов путём воздействия на природу на основе полученных знаний. Пока законы не открыты, человек может лишь описывать наблюдаемые явления, собирать факты, систематизировать их. Он ничего не может объяснить и предсказать.

Превращение науки в непосредственную производительную силу означает, что наука приобрела новую общественную функцию, характеризующуюся следующим:

– получением нового научного познания;

– усвоением этих знаний работниками сферы материального производства;

– внедрением знаний в производство.

Определяя понятие науки, нужно учесть два обстоятельства:

– во-первых, она представляет собой не просто сумму каких-то знаний об окружающем нас мире, а систему точно сформулированных и проверенных положений о явлениях и их глубинных связях, т. е. о законах природы и общества, выраженных посредством особых понятий и положений, называемых научными;

– во-вторых, наука – это не плод любознательности отдельных людей, а результат практической, целенаправленной деятельности всего человечества, она подчинена целям развития общественной практики.

Следовательно, наукой надо считать систему научных понятий и положений о явлениях и законах природы и общества, способную служить теоретической основой для их преобразованиях в интересах всего человечества.

Понятия и положения являются научными, если они получены посредством особых научных методов (эмпирических и теоретических) и подтвердились в процессе практики. В этом случае понятия и положения должны правильно отражать объективные законы природы и общества. Такое отражение называется научным знанием. Процесс приобретения таких знаний называется научным познанием. Приобретаются научные знания посредством проведения научных исследований (эмпирических и теоретических).

В зависимости от того, какие объекты материального мира изучаются науками, их разделяют (классифицируют) на естественные, технические, общественные и философские.

Технические науки – это специфическая система знания о целенаправленном преобразовании природных тел и процессов в технические объекты, о методах конструктивно-технической деятельности, о способах функционирования технических объектов в системе общественного производства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: