Исследование пассивного словаря

Понимание обобщающих слов с деталями: для детей 5 лет: части тела, детали одежды; для детей 6 лет: детали мебели, транспорта.

Понимание названий детенышей домашних и диких жи­вотных (для подготовительной группы). Логопед расклады­вает перед ребенком изображения животных и их детены­шей и называет: «У кошки котенок» (ребенок показывает и т. д.). «У лошади жеребенок», «У собаки щенок», «У коровы теленок», «У белки бельчонок», «У тигра тигренок», «У мед­ведя медвежонок» и т. д..

Понимание слов с противоположным значением (для подготовительной группы). Процедура та же: логопед назы­вает, ребенок показывает на картинках:

входит — выходит открывает — закрывает

подходит — отходит стоит - идёт

длинный — короткий широкий - узкий

влетает – вылетает

большой - маленький

высокий - низкий

Объем пассивного словаря: соответствует ли возрастной норме (для этого логопед ориентируется на данные иссле­дователей, изучавших развитие словаря у детей в раннем и дошкольном возрасте, например, на работы А. Н. Гвоздева).

Исследование экспрессивной речи

Общая характеристика речи: есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами или фразовая.

Исследование звукопроизношения можно проводить толь­ко у детей с эфферентной моторной алалией, у которых от­носительно сохранна кинестетическая основа речи. Логопед учитывает желание ребенка называть (или не называть) кар­тинки на определенные звуки по логопедическому альбому. У детей с афферентной моторной алалией состояние звуко­произношения не исследуется, поскольку у них к 5 годам еще не сформирована кинестическая основа речи. Логопед может отметить состояние звукопроизношения у детей на основе тех образцов речи, которые имеются у ребенка, или в отраженной речи, если у ребенка имеется желание повто­рять слова за логопедом.

Строение артикуляторного аппарата: губ, зубов, челюс­тей, неба, языка определить визуально и отметить имею­щиеся отклонения.

Состояние речевой моторики исследуется дифференциро­ванно: у детей с моторной афферентной алалией не прове­ряется способность выполнения отдельных артикуляторных движений, так как у них не сформирована кинестетическая основа речи. По подражанию логопеду им предлагается ряд (серия) движений типа: для губ — вытянуть вперед — улыбнуться — губы хоботком и подвигать ими вправо — влево. Для языка — открыть рот — показать широкий язык — поднять его на верхнюю губу — опустить на ниж­нюю губу — убрать в рот — закрыть рот. Для мягкого неба — широко открыть рот — покашлять с открытым ртом — закрыть рот.

У детей с моторной эфферентной алалией не проверя­ется способность выполнения серии артикуляторных дви­жений, так как у них не сформирована кинетическая основа речи. По подражанию логопеду им предлагаются отдельные артикуляторные движения, типа: для губ — выдвинуть губы вперед — покой. Для языка — показать широкий язык или показать узкий язык.

Состояние слухо-произносительной дифференциации фо­нем:

~ фонетически резко различающихся: [Р] — [С], [Л] — [П],

[3]-[Т];

~ фонетически близких: [М] - [Н], [П] - [Б], [Т] - [Д],

[К] - [Г].

Методика общепризнанная: с данными фонемами ребенку предлагается повторить слоги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: