Что же представляет сейчас та система знаний, которые представляют предмет психологической иауки? Это психика человека и животных, включа-ющая в себя различные субъективные (или психи-ческие) явления. Одни из них человек использует, чтобы познать мир и самого себя в нем. Поэтому их называют познавательными процессами. К ним от-носятся следующие: 1) ощущение; 2) восприятие;
3) внимание; 4) память; 5) воображение; 6) мышле-ние; 7) речь.
Другие явления определяют направленность ак-тивности человека, его отношение к миру и людям, управляют поступками и действиями человека. Их называют мотивационными процессами. К ним от-носятся: 1) потребности: 2) мотивы; 3) цели; 4) ин-тересы.
Есть такой класс явлений, которые определяют процесс протекания деятельности человека, задают его исполнительский репертуар. Это умения, навы-ки, привычки, стиль («индивидуальный почерк») де-ятельности, темперамент. Все вместе эти процессы составляют инструментальную сферу человека.
Существуют также такие интегральные явления (характеристики), которые имеют дело с целостным человеком, его индивидуальными особенностями и которые выражаются в его взаимоотношениях с ми-ром, регулируют его общение с людьми. Ихназы-вают психическими свойствами и состояния-ми. К ним относят: 1) волю; 2) чувства; 3) эмоции;
|
|
4) склонности; 5)способности; 6)знания; 7) созна-
; 8) личность; 9) индивидуальность, характер.