Уровень отпускных, оптовых цен и цен закупок для каждого хозяйственного субъекта в современных условиях зависит не только от затрат и прибыли предприятия, рыночной конъюнктуры, но и от условий поставки товаров и продукции, а именно – характера и порядка возмещения возникающих в процессе товародвижения транспортных расходов.
Порядок возмещения транспортных расходов (включение их в цену или нет, пункт, с которого расходы несет одна из сторон) существенно влияет на величину цены, особенно в случаях, когда товар или продукция перевозятся на большие расстояния. Данный признак дифференциации цен является обязательным условием при заключении контрактов в международной торговле и имеет важное значение для Российской Федерации.
Различают следующие виды цен:
цена производства – товар предлагается покупателю в месте его изготовления, и он несет все расходы по доставке;
единая цена с включением расходов по доставке – предприятие устанавливает единую цену для всех покупателей независимо от их местоположения, с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов, рассчитываемой как средняя стоимость всех перевозок. Такая цена выгодна дальним покупателям, так как их фактические транспортные расходы превышают средние;
|
|
зональные цены – на территории страны выделяются географические зоны, и для всех покупателей, расположенных в границах зоны, устанавливается одинаковая цена. При установлении зональных цен учитываются удаленность, стоимость транспортировки грузов;
цена базисного пункта – в нескольких географических зонах предприятие открывает или определяет базисные (исходные) пункты с соответствующей ценой в каждом. В этом случае фактическая цена для покупателя складывается из цены базисного пункта и транспортных расходов по доставке товара до места (рисунок 2).
В зависимости от вида рынка, на котором образуются цены, они
подразделяются на цены товарных аукционов, цены биржевой торговли и цены торгов.
Расходы, включаемые в цену | |||||
Цена на складе поставщика | Доставка на станцию отправления | Погрузка в вагоны на станции отправления | Транспортировка до станции назначения | Выгрузка из вагонов станции назначения | Доставка от стации до склада потребителя |
Франко – склад поставщика | |||||
Франко – станция (порт, пристань) отправления | |||||
Франко – транспортное средство (вагон) – станция отправления | |||||
Франко – транспортное средство (вагон) – станция назначения | |||||
Франко – станция назначения | |||||
Франко – склад покупателя |
Рисунок 2 − Виды цен в зависимости от характера возмещения