Задание 1.
В настоящее время существует несколько концепций происхождения государства и права. Тезисно в письменном виде изложите суть той концепции, которую Вы считаете наиболее теоретически обоснованной, соответствующей уровню современной науки и практически подтвержденной. Аргументируйте свой выбор.
Задание 2.
Заполнить таблицу
Основные теории происхождения государства и права
№ | Название теории | Авторы | Содержание теории (суть) | Достоинства | Недостатки |
1. | Теологическая (божественная, религиозная) | ||||
2. | Патриархальная | ||||
3. | Теория общественного договора | ||||
4. | Теория насилия | ||||
5. | Органическая | ||||
6. | Психологическая | ||||
7. | Марксистская (классовая, социально-экономическая, историко-материалистическая) | ||||
и др. |
Задание 3.
Проблемно-практические вопросы к теме:
1. Сформулировать свою позицию по отношению к причинам, приведшим к неолитической революции.
|
|
2. Провести сравнительный анализ причин и факторов формирования западноевропейских, восточных и российского государств.
Задание 4.
Выполните тестовое задание (тест №2)
Доклад
Ф.Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства», глава «Варварство и цивилизация», о сущности и содержании трех крупных разделений труда.
Тема 3. Сущность и типы государства 8 час.
Цель семинарского занятия –
Изучение основных закономерностей функционирования и развития государства, исторических типов государства; формирование представления о понятии, признаках и сущности государства, о многообразии методологических подходов и позиций в современной юридической науке по данным вопросам; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение текущего контроля (опрос, контроль выполнения домашних индивидуальных заданий, тестирование или диктант по терминам).
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Общее определение государства, его сущность и социальное назначение.
2. Признаки государства.
3. Государственная власть и ее признаки.
4. Общая характеристика учений о сущности государства: теория солидаризма, теория элит, технократическая теория, теория конвергенции, материалистическая теория.
5. Типология и типы государства: формационный и цивилизационный подходы.
Индивидуальные задания для студентов
Задание 1.
Проблемно-практические вопросы к теме:
1. Воспользовавшись книгами по истории, подобрать факты, характеризующие тот ил иной тип государства.
|
|
2. Дать содержательное отличие между такими категориями, как «государство» и «государственность».
3. Выделить те признаки государства, которые подвергаются на современном этапе трансформации, проанализировать причины этих изменений.
Задание 2.
Выполните тестовое задание (тест №3)
Тема 4. Функции государства 2 час.
Цель семинарского занятия -
Усвоение понятия функции государства, соотношения его с целями и задачами государства, с функциями отдельных государственных органов; формирование представления о классификациях функций государства, характеристике основных внутренних и внешних функций современного Российского государства; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение текущего контроля (опрос, контроль выполнения домашних индивидуальных заданий).
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Понятие функций государства и их содержание.
2. Классификация функций государства.
3. Формы реализации функций государства: правовые и организационные.
Индивидуальные задания для студентов
Задание 1.
Произведите сравнение и установите соотношение между внешними и внутренними функциями государства с постоянными и временными функциями государства. Результаты оформите в виде следующей таблицы:
Функции государства | Постоянные функции | Временные функции |
Внутренние функции | ||
Внешние функции |
Задание 2.
Определите, какие из функций государства могут быть реализованы каждой из ветвей государства. Ответ оформите в виде таблицы.
Органы государства | Вид функции государства | Суть реализации функции государства |
Законодательные | ||
Исполнительные | ||
Судебные |
Задание 3. Подготовить ответ на вопрос: Характеристика основных внутренних и внешних функций современного Российского государства. Ответ оформить в виде письменного конспекта.
Задание 4. Выполните тестовое задание (тест №4)
Тема 5. Форма государства 6 час.
Цель семинарского занятия –
Изучение категории форма государства и ее элементов – форма правления, форма государственного устройства, политический режим; формирование представления об особенностях формы государства современной России; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение текущего контроля (опрос, контроль выполнения домашних индивидуальных заданий); рубежного контроля: контрольный срез №2- тестирование, диктант по терминам.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Форма государства: понятие и ее структурные элементы.
2. Форма государственного правления: понятие и виды.
3. Монархия: понятие и виды.
4. Республика: понятие и виды.
5. Форма государственного устройства: понятие и виды.
6. Унитарное государство
7. Федерация и конфедерация.
8. Форма политического режима: демократическое и антидемократическое государство.