Правовой режим международных рек

 

Все реки делятся на внутренние и международные.

Режим внутренних рек устанавливается международным правом. МП не вмешивается. Разрешают пользоваться иностранным судам, как правило.

Международные реки – те, которые протекают по территории нескольких государств и используются для международного судоходства.

По общему правилу, правовой режим таких рек регулируется специальными соглашениями между прибрежными государствами.

Основными принципами, которыми руководствуется государство при установлении режима международных рек являются следующие:

1) каждое государство осуществляет суверенные права над той частью реки, которая протекает по его территории.

2) вопросы навигации по такой реке регулируются по взаимному согласию прибрежных государств

3) в отношении торгового судоходства устанавливается принцип свободного использования, открытости.

4) военное судоходство, по общему правилу, осуществляется с разрешения прибрежных государств.

5) каждое прибрежное государство должно выполнять работы для обеспечения нормальной навигации в своей части реки.

 

Правовой режим Дуная

 

Регулируется Конвенцией о режиме судоходства на Дунае 1948 года. Участники – Болгария, Украина, Венгрия, РФ и другие государства.

 

Закрепляется, что придунайские государства сохраняют суверенитет на своих участках Дуная, в частности, регулируют условия судоходства, устанавливают правила плавания и захода судов в порты, производят таможенный, санитарный, речной надзор, поддерживают нормальные условия для судоходства.

 

Ст.1 навигация по Дунаю д.б. свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе соблюдения равенства в отношении торговых и навигационных сборов и условий торгового судоходства.

 

Военные корабли (ст.30) непридунайских стран запрещены к плаванию по Дунаю. В своих участках реки военные корабли дунайских стран плавают свободно. На других участках – по договоренности.

Для контроля за соблюдением Конвенции создается Дунайская комиссия, в которую входят представители всех придунайских государств. Она также составляет навигационные карты, устанавливает систему навигационной сетевой установки, принимает рекомендации по унификации санитарного надзора.

 

Амазонка, Нигер, Колорадо, Рейн – также международные реки.

 

 

Признание и правопреемство в МП

 

1. Понятие и виды МП признания.

2. правопреемство как особый институт МП.

3. Правопреемство в отношении МД.

4. Правопреемство в отношении государственной собственности, государственных архивов и долгов.

 

1. Понятие и виды МП признания.

 

Институт имеет важное значение. Есть проблемы непризнанных государств (Южная Осетия).

 

2 вида:

- признание государств

- признание правительств

 

МП признание – это односторонний добровольный акт государства, в котором оно заявляет прямо или косвенно либо о том, что рассматривает другое государство как субъект МП и намерено поддерживать с ним официальные отношения (признание государств), либо заявляет о том, что считает власть, утвердившуюся неконституционным путем в государстве или на его части достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель данного государства или населения (признание правительств).

 

В доктрине существуют 2 теории относительно признания государств:

1. конститутивная

2. декларативная

 

Согласно конститутивной теории признание порождает или конституирует международную правосубъектность государств. Но непонятно, сколько государств должно признать, чтобы эта правосубъектность появилась.

 

Согласно декларативной теории государство приобретает международную правосубъектность в силу самого факта своего образования независимо от признания другими государствами. Признание лишь декларирует факт образования нового государства. Признание лишь дополнительно подтверждает. Эта позиция сейчас доминирует.

 

Устав организации американских государств – ст.9 - политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами.

В Уставе ООН по этому поводу ничего не говорится.

 

НО ФАКТИЧЕСКИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРАВАМИ ГОСУДАРСТВО МОЖЕТ ТОЛЬКО С ТЕМИ ГОСУДАРСТВАМИ, КОТОРЫЕ ЕГО ПРИЗНАЛИ. ИНАЧЕ С НИМ НИКТО НЕ ПОЙДЕТ НА КОНТАКТ.

 

Т.е. признание само по себе не порождает государство как субъекта МП, но служит условием включения государства в международное общение. Т.о., государство является СМП и без признания, но субъектом МПО оно может стать только после признания.

 

Косово является субъектом права, но РФ его не признала, поэтому не поддерживает с ним отношения.

 

Следует ли признание государства как право государств или как обязанность?

 

Преобладает точка зрения, что признание – право государства. Суверенитет, независимость.

 

Некоторые считают, что это обязанность при условии, если это новое государство удовлетворяет определенным требованиям: новое государство соответствует требованиям ст. 4 Устава ООН. Принцип сотрудничества требует установления контактов.

 

(Но принцип сотрудничества накладывает на государства обязанность сотрудничать только в сфере поддержания международного мира и безопасности.)

 

Требования:

- миролюбивое государство

- должно принять обязательства по уставу ООН

- должно быть способно выполнять эти обязательства

 

Выделяют 2 формы признания:

- де-юре

- де-факто

 

Можно встретить признание ad hoc – в конкретном случае.

 

Признание де-юре – полное и окончательное признание, которое не может быть отозвано. Полное признание может быть явно выраженным или подразумеваемым. Явно выраженное - оформляется нотой или заявлением. Как правило включает в себя намерение установить отношения. Подразумеваемое признание – путем установления дипломатических отношений или заключения договоров.

 

Признание де-факто – временное признание, которое сопровождается установлением полуофициальных отношений без их юридического оформления и может быть отозвано в любое время.

 

Признание ad hoc – разновидность фактического признания. Например, для заключения конкретного МД. После заключения может отозвать признание.

 

Признание правительств

 

Если правительство сменяется законным путем, то никакого признания такого правительства не требуется.

О признании правительств мы говорим лишь тогда, когда правительство сменяется неконституционным путем.

 

Сложилось несколько доктрин по поводу возможности признания правительств, т.к. это все-таки вопросы внутренней компетенции, в которую, по общему правилу, государства не должны вмешиваться:

 

1. Одни государства придерживаются политики воздержания от какого-либо официального признания правительств, поскольку это нарушает принцип невмешательства. Это «доктрина Эстрады». Эстрада – министр иностранных дел Мексики – в 1930 г. сформулировал эту доктрину.

 

2. Доктрина «Тобара»: неконституционное правительство может быть признано, если оно осуществляет эффективную власть. То есть осуществляет контроль на своей территории, способно брать и выполнять международные обязательства.

 

На практике чаще используется доктрина Эстрады. Государства воздерживаются от вмешательства.

 

2 формы признания правительств:

 

-де-юре – полное окончательное признание, которое не может быть отозвано.

- де-факто – временное признание (не удовлетворяет требованиям доктрины Тобаро).

 

Особый вид - признание правительства в эмиграции

 

Правительство в изгнании не может контролировать ситуацию в стране. Признание должно предоставляться такому правительству, только если оно было изгнано незаконно, насильственным путем. (иностранная оккупация, например).

 

Выделяют предварительные формы признания:

- признание наций,

- признание восставшей или воюющей стороны.

 

Протест

 

Сущность протеста состоит в несогласии с правомерностью соответствующего юридически значимого факта или события. В отличие от признания протест должен быть всегда явно выраженным. Он означает признание какого-либо деяния как противоправного.

 

Это скорее политические акты, чем юридические.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: