Психолого-педагогическое обоснование программы

Монтессори говорит о своеобразном виде памяти у детей – Мнеме, ребенок воспринимает этот мир как фотоаппарат, он фотографирует при помощи своеобразной памяти все до мелочей, и это все сращивается с ребенком на всю жизнь – так формируется психика, он строит себя. Это изучение и поглощение окружающей среды Монтессори называет Впитывающий разум – это природное свойство, проявляющееся у детей до 6 лет и позволяющее ему воспринимать, фиксировать и запоминать впечатления из окружения с помощью всех органов и преобразовывать в свой личный опыт по приспособлению к жизни и формированию своей личности.

Монтессори выделяла следующие важные закономерности развития ребенка, на которых основывала свой метод:

· Развитие человека не происходит линейно и постоянно, но представляет собой серию образовательных этапов, отличных по своим задачам, темпу и механизмам развития

· Полноценное развитие личности человека становится возможным, благодаря его стремлению к определенным действиям, направленным на окружающую среду

· Это взаимодействие со средой становится наиболее продуктивным в плане индивидуального развития, когда оно происходит по собственному выбору и определяется индивидуальным интересом.

Монтессори предположила, что каждый ребенок является носителем двух генетических проектов – физического и психического. Физический определяет рост ребенка, цвет волов и другие характеристики. Психический принимает форму сензитивных периодов. Сензитивные периоды приходятся на возраст от рождения до шести лет. Ниже описаны основные:

1. Язык. От 0 до 6 лет, пик около 3 лет.

До года ребенок впитывает язык, молчит, слушает, смотрит на наш артикуляционный аппарат, анализирует;

В 2 года – усваивает фразы вежливости ребенок – мама, дай – на.

В 3 года – смотрит реакцию других детей на его речь.

До 3-3,5 лет формируется устная речь, усвоение звуков, структурирует язык.

С 3,5 до 4,5 лет – письмо – это кодировка речи, рисунок, знаки, они рисуют закорючку и говорят что это значит. В этот период закладывается каллиграфия.

С 4,5 до 6 лет – чтение, после того как реб. научился выражать свои мысли, кодировать – он пытается раскодировать что пишут другие люди – таким образом развивается чтение.

2. Развитие сенсорных чувств. От 0 до 6 лет, пик в 3,5 года.

До 2,5-3 лет – ребенок воспринимает, изучает, трогает, кушает

От 4 лет – различает, сравнивает, классифицирует (больше – меньше, выше – ниже, гладкое – шершавое).

3. Период маленьких предметов. От 1,5 до 2,5 лет. Пик в 2 года.

Интерес к мелким предметам и деталям. Ребенок испытывает потребность интенсивного развития мелкой моторики пальцев и мышц рук. Он познает дробность мира, проживает механизмы анализа и синтеза, развивает способность восприятия.

4. Период социальных отношений. От 2,5 до 6 лет. Пик в 4,5-5 лет.

Ребенок устанавливает свои взаимоотношения в коллективе. До 3 лет ребенок не понимает правил жизни в обществе. Сначала ребенок подражает правилам вежливого поведения, а затем вежливость становится свойством личности. Уменьшается зависимость его от взрослого. Ему интересны другие дети, формы поведения в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Ребенок примеряет на себя различные роли. Происходит интенсивное впитывание культуры.

До 1 года ребенку нужна только мама.

После 2 лет – семейное окружение.

С 2 до 3 лет – его интересуют чужие взрослые, потому, что вреда они не причинят, в садах – дети кучкуются около воспитателя.

5. Период движения. От 1 года до 3,5 лет. Пик в 3 года.

С 3 лет движения становятся осмысленными. Контроль движений – пройти по линии, нести ведро с водой, поднос с посудой. С 3-3,5 лет у ребенка появляется желание сделать свои движения самыми красивыми. Действия становятся целенаправленными, движения совершенствуются, координируются, выстраиваются в алгоритмы.

6. Период порядка.Длится от 0 до 3 лет, пик в 2,5 года.

Характеризуется стремлением к постоянству, повторениям. На основе внешнего порядка ребенок строит свой внутренний мир, здесь важна упорядоченная окружающая его среда. Порядок – это база для развития психики.

 

До года период порядка заключается в соблюдении режима – спать, есть..

С 3 лет происходит спад.

Порядок прежде всего

- в предметах: одежда – в шкафу, посуда – на кухне, мыло – в ванной.. – в местонахождении предметов;

- в порядке действий (в т.ч.презентации) –в режимных моментах;

- во взаимоотношениях - в требованиях.

 

Предполагаемый результат.

 

· Получить необходимые для своего возраста знания, умения и навыки.

· Сформировать систему представлений детей о себе, своей семье, окружающих людях, городе, стране, культуре и т.п.;

· Повысить умственную и физическую активность детей;

· Повысить уровень ответственного отношения детей к себе, своей семье, окружающих людях, городе, стране, культуре и т.п.;

· Получить положительные результаты развития детей, сформировать у них ценностное отношение к своей семье, окружающим людям, городе, стране, культуре и т.п.; эстетическое отношение к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи "Природа - Человек - Предметная среда";

· Повысить компетентность родителей в сфере воспитания детей;

· Обогатить предметно-развивающую среду ДОУ.

При обучении в детском саду Монтессори не предполагается, что каждый ребенок получит строго определенный объем знаний по общей для всех программе. Содержание и объем знаний, предполагаемые в детском саду Монтессори определяются рамками программы - минимум - программы обучения традиционного детского сада и программы - максимум - программы, задаваемой Монтессори – педагогом данной группы. При разработке программы на год педагог исходит из наличия материалов и пособий, уровня развития и возможностей всей группы и каждого отдельного ребенка, реалий современной жизни и дополнительных обучающих факторов.

Темп обучения разных детей одного возраста и одного ребенка по разным направлениям может быть неравномерным. Педагог постоянно отслеживает динамику развития каждого ребенка, при необходимости своевременно оказывает помощь. Но при этом не происходит постоянного сравнения уровня достижений ребенка с требованиями традиционной программы для этого возраста. Подобное сравнение и коррекция происходит лишь на последнем году перед переходом в традиционную школу. Этого достаточно, т.к. обычно дети с благополучной психикой значительно перекрывают традиционные нормативы, и даже дети с задержками в развитии получают необходимые для их возраста знания, умения и навыки.

Наполненность и верхняя граница получаемых при этом знаний зависят от индивидуальных возможностей каждого ребенка. Задача педагога - предоставить возможность получения оптимального для каждого ребенка объема информации, усвоения и закрепления полученных знаний в систематических самостоятельных упражнениях.

Особое внимание уделяется детям со сложностями в обучении, с отставанием в развитии. Для них составляются индивидуальные программы, которые в течение года могут меняться в зависимости от продвижения и развития ребенка.

Для учета образовательной деятельности ребенка иотслеживания динамики его развития педагогом ведется журнал ежедневных наблюдений (Приложение № 1) за работой группы, в конце каждого полугодия фиксируется уровень достижений каждого ребенка в индивидуальном дневнике наблюдений (Приложение № 2). Разработанные в приложении к программе дневники наблюдений для детей отражают обычный для детей каждого возраста темп продвижения в учебном материале и уровень развития познавательных, эмоционально-волевых процессов и личности. Полученные данные анализируются педагогом, доводятся до сведения родителей на собраниях или в приватной беседе. Оказывается необходимая помощь и поддержка ребенку, а также консультации родителям.

В группах до 3 лет «Малыш и мама» предусмотрено посещение НОУ ДОД вместе с родителями и предполагают клубный вариант занятий, т.е. дети приходят на 1,5 часа в день несколько раз в неделю. Из которых совместной групповой работе уделяется не более 10 минут. В группе от 3 до 7 лет дети без родителей приходят 5 раз в неделю на 4 часа, из которых совместной групповой работе уделяется не более 15 минут. С перерывами 20 минут. Большую часть времени ребенок занят свободной работой с развивающими материалами по собственному выбору. Педагог помогает ребенку выбрать материал, может предложить то упражнение, которое считает соответствующим сензитивному периоду и возможностям ребенка, показывает способы работы с материалом и способы контроля ошибок. При этом выбор количества повторов упражнения, продолжительность работы, собственно контроль и исправление ошибок остаются за ребенком. Педагог контролирует лишь использование материала по назначению, возвращая его на место по окончанию работы, оберегает работающего ребенка от различного рода помех. Во время занятия педагог ведет наблюдение за всеми детьми, а в младших группах и за родителями. Целью наблюдения является выявление актуальных задач развития каждого ребенка, определение степени его нормализации и индивидуальные особенности. Также педагогу нужно заметить вовремя проблемы в развитии ребенка и во взаимоотношениях ребенка и взрослого.

В группе «Малыш и мама» находятся следующие зоны:

· Крупная моторика (развитие движений тела)

· Мелкая моторика (материал, призванный усовершенствовать мелкую моторику ребенка)

· Развитие мышления (косвенно подготавливает интеллект к анализу, синтезу, установлению причинно-следственных связей)

· Сенсорика (развитие органов чувств)

· Продуктивная зона (зона творческой деятельности включает в себя все разнообразие материала, который позволяет ребенку получить конечный продукт своей деятельности: изо, музыка, простейшие бытовые действия, например, чистка яиц руками и нарезание их ножом.

В результате работы ребенка в группе «Малыш и мама» предполагается достижение следующих результатов (приводится по таблице Мюнхенской функциональной диагностики развития), приведенной в приложении 3.

В группе от 3 до 7 лет находятся следующие зоны:

· Практическая зона.

Здесь можно организовать кухню – перекусы.

Здесь удовлетворяется потребность в движении, развивается интеллект.

Самостоятельность Независимость

↓ ↓

Я хочу сам Я могу сам

· Сенсорика.

Здесь ребенок развивает и утончает свои органы чувств, зрение, обоняние, слух, вкус, тактильные ощущения. Развиваются чувства и интеллект.

· Зона математики.

Формирует абстрактное мышление от целого числа до дробей, от конкретного к абстрактному.

4 зоны с материалами

Подготовленный Свобода и дисциплина

взрослый Реб. (правила)

(педагог)

впитывающий разум

сензитивные периоды

человеческие тенденции

Традиционная системаСистема Монтессори

ребенок ребенок

среда

 

учитель учитель

· Зона языка.

Изучаем язык в широком смысле, это и наука, природа, мироздание, космос - так называемое космическое воспитание и конечно непосредственно письмо и чтение.

 

Причем дети занимаются зонально по возрасту и способностям, так, в 3 года ребенок начинает знакомиться с материалом через педагога в практической зоне. Также одна зона является подготовительной для последующих.

В результате работы ребенка в группе от 3 до 7 лет предполагается достижение следующих результатов: 1. Получение новых навыков, развитие самостоятельности, самообслуживания, самодисциплины, умение делать выбор, ставить цели, принимать решения, способность концентрироваться, ответственность, умение держать себя в коллективе, знать чего хочешь, сказать, спросить. Развитие мышления и взаимосвязей отделов головного мозга. Утончение органов чувств и умение их применять.2. Уметь писать, читать и считать. Умение выражать понятно свои мысли словами. Отточенный навык пользоваться ручкой и карандашом. Знания про окружающий мир: начало географии, биологии, астрономии. Навыки практической жизни: умение завязи ветвь шнурки, мыть посуду, убирать за собой, подметать, справляться с одеждой, готовить еду (минимально). Уметь сажать цветы и ухаживать в ними (животными). Иметь навыки рисования, лепки, других прикладных искусств. Знать состав числа. Иметь навыки социальной жизни.

Основные виды и формы занятий.

Основными формами учебной работы в Монтессори - группе являются:

- свободное занятие детей, когда каждый ребенок может выбрать любой материал и работать нужное время с ним;

- индивидуальное занятия с ребенком (в виде трехступенчатых уроков или презентаций нового материала), во время которых ребенку передается способ деятельности с тем или иным материалом, в процессе которой возможно получение нового знания; дается информация, понятия, определения, с обязательной опорой на самостоятельную практическую деятельность ребенка и получаемые им чувственные впечатления - проводятся обычно во время свободного занятия;

- групповые занятия с группой детей - обычно во время свободного занятия - педагог с 4- 6 детьми проводит занятия по какой- либо теме (дети группируются по уровню развития, интересам).

- общие занятия - групповые занятия в течение 15 минут, когда педагог организует совместную деятельность детей по изучению определенной темы, ориентируясь на учебно-тематический план (приложение 4), либо свободно общается с детьми в предложенной ими теме, поддерживая интерес детей, стимулируя их к дальнейшему познанию, также разучивает стихи, разыгрывает сценки, повторяет и закрепляет пройденный материал;

- при обучении музыке, изодеятельности, физкультуре используются все указанные формы занятий.

Свободные занятия детей не планируются, полностью зависят от воли, интересов и настроения детей.

Индивидуальные занятия планируются педагогом на основе его наблюдений за ребенком с учетом уровня и темпа его развития. Это – текущая, ежедневная, еженедельная и т.п. работа: педагог анализирует, чего достиг ребенок, какие есть пробелы в его знаниях, не находится ли ребенок в состоянии застоя и т.п. и на основе этого анализа намечает, какие новые материалы он презентует ребенку на этой неделе, либо какие материалы, темы требуют повторного показа, какие дополнительные упражнения следует предложить ребенку и т.п. Но право выбора содержания и способа работы остается за ребенком.

Групповые занятия планируются в соответствии с программой обучения. Составляются планы ежемесячные и еженедельные. Они являются обязательными, но не жесткими. Тема, намеченная на определенную неделю, может быть рассмотрена раньше или, наоборот, позже в зависимости от настроения и интересов детей, неожиданных факторов, привлекающих внимание детей к какой-то иной теме и т.д.

Формы подведения итогов: развитие интереса у детей к знаниям, повторение нового в конце занятия и опрос, как контроль усвоенного материала. Наблюдение за самостоятельной работой ребенка с дидактическим материалом, который является в свою очередь диагностическим и позволяет определить уровень развития, знаний и навыков. Итоги подводятся в конце каждого занятия, на тематических кругах, а также при работе с дидактическим материалом; на выставках, праздниках, открытых уроках.

Продолжительность занятий.

Непосредственно образовательная деятельность в младших группах от 1,5-3 года - 10 мин, в старшей группе 3-7 лет - 15 мин. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - 20 минут.

Особенности реализации программы:

  • Реализация осуществляется в совместной деятельности педагога и воспитанников в ходе режимных моментов.
  • Использование творческих форм и методов обучения.
  • Активное взаимодействие с родителями воспитанников– участников программы.

 

Взаимодействие с родителями.

· анкетирование.

· индивидуальные консультации.

· тематические консультации, проведение семинаров.

· открытые занятия.

· информирование о результативности программы.

· выставки творческих работ.

· детско – родительские проекты.

· выпуск памяток, буклетов, листовок, информационных материалов.

· совместные досуги и развлечения.

 

Результатом проведённой работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме воспитания через информирование, практическую работу, формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома.

Работа с педагогами.

· создание предметно-развивающей среды;

· семинары – практикумы

· круглые столы

· подбор и изучение методической литературы

· консультации

· беседы

· самообразование

· экскурсии

· анкетирование и тестирование по теме

· участие в конференциях, в том числе международных

Проведение практических занятий с педагогами по ознакомлению с приемами работы с целью обеспечения преемственности. Педагогические собрания по обсуждениям проблемных вопросов в работе в группах, пути их решения, составление планов и задач.

 

Развивающая среда.

1. Размещение в группах дидактических игр, освоенных детьми в
работе по разделам.

2. Размещение в группах атрибутов для самостоятельной деятельности.

3. Создание альбомов из творческих работ детей для самостоятельного рассматривания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: