Тема 1. Психическое развитие познавательных функций и личности в младшем школьном возрасте. Особенности памяти. Развитие внимания в младшем школьном возрасте. Специфика эмоциональной сферы. Развитие мышления. Децентрация. Усвоение школьниками сериации, эквивалентности, транзитивности, относительности и других логических и математических схем. Характеристика операционного мышления по Ж. Пиаже. Формирование метакогнитивных способностей в младшем школьном возрасте (контролирующих действий за собственным мышлением, памятью, знаниями и др., выражающихся в планировании собственных действий, в выработке эффективных стратегий памяти и решения задач). Формирование личности в младшем школьном возрасте. Семья как важный фактор социализации ребенка. Развитие саморегуляции, самодостаточности ребенка как проблема. Полные и неполные семьи, их влияние на психическое развитие ребенка. Взаимоотношения со сверстниками. Критерии образования малых групп. Конформность как черта поведения в младшем школьном возрасте.
|
|
Тема 2. Кризис прихода ребенка в школу и становление учебной деятельности. Основные трудности при приходе ребенка в школу. Специфика нового режима и его влияние на психологическое состояние ученика. Проблема «насыщения учением». Проблема оценки деятельности школьника. Оценка и отметка. Учение как ведущий вид деятельности младшего школьника. Строение учебной деятельности: учебная мотивация, учебные действия, действия контроля, действия оценки, учебная цель (задача), навыки и умения. Перестройка психологического развития в связи с поступлением ребенка в школу. Неспособность к учению как проблема. Дислексия (наличие трудностей при обучении чтению), дисграфия (трудности при обучении письму) и дискалькуляция (сложности в обучении счету и вычислениям) у современных первоклассников. Дети с ЗУР и ЗПР, работа с ними психолога.
Дидактическая единица 4. Психологические особенности развития и формирования личности в подростковом возрасте.
Тема 1. Анатомо-физиологическое развитие организма в подростковом возрасте: пубертат и акселерация. Анатомо-физиологические основы психических изменений в подростковом возрасте. Гормональная перестройка организма. Физический рост и развитие органов тела. Сущность акселерации. Негативные последствия акселерации (тучность, узкогрудость, снижение выносливости…). Ретардация – обратный акселерации процесс, его причины. Гормональная деятельность половых желез, вторичные половые признаки. Характеристики пубертатного периода. Гендерные особенности переживаний и поведения в подростковом возрасте.
|
|
Тема 2. Социальные детерминанты подросткового кризиса. Социально-психологические причины кризиса подросткового возраста. Подростковый возраст в промышленно развитых и неразвитых странах. Подростковая субкультура. Виды культур по М. Мид и проявление подросткового кризиса в них (постфигуративные; конфигуративные; префигуративные). Соотношение социальных и биологических факторов в детерминации подросткового кризиса. Взаимоотношение со сверстниками. Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности подростка. Асоциальные формы поведения и способы их предупреждения в подростковом возрасте. Воспитательная работа с «трудными» детьми. Группы трудных детей (циники; эмоционально-неустойчивые; возбудимые, аффективные; недоверчивые, скрытые, обидчивые; дети с комплексами неполноценности). Виды расстройств поведения у детей (1 - социализированные формы антиобщественного поведения; 2 - несоциализированная агрессивная деятельность по Л. Хевитт, Р. Дженкинс) и их основные особенности. Специфика перевоспитания. Наркомания и преступность в современной школе.
Тема 3. Психологическое и сексуальное развитие подростка. Познавательная сфера в подростковом возрасте. Начало периода формальных операций (Ж. Пиаже) и его особенности (способность рассуждать о гипотетических проблемах; системный поиск решений; применение абстрактных правил для решения задач; поглощенность мыслями (рефлексивность)). Фиксация проблемности и противоречий в мышлении. Становление интеллекта как трехкомпонентной структуры по Р. Стенбергу: 1) компонентов приобретения знаний; 2) метакомпонентов; 3) компонентов исполнения. Эмоциональная сфера подростка. Неустойчивость и противоречивость чувств. Психологические основы подросткового негативизма. Подростковая сексуальность и ее особенности (отсутствие изолированности сексуальности от других составляющих любви; сильное переживание сексуального влечения; самостоятельное сексуальное экспериментирование). Формы проявления полового влечения (кокетство, любовь и др.). Особенности полового воспитания в этот период. Развитие личности в подростковом возрасте. Чувство взрослости и демонстративное поведение. Завышенная, с тенденцией к не адекватной, самооценка подростка. Специфика подросткового самосознания.
Дидактическая единица 5. Особенности психического развития в юношеском возрасте.
Тема 1. Юношество как составная часть онтогенеза психического. Физическое развитие в юношестве. Завершение процессов полового созревания, формирование индивидуального конституционального типа, достижение биологической зрелости организма. Особенности эмоций в юношеском возрасте. Учение с основами профессиональной ориентации как ведущий вид деятельности в этот возрастной период. Выбор профессии и основы профессиональной ориентации в юношестве. Личностное развитие в юности. Рискованные формы поведения, их причины. Факторы рискованного поведения (биологические, социальные, особенности личности, актуальное поведение). Наркомания в юношеской среде. Физиологический механизм наркотической зависимости. Работа психолога с зависимостями (аддикциями). Деликвентное поведение (уголовные преступления) в юношестве. Формирование совладающего поведения в юношестве (направленного на разрешение социальных конфликтов, стрессов и др.) и молодости.
Тема 2. Особенности самосознания и самоопределения юноши. Осознание и переживание собственной индивидуальности. Потребно Особенности мотивации, самосознание, самооценка. Поиск нравственных идеалов, смысла жизни. Психологический механизм образования смысловых образований. Личностное самоопределение. Типы самоопределения в юношестве: «ценностный», «адаптивный», «непротиворечивый», «затрудненный» (Т.В. Снегирева). Социальное и личностное самоопределение. сть в автономии и в других людях. Переживания чувств одиночества, непонятности, депрессии и др. Личные дневники. Обострение психопатического поведения. Молодость как период развития способности к творчеству, высокой интеллектуальной активности и трудоспособности. Особенности взаимоотношений со сверстниками. Психология юношеской дружбы.
|
|
Дидактическая единица 6. Психология взрослого человека.
Тема 1. Психологические особенности ранней взрослости. Инволюция психологических функций и процессов во взрослом возрасте. Неравномерность угасания психологических функций. Образование и умственный труд как факторы, препятствующие старению организма. Включенность взрослого в систему непрерывного обучения. Трудовая деятельность как ведущий вид деятельности взрослого. Требования современного общества и НТП к профессиональной подготовке человека. Система переквалификации и переподготовки в жизни личности. Формирование личности в качестве субъекта познания, общения и труда во взрослом возрасте. Развитие текучего (флюидного – интеллектуальные способности, используемые для научения новому: восприятие пространственных отношений, индуктивное рассуждение, запоминание) и стабильного (кристаллизованного – интеллектуальные способности устанавливать отношения, дедуктивные рассуждения, умения на основе знаний) интеллекта.
Тема 2. Психосоциальное развитие в ранней и поздней взрослости. Интеграция социальных и профессиональных функций (ролей), профессиональная и социальная адаптация личности. Развитие системного чувства – генеративности ( по Э. Эриксону ), как желания повлиять на следующее поколение, особенно на собственных детей; внести свой теоретический и практический вклад в развитие общества; заинтересованность обществом, делами других людей и т.д. Забота о семье, о достижении приемлемых материальных условий существования. «Кризис середины жизни ». Осознание расхождения между планами, жизненными замыслами и ходом и результатами их реализации, осуществления. Способы преодоления кризиса. Виды биографических кризисов (А.Р. Ахмеров): 1) кризис нереализованности ( ощущение отсутствия реализации основных жизненных планов); 2) кризис опустошенности ( отсутствие перспективных целей (связанных с прошлым) в будущем);. 3) кризис бесперспективности (абсолютная предсказуемость и снижение значимости тех событий, которые произойдут)..
|
|
Дидактическая единица 7. Старение и индивидуальное восприятие смерти.
Тема 1. Психология пожилого и старческого возрастов. Психологические изменения в пожилом и старческом возрасте. Физиологические основы этих изменений. Психофизиология долголетия. Основы здорового образа жизни: система питания, физические нагрузки, закаливание, укрепление иммунной системы организма. Психопатология и возраст. Признаки благополучного старения (сохранение позитивной идентичности, социальная активность, способность к саморефлексии, забота о здоровье, хорошее настроение, позитивное отношение к молодежи …). Признаки неблагополучного старения (требование помощи, изоляция от окружающих, отсутствие интереса к новому, самообвинения, прямолинейность, сильный страх смерти, избегание воспоминаний…).
Тема 2. Теории старения и восприятие смерти. Смерть как естественный итог жизнедеятельности высших животных (высокая клеточная специализация организма, накопление шлаков, снижение иммунных функций с возрастом). Психология индивидуального восприятия небытия. Группы теорий старения: стохастические (старение как результат случайных повреждений организма, изнашивания); генетически запрограммированного старения (старение – это результат действия около двухсот наследуемых генов).
Дидактическая единица 8. Теории психического развития.
Тема 1. Теория познавательного развития человека А. Валлона. Психическое ребенка как изначально социальное образование в теории А. Валлона. Общение как условие формирования действий подражания. Эмоции – предъязык детей. Основа психического развития – становление познания, разрешение антиномий ребенком, противоречий. Стадии жизни личности: импульсивная, эмоциональная, сенсомоторная, проективная, персоналистская (период противопоставления, период нарциссизма, период подражания), учебная, полового созревания. Становление познания и действия как основа нравственного и личностного развития человека в онтогенезе, его независимости, уверенности.
Тема 2. Теории нравственного становления личности (Ж. Пиаже, Ш. Бюллер, Л. Кольберг). Нравственный реализм и релятивизм в теории Ж. Пиаже. Зависимость реализма и релятивизма в психическом развитии от децнтрации мышления человека. Теория интенциональности Ш. Бюлер (становление интенций (намерений, целей личности) от недифференцированных до точных и реальных в онтогенезе). Теория развития личности как становление нравственности Л. Кольберга. Уровни развития нравственности: 1) преднравственный (поступки ребенка определяются внешними обстоятельствами, а не мнением окружающих); 2) конвенциональный (поступки человека детерминированы мнением других людей); 3) постконвенциональный (действия зависят от внутренней позиции личности, исходя из ее совести, из внутренней логики поступка). Уровни развития женской нравственности в теории С. Гиллиган (самоозабоченность, самопожертвование, самоуважение).
Тема 3. Стадии психосоциального развития в теории Э. Эриксона. Развитие психического как результат борьбы крайних возможностей развития. Становление идентичности личности в онтогенезе как базовая характеристика стадий психосоциального развития. Надежда, верность, забота как основные движущие силы развития личности в онтогенезе. Восемь периодов, восемь кризисов жизненного цикла по Э. Эриксону. Психоаналитические механизмы в социальном становлении личности в различные периоды онтогенеза.
Тема 4. Стадии субъектного развития человека в онтогенезе. Критериальные свойства субъекта (носитель активности; источник познания и преобразования действительности; способность отражать мир в виде познаваемого объекта; наличие сознания; целостность, единство, интегральность; системность свойств; способность к саморегуляции и творчеству; овладение определенными видами деятельности и их функционированием; саморазвитие; самодостаточность и автономность, усиление своим бытием бытия другого человека …). Традиционная парадигма субъекта в психологии и новое понимание психологии субъекта. Стадии развития субъекта в онтогенезе (В.В. Селиванов): 1. предсубъектная (от 0 до 1 года); аморфной субъектности (от 1 года до 3-4 лет); стадия парциальной субъектности (от 4-х до 6 лет); познавательной субъектности (от 6 до 12 лет); противоречивой субъектности (от 12 до 17 лет); стадия личностной субъектности (от 17-18 до 25 лет); стадия полноценной субъектности (от 25 до 50 лет); воплощенной субъектности (от 50 до 60 лет); угасающей субъектности (от 60 до 75 лет и старше).
4. Тематический план.
Очное отделение
Дидактические единицы и темы | Всего часов | Лекции | Практические занятия | Самост. работа |
Раздел 1. Психология развития как наука. | ||||
1. Предмет возрастной психологии. | ||||
2. Методы психологии развития. | ||||
3. Основные закономерности психического развития | ||||
Раздел 2. Психическое развитие в дошкольном возрасте. | ||||
1. Психология младенца. | ||||
2. Психическое развитие в раннем возрасте. | ||||
3. Кризисы в психическом развитии | ||||
4. Психология дошкольника | ||||
5. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте. | ||||
6. Развитие мышления и интеллекта в онтогенезе (теория Ж. Пиаже). | ||||
7. Сексуальное развитие в дошкольном возрасте (теория З. Фрейда) | ||||
8. Формирование психологической готовности к школьному обучению. | ||||
Раздел 3. Психологические особенности младшего школьника. | ||||
1.Психическое развитие познавательных функций в младшем школьном возрасте. | ||||
2.Личностное развитие младшего школьника | ||||
Раздел 4. Психологические особенности развития и формирования личности в подростковом возрасте. | ||||
1. Подростковый возраст как социокультурное явление | ||||
2. Познавательное развитие в подростковом периоде онтогенеза | ||||
3. Особенности формирования личности подростка | ||||
Раздел 5. Особенности психического развития в юношеском возрасте. | ||||
1.Юношество как составная часть онтогенеза психического. | ||||
2. Взаимосвязь физического и психологического развития в юношестве. | ||||
3. Развитие личности в юношестве. | ||||
Раздел 6. Психология взрослого человека. | ||||
| ||||
2. Социально-психологическая специфика ранней взрослости. | ||||
3. Кризисы развития и профессионализм в поздней взрослости. | ||||
Раздел 7. Старение и индивидуальное восприятие смерти. | ||||
1. Психология пожилого возраста. | ||||
2. Социально-психологичекая жизнь в старости. | ||||
3. Психофизическое старение как естественная закономерность. | ||||
4. Теории старения, факторы физического и психического долголетия. | ||||
Раздел 8. Теории психического развития. | ||||
1. Теории нравственного становления личности (Ж. Пиаже, Ш. Бюллер, Л. Кольберг) | ||||
2.Стадии психосоциального развития в теории Э. Эриксона. | ||||
3.Стадии субъектного развития в онтогенезе | ||||
Контроль (экзамены) | ||||
Всего |