Пожизненное воспитание

 

Начиная с 1960-х гг. в мировая педагогика интенсивно разрабатывает идеи пожизненного (постоянного, непрерывного) воспитания. Эти идеи приобрели актуальность и значимость, будучи ответом на радикальные сдвиги в мировом сообществе, вызванные изменением структуры производства, интернационализацией общественной жизни, развитием новых технологий, движением к информационно ориентированному миру. В современных условиях усилилась потребность населения в непрестанном обновлении знаний и умений.

Под пожизненным воспитанием понимается поощрение развития личности в течение всей жизни и взаимосвязь школьного (институционного) и внешкольного (неформального) воспитания и обучения. Пожизненное воспитание означает преемственность между дошкольными, внешкольными и школьными учреждениями, самообразование, подготовку и переподготовку активных участников социально-экономической жизни общества. Оно предусматривает развитие системы периодически повторяющегося обучения, обогащение внешкольных образовательных программ. Пожизненное воспитание формирует способность и мотивацию к самообразованию. Школа рассматривается как стартовая площадка пожизненного воспитания. Ей надлежит давать не только базовое образование, но и подготовку, которая позволяет действовать и размышлять инициативно и самостоятельно. Препятствием для пожизненного воспитания являются слабые связи между учебными заведениями и внешкольным воспитанием и образованием. К удачным попыткам устранить такие препятствия относится деятельность культурно-просветительских центров.

Среди неформальных каналов воспитания и образования важное место занимают организации учащихся. Наиболее массовыми и влиятельными являются организации скаутов. В основе их программы лежат задачи научить руководить и подчиняться, воспитывать для деятельности во имя общественного блага. Скаутское движение накопило большой опыт воспитания честных, смелых, ловких, сметливых людей.

Связаны с проблематикой пожизненного воспитания концепции образования взрослых (андрагогика). Андрагогика не является аналогом пожизненного воспитания, будучи одной из его составляющих.

Глава 3. Школа и педагогика России в конце XIX — начале XX в.

Общий взгляд

 

В конце XIX — начале XX в. школа России вошла в полосу количественных и качественных преобразований. Увеличивались число школ и контингенты учащихся. Отдельные земства планировали осуществление всеобщего начального обучения уже к концу XIX в. Земские школы успешно конкурировали с государственными учебными заведениями в сфере начального образования. Важной сферой реформирования оказалась частная школа.

Возникают просветительские общества, сотни народных библиотек, новые педагогические журналы: «Русская школа», «Вестник воспитания», «Образование» и др. Появляется значительное число изданий новой литературы по вопросам педагогики.

В обществе было осознано, что потребности и уровень развития образования приходят во все более явное несоответствие. Пересматривался характер самой школы. Был поставлен вопрос о переходе от традиционной школы, где давались знания, умения, навыки, к школе, которая должна была готовить не только исполнительную, но и инициативную, самостоятельную, широко образованную личность.

Педагогическая проблематика привлекла внимание философов, социологов, психологов, специалистов естественных наук. В свою очередь педагоги постоянно обращались к другим наукам, используя их результаты при разработке теоретических проблем. Получили развитие противостоявшие традиционализму новые педагогические подходы.

Отечественная педагогика развивалась в тесном взаимодействии с педагогической мыслью ведущих зарубежных стран. Наши педагоги были хорошо осведомлены обо всем, что происходило в мировой школе и педагогике, чего нельзя было сказать об их зарубежных коллегах по отношению к педагогике России.

Образование и педагогика в России на рубеже XIX-XX вв. были на подъеме. Вместе с тем их развитие происходило при резком нарастании внутреннего социального напряжения, в условиях революционных взрывов, региональных и глобальных войн (революции 1905-1907,1917 гг., русско-японская, первая мировая войны),что оставило глубокий след в образовании и педагогической мысли, привело к резкой политизации педагогических проблем. Впервые в российской истории вопросы образования обсуждались при участии политических партий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: