Методики постановки правильных вопросов

Учитель, как правило, задает вопросы классу по ряду причин: -

уточнить, все ли учащиеся понимают задания;

проверить выполнение домашних заданий;

стимулировать мыслительные процессы и критическое мышление;

выяснить, что учащиеся знают об обсуждаемой проблеме;

подвести к правильному выводу;

помочь начать монолог или диалог;

ввести в новую тему;

разговорить молчаливого ученика;

узнать о настроении, самочувствии учащихся;

мотивировать на поиск самостоятельных решений и др.

(4.1) Открытые вопросы предполагают развернутые ответы или объяснения, они начинаются вопросительными словами: как, почему, что, каково ваше мнение и др. На открытые вопросы нельзя ответить односложно «да» или «нет». Именно эти типы вопросов позволяют учителю включить учащихся в дискуссии, в активную интеллектуальную деятельность.

(4.2) Закрытые вопросы требуют коротких ответов, типа «да» и «нет». Злоупотребление закрытыми вопросами может вылиться в допрос, что негативно скажется на общении.

Следующий вид – это (4.3) риторические вопросы, которые представляют собой утверждения, сформулированные в вопросительной форме и, по сути, не требуют ответов. Однако они могут быть использованы для усиления выразительности фразы, озвученной проблемы, насущности вопроса, важности конкретного концепта. Учитель с помощью таких вопросов может мотивировать учащихся изучать конкретную тему.

(4.4) Вопросы для обдумывания, по своей форме, являются открытыми вопросами, однако требуют достаточного времени для нахождения ответа, для анализа, сравнения, синтеза и дедукции. Такие вопросы развивают мышление учащихся и заставляют прибегать к дополнительным информационным ресурсам, мотивируя учеников к познанию нового.

(4.5) Альтернативные вопросы дают собеседнику право выбора из предложенных вариантов. При ответе на такие вопросы учащиеся чувствуют некоторую свободу выбора и имеют возможность обосновать тот вариант, который считают правильным.

Кроме того, (4.6) учитель не забывает задавать вопросы и себе, чтобы найти способы улучшить свои уроки. Довольно эффективными, по мнению Д. Берджеса, могут быть следующие вопросы:

Какой ключевой вопрос я могу задать, чтобы предоставить ученикам возможность для самоанализа и личностного роста?

Какие возможности для автономной работы и самостоятельного выбора я могу предложить в этом разделе учебного материала или на этом уроке?

Как я могу связать свой материал с тем, чем уже интересуются ученики?

Как я могу показать своим ученикам, что материал будет для них полезен в будущем?

Как я могу добиться того, чтобы аудитория постоянно ощущала свою вовлеченность в процесс обучения?

Какую захватывающую историю я могу рассказать, чтобы ученики заинтересовались темой урока?

Как я могу использовать самые свежие приложения, чтобы готовить более качественные интерактивные презентации?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: