Задание на выпускную квалификационную работу. ВКР выполняется на основе индивидуального задания, содержащего требуемые для решения поставленных задач исходные данные

ВКР выполняется на основе индивидуального задания, содержащего требуемые для решения поставленных задач исходные данные, обеспечивающие возможность реализации накопленных знаний в соответствии с уровнем сформированности компетенций каждого обучающегося.

Задание составляется руководителем и оформляется на отдельном листе (приложение В).

 

АННОТАЦИЯ

После бланка задания помещается аннотация, которая должна содержать в себе: фамилию и инициалы автора работы; тему работы; название высшего учебного заведения.

В аннотации указывается цель написания ВКР, обобщаются основные результаты выполненной работы, перечисляются методы, с помощью которых получены эти результаты, приводятся ключевые слова, указывается количество страниц научной работы (без учета списка использованных источников и приложений); количество таблиц, иллюстраций, приложений, количество использованных библиографических источников в списке литературы.

 

СОДЕРЖАНИЕ

В содержании приводятся все заголовки ВКР и указываются страницы, с которых они начинаются. Титульная страница, задание, аннотация и содержание не нумеруются, но в нумерации учитываются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три-пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с заглавной буквы. Точка в конце заголовков не ставится. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в крайнем справа столбце содержания.

Правила оформления оглавления (содержания):

Ø оглавление помещается на второй странице работы, которая не нумеруется;

Ø оглавление отражает структуру и содержание работы, в нем последовательно перечисляются названия всех структурных разделов работы, начиная с введения;

Ø названия разделов должны точно повторять названия в тексте;

Ø названию каждого раздела работы справа, у границы правого поля, соответствует номер страницы, с которой он начинается в тексте;

Ø рекомендуется для использования цифровая система нумерации, которая не требует употребления слов «часть», «раздел», «глава», «параграф»;

Ø для нумерации используются арабские цифры;

Ø номера самых крупных разделов состоят из одной цифры, номера более мелких разделов состоят из 2-х цифр и т.д. (более мелкие разделы содержат номер того раздела, которому они подчинены и свой собственный номер);

Ø не нумеруются следующие разделы: заключение, приложение;

Ø у приложения своя собственная нумерация

Ø все заголовки начинают с одного абзацного отступа, с прописной буквы, точка на конце не ставится;

Ø заголовки одной степени рубрикации располагают друг под другом, заголовки каждой последующей степени рубрикации смещают вправо:

1.

1.1.

1.2.

2.

2.1.

2.2.

 

ВВЕДЕНИЕ

Введение предназначено для обоснования актуальности и новизны темы ВКР, обозначения объекта и предмета исследования, формулировки цели и задач исследования, описания избранных методов, характеристики структуры ВКР, приведения данных об апробации результатов и публикациях материалов исследования.

Во введении должны быть сформулированы следующие пункты:

Ø проблема исследования,

Ø актуальность темы,

Ø степень ее разработанности, место и значение в науке и практике,

Ø цели и задачи исследования,

Ø объект и предмет исследования;

Ø гипотезы исследования;

Ø теоретико-методологические основы исследования;

Ø методы исследования;

Ø теоретическая значимость исследования;

Ø практическая значимость исследования;

Ø апробация результатов ВКР;

Ø публикации;

Ø структура ВКР.

Введение ориентирует читателя в том, как будет раскрываться тема, и должно донести основную идею автора, обосновать необходимость проведения исследования. По объему этот раздел должен быть небольшим, в несколько страниц (3-4 стр.).

Введение должно включать в себя составляющие части, расположенные в следующей последовательности: характеристика проблемы с указанием ее актуальности для педагогической теории и практики, где следует указать психолого-педагогические проблемы, которые подтверждают необходимость проведения данного исследования; постановка целей и задач, определение объекта и предмета исследования, изложение научной гипотезы (за исключением 2 курса), указание научной и практической значимости работы, перечисление используемых научно-исследовательских методов, теоретико-методологическая основа исследования.

В краткой характеристике современного состояния научной проблемы, которой посвящена работа, необходимо:

Ø отметить степень изученности темы (не переходя на простое перечисление фамилий и только по избранной узкой теме);

Ø провести границу между изученным и неизученным: показать недостаточность имеющихся знаний или их противоречивость.

В ходе описания проблемы должна стать очевидной ее актуальность.

При этом не рекомендуется:

Ø формулировать проблему как вопрос, постановка проблемы предполагает последовательное доказательство того, что имеющиеся знания не позволяют ее разрешить, что означает необходимость получения новых знаний;

Ø основной упор при формулировке проблемы делать на ее социальную значимость;

Ø многословие при описании актуальности проблемы.

Примерная схема постановки проблемы:

Под... понимается... В... проблеме... является одной из главных... Вопрос... актуален... Сейчас, когда необходимо... Все более очевидно... Современные исследования... позволяют утверждать... Традиционно... В соответствии со сложившимися... Многочисленные эксперименты... наглядно продемонстрировали... Многие авторы пытались... Различным аспектам посвящено... Согласно теории... Согласно другой теории... В настоящее время ни одно из этих предположений...

Приведенный обзор показывает, что... С одной стороны... С другой стороны... Однако...не проводился.. Следовательно... Искать нужно... Интересным представляется... В отличие от большинства работ... Мы предполагаем... Основная причина... Скорее объясняется не.., а... По-видимому... Это позволит... Именно поэтому мы...

Далее необходимо сформулировать цели исследования. Цель – это тот желаемый конечный результат, который должен быть получен в ходе исследования и отражен в выводах. Цель – это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего. Формулировка цели может совпадать с названием всей работы. Точно и понятно сформулированная тема исследования облегчает определение цели работы. Ставя перед собой цель, исследователь решает, какой результат он намерен получить, каким этот результат будет? Цель – это и конечный результат, и одновременно основное направление научного поиска. Цель формулируется кратко, в самом обобщенном виде, но должна точно выражать, что намеревается сделать исследователь. Она представляет собой продолжение поставленной проблемы, поиск ответа на вопрос, который задан в обозначенной проблеме и формулируется в позитивной форме повествовательного предложения – «теоретическое обоснование», «экспериментальное апробирование» «разработка», «выявление», «определение».

Следующим этапом работы является постановка задач, которые позволяют отследить путь, пройденный исследователем, указывают на основные его этапы. Задачи определяют, что нужно сделать, чтобы достичь цели. В задачах также должно присутствовать указание на средства, которыми автор воспользовался для достижения цели. Формулировки задач должны соответствовать содержанию глав работы. Не рекомендуется ставить очевидные или слишком узкие задачи: провести исследование, проанализировать результаты, сделать выводы, создать таблицу, провести статистический анализ. Если исследование носит теоретико-эмпирический характер, т.е. обладает, кроме эмпирической, такой теоретической частью, которая, помимо обоснования исследования, содержит имеющие научную ценность теоретические построения, то задачи ставятся как для теоретической части, так и для эмпирической. Среди значительного количества различают три группы задач педагогического исследования:

Ø историко-диагностическую, связанную с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования;

Ø теоретико-моделирующую, которая раскрывает структуру, сущность изучаемого, факторы и способы его преобразования;

Ø практически-преобразовательную, направленную на разработку и использование методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и на разработку практических рекомендаций.

Последовательность решения задач исследования определяет его структуру, т.е. каждая задача должна найти свое решение в одном из пунктов работы. Например, в работе «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного города» были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать и изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2) раскрыть особенности ознакомление старших дошкольников с родным городом как средство патриотического воспитания;

3) определить критерии, показатели и уровни сформированности патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста;

4) подобрать комплекс занятий по формированию патриотической воспитанности в процессе ознакомления детей с историей родного города.

В процессе разработки системы задач необходимо определить, какие из них требуют преимущественно изучения литературы, какие – модернизации, обобщения или комбинирования имеющихся подходов и, наконец, какие из них являются проблемными и их нужно решать именно в данном исследовании.

Приведем часто встречающиеся формулировки задач:

«Анализ основных направлений исследования...», «Сопоставление закономерностей...», «Теоретическое обоснование предположения о...», «Теоретический анализ проблемы... как... «, «Анализ роли... в...», «Выделение функций и форм...», «Разработка общих методических принципов...»

Задачи эмпирической части:

«Описание … у... и у....», «Используя метод… выявить особенности...», «Выявить различные типы...», «Выделение вариантов...», «Сравнить свойства...у...», «Сравнить сходство профилей...», «Выявление противоречий...», «Анализ... факторов и условий...», «Проверка наличия эффекта...», «Выявление роли фактора...», «Изучение характера влияния... на... у...», «Получить... сравнить и выяснить степень различия...», «В группах...определить...», «Изучить воздействие...на... характеристики...», «Провести сравнительный анализ... и выделить...», «Сопоставление... в группе... и группе... для выявления…», «Сопоставить показатели… с показателями...», «Изучить соотношение... у... «, «Определение соотношения между уровнем... и степенью...» «Сравнение выполнения...» «Сопоставление уровня... с уровнем... ««Установить различия по показателям...» «Выявить значимые коррекции между...» «Оценить уровень развития...» «Изучение динамики...» «Анализ специфики становления...» «Проверка предположения о том, что... ««Выявить возможности.., в использовании... ««Создание адекватного инструмента исследования...» «Разработка и апробация... приемов и процедур обработки эмпирических данных... ««Разработка и апробация методики...» «Разработка и апробация программы тренинга...»

Объектом исследования является часть объективной реальности, которая подвергается научному изучению. Формулируя объект, следует ответить на вопрос: что рассматривается?

Предметом исследования является определенный опыт рассмотрения объекта исследования. Предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие отношения, свойства, стороны и функции объекта затронуты в работе.

Предметом исследования могут быть содержание, формы, педагогического процесса, методы, условия, возникающие в нем, особенности деятельности детей и педагога.

Гипотеза – это совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке в предполагаемом исследовании. Иными словами, это предположение о возможных конечных результатах исследовательской работы. Гипотеза – это логический стержень, вокруг которого концентрируются выявляемые факты. В ходе исследования она может быть подтверждена или опровергнута как не оправдавшая себя. Гипотеза, как правило, находит отражение в названии работы.

В эмпирической части гипотезы подвергаются проверке. Тип гипотезы связан с методом исследования: существуют причинно-следственные гипотезы, проверяемые в эксперименте, и педагогические гипотезы, в которых используются другие типы доказательства соответствия эмпирических данных теоретическим предположением.

Основные правила формулирования гипотезы:

Ø гипотеза непосредственно должна вытекать из поставленной проблемы;

Ø гипотеза формулируется тогда, когда существует теоретическое обоснование выдвигаемого предположения;

Ø формулировка гипотезы не должна иметь вид размытого общего предположения, которое автор не может конкретизировать (например: «Детский эмоциональный опыт определяет развитие личности»). Чем конкретнее предположение, тем легче его затем будет подтвердить или опровергнуть.

Приведем примеры типичных формулировок гипотез:

«В качестве... может выступать...» «Процесс... определяется...» «Одной из причин... является...» «Существует возможность на основе... выделить... ««Предполагается, что... может оказаться ключевым для...» «С возрастом... переходит от... к...» «... имеют... динамику...» «Наличие... влияет на особенности...» «Имеются отличия... у... с... и с... ««... присущ..., характеризующийся... ««У... с... характеристиками преобладает.., а у... с... характеристиками преобладает...» «... особенность... должна отражаться в...» «... оказывает влияние на...» «... связано с...» «... статистически связано с...» «... характеризуется большей связью с.., чем с...» «При изменении... изменяется...» «Изменяя степень... предполагается возможным изменить степень...» «Значимые различия по показателям... у... связано с...» «... особенности...не влияют на... показатели у...».

Следующий раздел «аппарата исследования» – это теоретико-методологические основы исследования. Этот раздел может формулироваться в относительно произвольной форме. Здесь имеются ввиду не все те научные публикации, на которые ссылается студент в своей работе. Речь идет об одной, двух, трех, от силы четырех концепциях крупных ученых-педагогов (возможно из какой-либо другой области научного знания), которые действительно лежат в основании исследования. Если студент работает под руководством известного ученого по данной проблеме или научной школы, тогда в основании исследования будет его/их научная концепция, теория, но возможно, не только одна.

Например, по проблеме профилактики Интернет-зависимости у младших школьников методологическая основой исследования могут стать:

- системный подход, позволивший раскрыть целостность феномена интернет-зависимости и рассмотреть данную зависимость как психосоциальное явление современного общества.

- аксиологический подход, направленный на формирование мировоззренческих представлений об общечеловеческих и личностных ценностях, здоровом образе жизни.

- личностно-ориентированный подход, позволивший определить возможность разработки основных направлений профилактической работы с учетом личностных характеристик младших школьников.

Теоретическую основу исследования составили:

- концептуальные положения отечественной и зарубежной психологии о понимании содержания причин, механизмов формирования, критериев и стадий зависимого поведения (Я.И. Гилинский, А.В. Гоголева, А.Ю. Егоров, Ц.П. Короленко, В.Д. Менделевич, Н.Н. Мехтиханова, Г.В. Старшенбаум, В.В. Шабалина);

- основные исследования психологических характеристик младших школьников, способствующих развитию у них зависимого поведения (Г.С. Абрамова, О.Н. Безрукова, К.Р. Брагина, Б.С. Волков, Н.А. Горбач, Е.Д. Дедков, Р.П. Ефимкина, С.И. Левикова, М. Лемешева, И.Г. Малкина– Пых, Л.Г. Нефедовская, С. Пиявский, О. Понукалина, О.А. Толченов, О.В. Хухлаева);

- труды по организации профилактики зависимого поведения в современном обществе (А.В. Гоголева, Н.А. Залыгина, А.В. Котляров, Л.Г. Леонова, К.С. Лисецкий).

Важным компонентом введения является определение методов исследования. Необходимость сочетания общетеоретического уровня исследования с решением задач прикладного характера детерминирует выбор комплекса методов. Во-первых, это общетеоретические методы: анализ теоретической (научной) литературы, обобщение, классификация, сравнение, систематизация, моделирование, проектирование. Во-вторых, эмпирические методы: изучение и обобщение опыта практикующих педагогов, изучение и анализ нормативно-законодательных документов применительно к проблеме и теме исследования, анкетирование, тестирование, интервьюирование, беседа, наблюдение, количественный и качественный методы обработки результатов.

Другими не менее важными разделами «аппарата исследования» выступают его теоретическая и практическая значимость.

Оценивая теоретическую и практическую значимость выбранной темы, следует знать, что эта значимость зависит от того, какой характер имеет конкретное научное исследование.

В качестве примера описания теоретической и практической значимости работы приведем следующий:

Тема:Инновационная деятельность учителя начальной школы как фактор совершенствования дидактического процесса.

Теоретическая значимость исследования заключается: в выявлении психолого-педагогических закономерностей инновационной деятельности учителя и ее положительного влияния на дидактический процесс в общеобразовательной школе; уточнении понятия «инновационная деятельность учителя»; в развитии положений системно-ориентационного подхода в совершенствовании дидактического процесса.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: положения и выводы исследования свидетельствуют о существенном повышении результативности инновационных процессов в начальной школе и, как следствие, эффективности функционирования общеобразовательной школы в целом; разработаны и внедрены педагогические условия осуществления инновационной деятельности учителя, способствующей совершенствованию дидактического процесса в начальной школе; разработаны рекомендации для руководителей школ, работающих в инновационном режиме, по совершенствованию дидактического процесса в начальной школе.

Апробация результатов ВКР. Указывается, на каких научных, научно-практических и др. конференциях объявили результаты исследования, изложенные в работе.

Публикации (если есть). Указывается количество опубликованных статей, тезисов докладов, методических разработок, в которых опубликованы результаты исследования.

В конце введения необходимо осветить структуру и объем работы. Пример описания структуры работы:

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит библиографию из 58 наименований, в том числе 1 – на иностранном языке, 8 приложений. Объем работы составляет 94 страницы. В работе результаты исследования отражены в 7 диаграммах, 5 схемах, 14 таблицах.

В ВКР по исторической тематике (темы по истории образования и воспитания) во вступлении обязательно характеризуется база источника исследования и обосновываются хронологические рамки исследования.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В основной части ВКР излагается материал по теме, проводится анализ информационных источников, решаются задачи, сформулированные во введении. Содержание основной части ВКР должно раскрывать тему исследования.

Основная часть ВКР (за исключением проектных работ)состоит из глав. Разделы должны быть разбиты на подразделы (рекомендуется не более пяти подразделов в каждом разделе).

После каждого раздела необходимо приводить краткий вывод, начиная со слов: итак…, таким образом… и т.п.

При формулировке выводов следует соблюдать ряд правил.

Во-первых, вывод должен обобщать полученные в данном разделе (подразделе) конечные, а не промежуточные результаты; во-вторых, в выводах нецелесообразно приводить положения, которые не важны для изложения последующего материала и не вытекают из цели работы; в-третьих, вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.); в-четвертых, выводы должны быть краткими.

Далее перейдем к содержанию основной части работы.

Основная часть работы представлена главами, логически раскрывающими основные этапы исследования проблемы. Основной текст делится на главы и параграфы.

Каждая глава и параграф должны иметь сформулированное название, отражающее сущность содержания. Главы должны быть самостоятельными структурными частями работы, каждая из которых содержит вступление, основное содержание и выводы. Каждая новая глава начинается с новой страницы. Новый параграф внутри одной главы начинается на той же странице, на которой закончился предыдущий. Главы и параграфы должны быть логически связаны друг с другом.

Глава 1 – теоретическая, включает в себя 2-4 параграфа, которые должны быть соразмерны. Глава 1. содержит теоретический анализ и обобщение истории изучаемой проблемы и ее современного состояния. На основе анализа литературы необходимо сопоставить различные точки зрения и подходы к исследуемому вопросу, выявить имеющиеся спорные вопросы в трудах разных ученых, определить малоизученные стороны обсуждаемой проблемы. Важной задачей первой главы является обоснование научно-теоретической базы для дальнейшего исследования.

Работу над теоретической частью работы следует начинать с подбора литературы по теме исследования. При написании курсовой/ВКР следует просматривать современные пособия по проблеме исследования: монографии, статьи, диссертации, авторефераты, общие и специальные энциклопедии и словари, научные работы преподавателей кафедры и других ведущих вузов России, журналы профессиональной направленности.

Подобранный материал теоретической части фиксируется студентом в виде записей разного рода: к первичным материалам относятся записи на библиографических карточках, выписки, прямые цитаты, ксерокопии. Вторичные материалы – записи, являющиеся продуктом аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в одном научном документе: планы (простые и сложные), графы-схемы, самостоятельно составленные предметные указатели, аннотации, тезисы, конспекты. Третичными материалами считаются записи, обобщающие первичные и вторичные записи. Они представлены в виде содержательного обзора, в котором фиксируется полученное студентом знание об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования. Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было однозначным. Это означает, что то или иное понятие, которое в психологии разными авторами может трактоваться по-разному, должно во всем тексте данной работы от начала до конца, иметь лишь одно, четко определенное автором значение.

Требования к написанию теоретической части:

Ø не следует спешно вставлять в работу «умные мысли» из учебников и научных журналов путем хаотичного «копипаста» (copy - копировать, paste - вставить);

Ø необходимо плавно переходить от мысли или вывода одного автора к исследованиям другого;

Ø анализ материала по теме работы можно представлять двумя способами: а) первоначально представить точки зрения зарубежных исследователей по проблеме исследования, а затем отечественных ученых в хронологической последовательности; б) второй способ – соотнесение сходных точек зрения как в отечественной, так и в зарубежной педагогике;

Ø не следует одновременно соглашаться с двумя противоречивыми мнениями – следует придерживаться одного, приводя обоснования, почему вы считаете, что оппоненты не правы;

Ø всегда двигайтесь от общего к частному;

Например:

Тема: Особенности формирования математических способностей у детей дошкольного возраста средствами информационных технологий.

Необходимо сначала рассмотреть исследования в области развития математических способностей у детей дошкольного возраста, далее обратиться к рассмотрению вопроса о развитии математических способностей у детей дошкольного возраста средствами информационных технологий … и т.д.

Ø не давайте лишней информации, если не в силах ее исследовать, плавно подводите основные положения теории к исследованию их на практике.

Ø в результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения: кто и где (какие исследователи и в каких научных школах) уже работал и работает по теме исследования в отечественной и зарубежной педагогике? где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках)? в чем конкретно они состоят?

В работе должен быть выдержан научный язык и стиль, основными характеристиками которого являются точность, ясность и краткость. Следует отказаться от употребления «разговорных» речевых оборотов, канцеляризмов, метафор, неологизмов. Не следует злоупотреблять иностранными словами. Текст не должен быть эмоционально окрашен. Не рекомендуется вести речь от первого лица единственного числа – «я считаю», «я доказал» и т.д.

В научном стиле часто используются устойчивые сочетания, такие как:

Ø речь идет о проблеме...;

Ø отсюда следует вывод, что...;

Ø следует (необходимо) заметить, что...;

Ø перейдем к рассмотрению следующего вопроса...;

Ø это дает основание заключить...;

Ø наличие... свидетельствует о том, что....

При анализе разных точек зрения используются фразы:

Ø Анализ различных концепций показывает, что...,

Ø Проблемой занимались...

Ø В современной науке проблема трактуется неоднозначно …

Ø Рассмотрим некоторые основные подходы к решению рассматриваемой проблемы...;

Ø Одна из точек зрения принадлежит... Она заключается в...;

Ø Вторая точка зрения противостоит первой и утверждает, что...

Этой точки зрения придерживается...

Основания для утверждения, соответствия, противопоставления, доказательства:

Это доказывает, подтверждает, что…

Ø На основании... можно сделать вывод...

Ø Это соответствует (противоречит)...

Включение дополнительной информации:

Ø Важно отметить, что...

Ø Необходимо подчеркнуть, что...

Ø Представляется важным отметить, что...

Ø Необходимо добавить (что), кроме того...

Актуальность проблемы, которой посвящено исследование:

Ø В современной науке особую остроту приобретает тема...

Ø Внимание ученых и практиков привлекает проблема... и ее решение.

Ø В современной педагогике внимание исследователей концентрируется на проблеме...

Категорически неприемлемы в научном стиле образные сравнения, фразеологические обороты, новые термины, не используемые ранее в педагогике; эмоционально-экспрессивная окрашенность речи.

Для того чтобы подчеркнуть направление вашей мысли при написании теоретической части и сделать более наглядной ее логическую структуру, можете использовать различные вводные слова и фразы:

Во-первых,... Во-вторых,... В-третьих...; Кроме того… Наконец… Затем… Далее; Более того… Вместе с тем…; В добавление к вышесказанному… В уточнение к вышесказанному…; Также… В то же время… Вместе с тем…; Соответственно… Подобным образом…; Следовательно…; В сходной манере…; Отсюда следует…; Таким образом…; Между тем…; Тем не менее…; Однако…; С другой стороны…; В целом…; Подводя итоги…; В заключение…; Итак…; Поэтому….

Однако не следует злоупотреблять вводными фразами начинать с них каждое предложение.

Основной текст курсовой/ВКР должен содержать ссылки в квадратных скобках (пример: [1]) на информацию, почерпнутую из различных научных источников: статей, монографий, диссертаций.

В основном тексте можно использовать только принятые сокращения (например: и т.д., т.е.). При проведении критического анализа различных точек зрения, a также для подтверждения собственных выводов необходимо приводить цитаты. Прямое цитирование должно дословно воспроизводить текст, который заключается в кавычки. Непрямое цитирование предполагает указание фамилии автора, причем инициалы ставятся перед фамилией, и пересказ его мыслей, сделанный без искажения смысла. В таком случае кавычки не нужны. Цитаты должны быть сверены с первоисточником.

В конце каждого параграфа и главы в целом делаются краткие выводы.

Глава 2носит, как правило, исследовательский характер. Она также состоит из нескольких параграфов, посвященных описанию и анализу исследуемого автором фактического материала, самостоятельному решению задач, описанию и анализу результатов проведенного эксперимента, изложению разработанной автором методики и программы.

Эмпирическая часть разбивается на параграфы.

В первом параграфе второй главы, которая может называться «Методы и организация исследования» необходимо указать:

Ø место (школа, детский сад, центр) и сроки проведения исследования;

Ø описание процедуры исследования (этапы);

Ø характеристика выборки (количество испытуемых для курсовой работы – 30 человек, а для ВКР – 50-60 человек, с указанием их пола, возраста и других необходимых характеристик);

При описании выборки необходимо указать, какие группы сравнивались (например: указать состав экспериментальной и контрольной групп; при их отсутствии указать состав групп, сравниваемых по другим основаниям – социально-экономическим, профессиональным, этническим и т.д.).

Если группа испытуемых была достаточно однородной (например: только подростки-мальчики) и исследователем не вводились разделяющие ее на подгруппы условия, необходимо обоснование такого подхода.

Ø перечень использованных методик (описание методики и обоснование ее выбора);

Минимальное количество методик, используемых в исследовании, 2 - 3 (при условии наличия: четко сформулированной гипотезы; достаточно большого количества регистрируемых показателей; узкой цели; большого количества испытуемых, представляющих разные группы). Максимальное количество – 6-7 методик (так как слишком большое количество зафиксированных релевантных показателей может затруднить анализ).

При описании методик подробно следует описывать только малоизвестные методики. В обосновании использования необходимо указывать, каким образом методика разрешает поставленные задачи;

Ø описание способа обработки результатов (методы математической статистики).

При описании способов обработки результатов необходимо указать конкретный способ, особенно при обработке количественных данных (например: «Использовался многофакторный дисперсионный анализ. Для выявления источников значимых эффектов использовался t-критерий Стьюдента»). Если использовалась компьютерная обработка, то указывается программа (например: «Анализ данных проводился в статистической системе Statistica 6.0).

Второй параграф экспериментальной части: «Анализ и интерпретация результатов / Количественный и качественный анализ результатов / Формирующий эксперимент / Психолого-педагогическая программа формирования.

Данный параграф обычно представляет собой тщательное изложение своих результатов исследования. В нем очень часто помещают таблицы с приобретенными данными, рисунки, иллюстрирующие результаты, объяснения автора по поводу конкретных полученных данных (образец оформления таблиц и иллюстраций представлен в Приложении 4, 5). Иногда, если исследование объемное и выполнено сразу по нескольким направлениям, изложение результатов занимает 2 параграфа (при выполнении формирующего эксперимента). Число всех выводов в работе должно соответствовать количеству всех поставленных задач.

Описание результатов выполняется в следующей последовательности:

1. Первоначально представляются результаты в процентном соотношении по всем подобранным методикам и оформляются графически (диаграммы, графики, таблицы и др.). Все «сырые» результаты (сводные таблицы данных, протоколы, типичные рисунки испытуемых), а также все громоздкие таблицы нужно помещать в Приложение. Полные копии всех протоколов прилагать к работе не требуется.

Если же идет сравнение двух групп (мальчики и девочки), то результаты описываются по методикам в обобщенном виде. После графического предоставления данных идет описание и анализ полученных данных.

Выпускная квалификационная работа может быть выполнена в форме формирующего эксперимента. При выполнении формирующего эксперимента необходимо выделить проблемные области в исследуемых признаках с целью разработки коррекционно-развивающей программы. Прежде чем перейти ко второму этапу описания результатов исследования, необходимо описать структуру программу и основные ее характеристики, этапы и сроки проведения. Для этой цели необходимо выделить отдельный параграф в работе. После реализации программы исследователю необходимо провести повторное исследование (контрольный эксперимент) по тем же методикам, которые описаны в параграфе 2.1.

2. На втором этапе в соответствии с выдвинутой гипотезой и задачами исследования подбираются методы математической обработки данных. Чтобы правильно подобрать математический критерий необходимо проверить результаты на нормальность распределения (критерий Колмогорова-Смирнова). Если результаты не соответствуют законам нормального распределения, то применяются непараметрические критерии. Если результаты распределены в соответствии с нормальным распределением, а также, если значения признака измерены по интервальной шкале – используются параметрические методы. Количественные данные должны учитывать пределы точности измерения показателей, зависящие от способов регистрации и обработки (должны быть сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий).

3. На третьем этапе необходимо дать качественную интерпретацию результатов исследования. Недопустимо использовать для интерпретации результатов в тексте материал, заимствованный полностью или частично из любых других источников без соответствующей ссылки.

Систематизация результатов заключается в их представлении в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы которой могут соответствовать поставленным в исследовании задачам или представлениям о логичной структуре, отраженной в логической схеме, объекте исследования (перечень и соподчиненность понятий, раскрывающих тему). Систематически представленные результаты должны быть корректно интерпретированы.

Мы полагаем, что в основе интерпретации лежит процедура объяснения полученных результатов на основе принятой в исследовании концепции, причем объяснения в чем-то нового, не тривиального.

Например, факт резкого снижения учебной успеваемости учащихся при переходе из начальной школы в основную традиционно объясняется изменением системы отношений, снятием опеки педагога, трудностями привлечения к предметному (многопредметному) обучению. В случае с выпускниками начальной школы требует проверки версия о влиянии возрастных психофизиологических изменений на работоспособность учащихся, версия об их недостаточной подготовке к систематическому овладению более сложным и значительным по объему материалом вследствие несформированности основных познавательных умений.

Процедура интерпретации требует сверки принятого концептуального толкования с иными, альтернативными толкованиями, с проверкой разных версий истолкования результатов.

Первоначальная интерпретация связана с объяснением результатов на основе рабочей гипотезы, однако последующее выведение следствий, мысленное проигрывание ситуаций зависит от изменения влияющих факторов и модернизации, а иногда и изменения гипотезы, уточнения концептуальных установок.

Особая роль в интерпретации четко зафиксированных явлений принадлежит статистическим методам, а в истолковании целей, идеалов, уровня развития социальной и мотивационной сфер, творческих способностей – интерпретации герменевтического характера при активной роли выразительных средств языка, выполняющих фиксирующую, диагностирующую и эвристическую функции.

В задачи интерпретации входит выявление объективного значения полученных результатов для теории и практики обучения и воспитания, степени их новизны и предполагаемой эффективности в использовании, а также выявление смысла, т. е. значения для самого исследователя или заинтересованного в результатах исследования круга лиц.

Особую трудность представляет интерпретация результатов парадоксальных, не соответствующих ожиданиям, принятой концепции. Возникает необходимость их перепроверки или пересмотра концептуальных оснований. Несет в себе опасность и полное совпадение полученных результатов с ожидаемыми, ибо это не стимулирует дальнейшие поиски, вызывает соблазны поддаться «вектору» инерции, пойти по привычному пути.

4. На четвертом этапе все изложенные результаты обобщаются в выводы и рекомендации. Выводы – это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором. Частой ошибкой является то, что автор включает в выводы общепринятые в психологической науке положения – уже не нуждающиеся в доказательствах.

Глава 3 «Охрана труда» как отдельная глава должна быть четко согласована с темой ВКР. В этой главе обучающийся должен показать умение самостоятельно решать организационные и технические вопросы, направленные на улучшение условий и безопасности труда.

Разработка третьей главы предусматривает обеспечение гарантии сохранения здоровья и работоспособности работников в производственных условиях конкретных отраслей ведения хозяйства посредством эффективного управления охраной труда и формирования ответственности у должностных лиц и специалистов за коллективную и собственную безопасность.

ВЫВОДЫ

Выводы отражают общие результаты ВКР, в них указываются перспективы применения результатов на практике и возможности дальнейшего исследования проблемы.

Выводы должны отвечать на поставленные задачи, быть краткими и конкретными. Выводы должны отражать результаты работы, а не действия исследователя (не должно быть таких выводов как: изучены литературные данные…, собран материал…, проведены эксперименты…, поставленные задачи решены…, сделаны выводы…и т.п.).

В выводах должна быть отражена степень новизны, теоретическое и практическое значение проделанной работы. Если ВКР имеет прикладной характер, в выводах могут содержаться рекомендации. Выводы по объему может составлять до 5% ВКР.

Ошибочно полагать, что «Выводы» может быть заменен разделом «Заключение». Выводы – это не перечисление того, что сделано, не организационные итоги: все поставленные в исследовании задачи решены или часть их. Общие выводы лучше представить в тексте.

Требования по написанию выводов:

1. Количество выводов может быть разным, но лучше воспринимается количество, равное 5-7. При большем их количестве желательно вводить в перечень выводов дополнительное структурирование – разбивать их на группы по некоторому логическому основанию.

2. Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы.

3. Решение каждой из перечисленных во введении задач должно быть определенным образом отражено в выводах.

Выводы должны быть конкретными. Их пишут в форме утверждений.

В заключении приводятся обобщенные итоги теоретической и практической разработки темы, отражается результат решения поставленных во введении задач, формулируются выводы, предложения и рекомендации по использованию результатов работы. Общие требования к формулированию заключения:

Ø заключение должно содержать новое знание, которое отсутствовало до проведения исследования;

Ø последовательность пунктов в заключении определяется логикой работы; их следует формулировать самостоятельно, не допуская «ученной литературы;

Ø в заключении должно быть отражено решение каждой задачи, поставленной в исследовании;

Ø если в исследовании получены ответы на вопросы, которые не были поставлены до его проведения, они также должны присутствовать;

Ø в заключение должна быть оценка того, насколько удалось продвинуться в разрешении проблемы;

Ø могут быть указаны как положительные, так и отрицательные результаты.

Список литературы (использованных информационных источников) приводится в обязательном порядке и оформляется с учетом соответствующего ГОСТ Р 7.0.5.-2008 («Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»).

В приложение (я) выносятся те вспомогательные или дополнительные материалы, которые целесообразно по техническим или другим причинам не включать в основной текст.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: