Основная часть ВКР содержит несколько глав, объем текста между которыми, должен распределяться равномерно. Название отдельной главы должно отражать ее содержание и быть созвучным теме работы.
Заголовок каждой главы, указанной в Оглавлении, в тексте работы печатается прописными буквами жирным шрифтом, располагается в середине строки и отделяется от последующего текста пробелом.
Основная часть обычно состоит из двух или трех глав. Если работа содержит две главы, то целесообразно включить в каждую главу два-три параграфа. Если работа содержит три главы, то каждая глава может содержать два параграфа.
Обзор заголовков глав, разделов и подразделов должен отражать логику работы. Слишком мелкое и подробное структурирование затрудняет общий обзор страницы Оглавления и восприятие работы в целом. Следует помнить, что глубина деления должна быть одинаковой для всех подразделов.
В конце каждой главы желательно делать выводы по проделанной в главе работе. В данном случае заголовок (Выводы по ГЛАВЕ 1) печатается жирным шрифтом, располагается по центру строки, отделяется от предыдущего и последующего текста дополнительным межстрочным интервалом. Заголовок не является подразделом, поэтому не нумеруется и в Оглавление не выносится. На основе выводов по главам в конце работы делается Заключение.
|
|
Рекомендуемый объем основной части письменной работы следующий:
- для реферата – 10-15 страниц формата А4;
- для курсовой работы – 15-20 страниц формата А4;
- для ВКР – не более 50-55 страниц формата А4.
Начало
Каждый раздел и подраздел целесообразно начинать с вводного предложения. Формы его построения могут быть различными. Например: «Исследуемая проблема … рассматривалась в работах многих ученых …» или «Рассмотрим основные проблемы…» и т.д.
Абзацы
Важный способ структурирования работы – выделение в тексте абзацев. Каждый абзац начинается отступом от левого края текста. Начало нового абзаца соответствует началу новой мысли или фрагмента информации. Не имеющий абзацев текст не удобен для чтения и восприятия, в нем затруднено зрительное выделение отдельных мыслей и положений.
Microsoft Word:
- Меню: Формат,
- Подменю: Абзац,
- Закладка: Отступы и интервалы:
- Отступ:
- слева: 35 мм;
- справа: 15 см;
- снизу, сверху 20 мм;
- первая строка: Отступ
- на: 1,25 см.
Цитаты
При цитировании необходимо соблюдать определенные правила. В случае прямого цитирования текст оригинала заключается в кавычки и воспроизводится без изменений.
Цитата начинается с прописной буквы, если цитируемый текст идет после двоеточия и полностью воспроизводит предложение цитируемого текста. Если цитата воспроизводит часть предложения цитируемого текста, то после открывающих кавычек ставят отточие (…). Цитата начинается со строчной (маленькой) буквы, если она вводится в авторское предложение и органически входит в его состав. В этом случае двоеточие не ставится.
|
|
После завершения цитирования делается указание на использованную литературу. В научных работах, к которым относятся письменные работы студентов, принято делать сноски. Сразу же после описания заимствованного факта, мысли, точки зрения, или указания на соответствующую работу в тексте ставят сноску, а внизу страницы, на которой располагается цитата, указывают первоисточник. Иногда используется указание на источник, помещенный в списке литературы. В этом случае после цитаты в скобках приводится номер источника по приведенному в конце текста списку и, после запятой, номера страниц.
При использовании косвенных цитат мысли автора излагаются в пересказе. Информация из источника при этом передается в несколько измененном виде. При косвенном цитировании цитата не заключается в кавычки, но после завершения цитирования также делается указание на использованную литературу. В этом случае перед источником ставится сокращение «См.:» и указывать номер страницы в этом случае не обязательно.
Аббревиатура
При использовании в тексте аббревиатуры необходимо делать пояснение. При первом использовании выражение пишется полностью, а в скобках приводится его сокращение. Далее в тексте допускается применение сокращенного варианта без дополнительного пояснения.
Например, вместо полного названия Академии гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям России можно использовать аббревиатуру АГЗ МЧС России с указанием о том, что далее по тексту будет использоваться именно эта аббревиатура.
Формулы
Формулы следует выделять в отдельную строку, выше и ниже которой оставляется пробел. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов приводится непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они идут в формуле. В начале пояснения ставится слово «где» без двоеточия:
(1)
где – приоритет i -го признака над k -м;
n – количество рассматриваемых признаков.
Если в работе более одной формулы, то их следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении напротив формулы. Допускается нумерация формул в пределах главы, раздела.
Таблицы
Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Сверху, снизу, справа и слева таблицы ограничивают линиями.
Таблицы нумеруются арабскими цифрами в правом верхнем углу. Номер ставят после слова «Таблица» (Например, Таблица 1). Допускается и сквозная нумерация, и нумерация в пределах главы или раздела.
Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается по центру строки ниже слова «Таблица». Заголовок начинается с заглавной буквы, точка в конце заголовка не ставится. Кавычки для выделения слова «Таблица» и названия таблицы не используются. Расположение названия выравнивается по центру без абзацного отступа. Далее – пример оформления таблицы.
Таблица 1.3