Изменение дозировки дыхательных упражнений и времени выполнения степ-нагрузки с резистивным сопротивлением (в процентах)

На протяжении эксперимента.

Вид нагрузки Количество повторений или время выполнения на каждой неделе тренировок
I II III IV V VI
Сверхглубокие (тройные) вдохи и выдохи (повторения) 2 * 3 2 * 4 2 * 5 2 * 6 2 * 7 2 * 8
Частое и глубокое дыхание (сек) 2 * 5 2 * 5 2 * 10 2 * 10 2 * 15 2 * 15
Сдувание легкого предмета (см) 30-40 30-40 30-40 30-40 30-40 30-40
Интервалы степ-нагрузки с резистивным сопротивлением (в % от общ. врем. тренировки)            

Физиолого-педагогический эксперимент

Для выяснения эффективности разработанной методики совершенствования функциональной мощности организма спортсменов-акробатов, был организован физиолого-педагогический эксперимент, с участием представителей данной спортивной специализации в количестве 16 человек в возрасте 11-12 лет одинакового уровня физического развития и подготовленности. В состав контрольной и экспериментальной групп входило по 8 человек.

На первом этапе эксперимента все его участники обследовались по единой программе, которая предусматривала определение параметров морфофункционального статуса, показателей мощности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, аэробной и анаэробной производительности, а также величины общей физической работоспособности.

На втором этапе спортсмены экспериментальной группы, в отличие от контрольной, тренировались по разработанной программе, включающей использование дополнительных эргогенических средств (дыхательные упражнения и упражнения из дыхательной гимнастики по методу А.Н. Стрельниковой, интервальная резистивно-респираторная тренировка), под руководством одного тренера в течение 6-ти недель предсоревновательного мезоцикла подготовки.

По окончании эксперимента участники двух групп были обследованы по единой программе аналогично первому этапу исследования.

 

 

Влияние экспериментальной программы тренировок с использованием эргогенических средств на показатели функциональной мощности спортсменов-акробатов

Результаты заключительного этапа эксперимента представлены в таблице ниже.

Таблица 15

Изменение показателей мощности дыхательной системы

спортсменов-акробатов в результате экспериментальной тренировки (Х±m)

Показатели Экспериментальная группа (n=8) Контрольная группа (n=8)
В начале экспери- мента В конце экспери-мента % В начале экспери-мента В конце экспери-мента %
ЖЕЛ, л 2,5± 0,1 2,6±0,2* 3,8 2,5±0,1 2,5±0,1*  
ЖЕЛ/вес., мл/кг 74,2±5,0 73,3±4,6* -1,2 78,9±4,0 78,0±4,4* -1,2
МВЛ, л/мин 63,4±3,2 70,6±3,6* 11,3 63,3±4,3 63,4±3,2* 0,2
МВЛ/вес, л/мин/кг 1,9±0,1 2,0±0,1* 6,8 2,0±0,1 1,9±0,1* -4,7
СДМвд., мм рт.ст. 104,4±1,8 116,3±3,3* 11,4 100,6±6,0 104,0±6,2* 3,4
СДМвыд., мм рт.ст. 122,5±4,2 152,5±14,5* 24,5 121,3±8,8 124,5±9,0* 2,7
ЗДвд., с 39,5±3,6 51,9±3,7* 31,3 37,8±2,6 39,0±2,7* 3,3
ЗДвыд., с 18,5±3,4 21,4±4,1* 15,5 19,0±2,3 18,7±3,4* -1,6

Примечание: здесь и далее * - достоверность различий при p<0,05 (критерий знаков, Z).

 

Полученный фактический материал свидетельствует о том, что систематическая тренировка с использованием целенаправленных воздействий на дыхательную систему оказывает значительное положительное влияние, прежде всего на показатели силы и выносливости дыхательных мышц.

Так в экспериментальной группе отмечается достоверное увеличение силы инспираторной и экспираторной мускулатуры на 11,4% и 24,5% соответственно, а также существенное повышение гипоксической устойчивости в тестах с задержкой дыхания как на вдохе (на 31,3%, при P<0,05), так и на выдохе (на 15,5%, при P<0,05) (табл. 15).

Изменение объемных параметров внешнего дыхания отражается в приросте абсолютного и относительного показателей МВЛ (на 11,3% и 6,9%, при P<0,05), а также абсолютной величины ЖЕЛ (на 3,8%, при P<0,05).

В контрольной группе перечисленные показатели менялись разнонаправлено и незначительно.

Анализ показателей системы энергообеспечения спортсменов, использовавших в тренировке дополнительные эргогенические средства, показал положительную динамику аэробных возможностей организма (табл. 16).

Таблица 16


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: