Тема 1: Предмет, задачи, методы возрастной психологии

Цель занятия: изучить теоретические основы возрастной психологии, необходимость которой обусловлена основными закономерностями развития и функционирования психологических составляющих жизнедеятельности человека.

 

Вопросы для подготовки к дискуссии

1. Возрастная психология. Исторические изменения предмета возрастной психологии.

2. Понятие «детство» и его исторический анализ.

3. Теоретические и практические задачи возрастной психологии.

4. Стратегия наблюдения в возрастной психологии. Виды наблюдения.

5. Стратегия эксперимента в возрастной психологии. Основные формы констатирующего эксперимента («продольные» и «поперечные» срезы). Стратегия формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент как альтернатива методу срезов. Экспериментально-генетический метод Л. С. Выготского. Метод поэтапно- планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина

Задания для самостоятельной работы

1.С помощью психологического словаря проанализировать понятия: детская психология, развитие и рост, генезис психики, онтогенез, филогенез, генетические исследования, дневниковые наблюдения, лонгитюдный эксперимент, срезовый эксперимент, формирующий эксперимент; тестирование, анализ продуктов творческой деятельности.

2. Составить и заполнить сравнительную таблицу «Методы возрастной психологии: достоинства и недостатки»

Методы возрастной психологии Достоинства Недостатки
     

3.Подготовить эссе/автобиографический текст «Любимая игрушка моего детства», сопровождаемое фото любимой игрушки с описанием воспоминаний (как появилась игрушка в вашей жизни, в каком возрасте, какие чувства вызывала, особенности взаимодействия с ней и т.п.).

4.Подготовить рефераты на тему:

¨ Роль социальных условий жизни, семьи, общения со взрослыми в психическом развитии дошкольника.

¨ Современные психолого-педагогические исследования ребенка-дошкольника.

¨ Общая характеристика психического развития современного дошкольника.

 

 

Занятие 2.

Тема 2: Основные закономерности психического развития ребенка в зарубежной и отечественной психологии

Цель занятия: проанализировать основные закономерности, понятия психического развития ребенка в зарубежной и отечественной психологической практике и на их основе раскрыть основные стратегии психологического сопровождения ребенка дошкольного возраста.

 

Вопросы для подготовки к дискуссии

1. Какие теории детского развития существуют в психологии?

2.Чем определяется психическое развитие в психоаналитической концепции? В чем состоит отличие стадий детского развития З. Фрейда и Э.Эриксона?

3.Каковы основные понятия концепции Ж.Пиаже и в чем их содержание? Почему эта теория называется когнитивной?

4.Что является предметом исследования в бихевиоризме? Чем определяется развитие ребенка в этой концепции?

5.В чем заключается суть теории конвергенции двух факторов? Каким методом можно исследовать относительную роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка?

6.Каковы основные законы психического развития ребенка, сформулированные Л.С. Выготским?

7. Раскрыть сущность современных концепций развивающего обучения (позиции Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.А. Венгера).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: