УТВЕРЖДАЮ
И.о. проректора по образованию
____________Е.Ю. Щербина
«___»______________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ»
Уровень высшего образования | магистратура |
Направление подготовки | 44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Программа магистратуры | «Профессионально-педагогические технологии» |
Форма обучения | Очно-заочная, заочная |
Екатеринбург
РГППУ
Рабочая программа дисциплины «Управление образовательными системами ». Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2017. 48 с.
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям).
Автор: | к.пед.н., доцент | Е.Ю. Зимина |
Рецензенты: | д. пед. н., профессор, УГПУ | Л.В. Моисеева |
д. филос. н., профессор, РГППУ | А.Г. Кислов |
Одобрена на заседании кафедры профессиональной педагогики. Протокол №___ от ________ 2017 г.
|
|
Заведующий кафедрой ППД Руководитель магистерской программы | С.А. Днепров С.А. Днепров |
Одобрена на заседании кафедры профессиональной педагогики. Протокол №___ от ________ 2017 г.
Рекомендована к печати методической комиссией Института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол № ____ от _______2017 г.
Председатель методической комиссии Института ППО | Н.О. Садовникова | |
Директор Института ППО | И.И. Хасанова | |
Зам. директора Научной библиотеки РГППУ | Е.Н. Билева | |
© ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2017
© Зимина Е.Ю., 2017 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи освоение дисциплины…………………………… 4
2. Место дисциплины структуре образовательной программы… 4
3. Результаты освоения дисциплины……………………………… 5
4. Структура и содержание дисциплины…………………………… 7
4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы………………………………………………………………………… 7
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины………. 7
5. Образовательные технологии……………………………………… 15
6. Учебно-методические материалы………………………………… 16
6.1. Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий………………………………………………………. 16
6.2. Задания и методические указания по выполнению письменных работ (расчетно-графических, контрольных, курсовых и т.д.)………………….. 30
|
|
6.3. Задания и методические указания по организации самостоятельной работы студента……………………………………………………………… 40
6.4. Иные материалы………………………………………………… 41
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение……… 43
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины………… 46
9. Приложение 47
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины «Управление образовательными системами» является вооружение студентов знаниями по управлению образовательными системами, формирование у будущего магистра профессионального обучения готовности успешно применять управленческие решения в организации в целом и в профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины:
1. Обеспечить обучаемых знаниями особенностей сферы образования, общих основ теории социального управления как методологической основы управленческой концепции в сфере образования.
2. Познакомить с сущностью системного подхода в управлении, понятием«образовательная система» с присущими ей системными характеристиками.
3. Вооружить студентов знаниями о разновидностях образовательных систем и их особенностями.
4. Формировать навыки управления разными видами образовательных систем и педагогическим персоналом.
5. Вооружить умением соотносить управленческую теорию с социально-педагогической практикой.
6. Развивать умение использовать в практике различные стили и методы управления образовательными системами.
7. Научить применять системный подход при проведении научных исследований по психолого-педагогическим проблемам и при анализе психолого-педагогического знания.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина «Управление образовательными системами» входит в раздел учебного плана «базовая/вариативная часть» ФГОС по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) с квалификацией (степенью) <магистр>.
Изучение курса рассчитано на два семестр – 2 й и 3 й.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: Методология научного исследования, Психология профессионализма, Инновационные технологии в профессиональном образовании.
Дисциплина «Управление образовательными системами» играет важную роль в формировании управленческих умений магистранта, её изучение основывается на предшествующем профессиональном образовании и опытом работы в образовательном учреждении.
Требования к «входным» знаниям, умениям и владениям магистранта, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин следующие. Магистрант должен:
Знать:
· современные подходы к исследованию и решению психолого-педагогических проблем;
· основные методы и категории социально-психологической и педагогической наук;
· основные понятия теории управления;
· принципы организации государственного управления социальными и педагогическими системами в Российской федерации;
· методологические основы управленческой деятельности;
· правовые основы управленческой деятельности;
· функции, формы, методы и технологии управления.
Уметь:
· выявлять объекты и процессы образовательного пространства, анализировать их;
· уметь осуществлять прогнозирование, проектирование, моделирование и экспертную оценку процессов социального воспитания, социального развития и социализации;
· грамотно оперировать понятиями теории управления; анализировать международные, федеральные и региональные нормативно-правовые акты по проблемам управления;
· построить организационную структуру управления любой социальной системы;
· давать оценку управленческой деятельности любого уровня.
|
|
Владеть:
· основными методами и методиками исследования социально-психологических и педагогических феноменов;
· функциями, формами, методами и технологиями управления.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты освоения ОПОП магистратуры определяются приобретаемыми магистрантом компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
Выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
1. Готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-2);
2. Способностью и готовностью использовать на практике навыки и умения организации научно-исследовательских, научно-отраслевых работ, управления коллективом (ОПК-3).
3. Готовностью взаимодействовать с участниками образовательной деятельности и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиальные и культурные различия (ОПК-8).
Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры:
научно-исследовательская деятельность
4. Способностью и готовностью исследовать количественные и качественные потребности в рабочих кадрах (специалистах) для отраслей экономики региона (муниципальные образования) (ПК-8).
5. Способностью и готовность исследовать потребности в образовательных услугах различных категорий обучающихся (ПК-9)
Педагогическо-проектировочная деятельность:
6. Способностью и готовностью определять пути стратегического развития профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования в регионе (ПК-14).
7. Способностью и готовностью проектировать и оценивать педагогические (образовательные) системы (ПК-15).
|
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Знать:
· сущность системного подхода к управлению образовательными явлениями и процессами;
· образовательные системы как компонент научного знания;
· особенности и закономерности управления образовательными системами.
Уметь:
· выявлять объекты и процессы образовательного пространства, анализировать их;
· соотносить управленческую теорию с педагогической практикой;
· применять системный подход при проведении научных исследований по психолого-педагогическим проблемам и при анализе социально-педагогического знания.
Владеть:
· основами управленческих знаний, необходимых для организации деятельности профессиональной образовательной организации;
· способами анализа образовательных системс присущими им системными характеристиками;
· методами управления социально-педагогическими системами.
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы
Таблица 1
Вид учебной работы | Формы обучения | |
очно-заочная | заочная | |
Общая трудоемкость дисциплины | 6(216) | 6 (216) |
Контактная работа, в том числе | ||
Лекции | - - - | |
Практические занятия | ||
Лабораторные работы | - | |
Консультации | - | |
другие виды контактной работы | - | |
Самостоятельная работа | ||
Изучение теоретического курса | ||
Самоподготовка к текущему контролю знаний | ||
Подготовка и защита реферата (доклада) | - | |
Контрольная работа | ||
Подготовка к защите работ | ||
Домашние задания Подготовка к зачету | ||
Подготовка к экзамену | ||
Вид промежуточного контроля 2 семестр | зачет | зачет |
Вид итогового контроля 3 семестр | экзамен | экзамен |
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц 216 часов, в том числе:
– обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 64 часа (лекции – 16, практические занятия – 48 часов);
– самостоятельной работы обучающегося – 152 часов.
Их распределение по видам работ представлено в таблице 2.
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
Наименование разделов дисциплины | Семестр | Всего часов | Виды контактной работы, час | Самост. работа, час | Формы текущего контроля успеваемости. Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
Лекции | Практич. занятия | Лаб. работы | Др. формы контактной работы | Из них в интерактивной форме | |||||
Построение системы образования в РФ | – | – | – | Составление терминологического словаря по теме | |||||
Методологические и технологические основы управления образовательным учреждением как образовательной системой | – | – | – | Теоретическая модель образовательной системы | |||||
Организация системы менеджмента в профессиональной образовательной организации | – | – | – | Построение рациональной структуры типовой образовательной организации. Проект рабочего места руководителя и преподавателя. Промежуточное тестирование | |||||
Основы управления персоналом | – | – | Деловая игра | ||||||
Социально-педагогические функции управления образовательной организацией | – | – | – | Разработка технологии поддержки личностного роста педагога ПО. Итоговый проект. Тестирование | |||||
Итого по дисциплине | – | – | Зачет | ||||||
3 СЕМЕСТР | |||||||||
Управленческие аспекты профессионально-педагогической деятельности | Модель управленческой деятельности профессионального педагога | ||||||||
Технологии обучения как метод управления | Дидактическое тестирование | ||||||||
Метод учебных проектов как педагогическая технология | Защита творческих проектов и творческих заданий | ||||||||
Дистанционное обучение | Защита групповых проектов | ||||||||
Итого по дисциплине | – | – | Экзамен |