Метод радиокип использует относительные измерения поля.
Необходимым условием применения метода радиокип является достаточная детальность исследований. При этом исследуются следующие компоненты поля:
- вертикальный градиент Еz;
- эллипс поляризации волны (наклон фронта волны);
- импеданс Ну/Ez;
- магнитное поле.
Основное внимание уделяется излучению магнитного поля, имеющего ряд преимуществ.
1. В нормальном поле вертикального поля вектор Н практически
горизонтален, вектор Еz постоянно меняет свой наклон. Поэтому любые отклонения вектора Н от горизонтали, а также изменение фазы вектора Н свидетельствуют о наличии неоднородности, т.е. дают эффект «чистой аномалии».
2. Воздействие геологических неоднородностей (вторичных
излучателей носит индуктивный (квазистационарный)) характер, а не волновой, что лучше выявляется при изучении магнитного поля.
3. Применение экранированной магнитной антенны позволяет
избавиться от емкостных влияний близко расположенных предметов.
При работе методом радиокип используются приборы ПИНП -2, 4, рассчитанные на различные диапазоны частот – от 10 до 1500 Кгц. Они предназначены для амплитудно-фазовых относительных измерений магнитных полей радиостанций.
При крупномасштабном картировании основными измеряемыми параметрами является: вертикальная Нz и горизонтальная Нр составляющие полного вектора Н и угол его наклона к горизонтали α.
Измерения проводятся по системе профилей, заданных перпендикулярно ожидаемому простиранию искомых неоднородностей, с шагом 10 – 15 м и обязательным уменьшением в местах аномалий на 50 – 70%.
Для работы выбирается стабильно работающая радиостанция, направление на которую должно по возможности меньше отклоняться от ожидаемого простирания аномальных объектов.
Если при этом угол α (направление на радиостанцию) близок к 900, то обнаружить неоднородность трудно.
Кроме того, чем выше частота используемого поля, тем лучше проявляется индукционный эффект, но уменьшается глубинность.
При среднемасштабном картировании особенно рекомендуется измерение полей в движении (в аэроварианте или автомобильном варианте). Преимуществом аэроварианта является незначительная зависимость от колебаний высоты самолета в интервале 100 – 150 м. Наиболее просты при этом измерения суммарной компоненты Е или горизонтальной компоненты Нр.