Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие гостей.
Уч. Ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют гости, повернулись. Поприветствуем их.
II. Самоопределение к деятельности.
Уч. Отгадайте загадку.
Я под шапкою цветной
На ноге стою одной,
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки.
Д. Гриб.
Уч. Верно, речь пойдёт о грибах. А что в первую очередь важно знать о грибах?
Сегодня мы должны с вами выяснить:
- каковы особенности строения гриба;
- значение грибов в жизни растений, животных, человека;
- сформулировать правила сбора грибов.
III. Сообщение темы и задач урока.
Уч. Молодцы, теперь вы все готовы! Мы возьмём воображаемые корзинки и отправимся на так называемую «тихую охоту» за знаниями в одно царство (так называется собирание грибов, название придумал Сергей Аксаков – писатель, знаток русской природы). Что это за царство, вы скажете после того, как отгадаете загадку.
В этом царстве чудеса.
В нём луга, поля, леса.
В них, смотри, то там, то тут
Гномики живут, растут.
Каждый – свой имеет пост.
И у гномов разный рост.
Есть – на ножке, в шляпке красной,
В белых точках и опасный.
Здесь увидишь у опушек
Бледно-розовых подружек.
А под дубом, такой важный,
Коренастый и отважный.
Обо всех не рассказать.
Пора царство вам назвать.
– Царство грибов.
|
|
– Да, и это тема нашего урока.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала.
Беседа.
Уч. Случалось ли вам собирать грибы
В лесах, где тропинки протоптаны лешим,
Где кони туманов встают на дыбы
В проёмах полян и зелёных проплешин?
Известно ли вам, как старик подосиновик
В траву загоняет свою детвору,
Как в жёлтых платочках и ярко-малиновых
Ведут хоровод сыроежки в бору?
Встану вместе с солнышком,
К лесу – час ходьбы,
Там в траве под листьями
Ждут меня грибы.
Здравствуй, Лес Берёзович!
Здравствуй, Дуб и Клён!
А тебе, Боровичок,
До земли поклон.
Выходят Боровичок и Мухомор.
Боровичок. Ребята, а вы знаете, что такое грибы?
Дети отвечают.
Грибы – это и не животные и не растения. Это особое царство живых организмов. Они появились на Земле более миллиарда лет назад. На Руси они назывались «губы» и только 300 лет назад стали называться «грибы».
Мухомор. Грибов огромное количество. Всего – 100000 видов, но только 10000 видов мы можем увидеть. 90000 – очень маленькие. Их можно увидеть только с помощью микроскопа. Среди них есть и полезные и вредные.
Уч. Грибы – удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 тыс. разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны, а остальные используются в различных целях.
|
|
Грибы имеют исключительно большое значение для человека. Почти 150 представителей этого царства употребляется людьми в пищу. Высокопитательные плодовые тела шляпочных грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества.
Многие грибы очень «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и берёзовых лесах. Рыжики – под соснами и елями. Подосиновики – под осиной. Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы.
Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки, валежник. Эти грибы – лесные санитары. Они перерабатывают мёртвую древесину и очищают лес.
Боровичок. Среди полезных есть грибы дрожжи. Кто слышал про такие грибы? Где они применяются? Эти грибы применяются в хлебном производстве. Именно они делают тесто пышным и воздушным.
Курганова Диана. Самый популярный микроскопический гриб – это дрожжи.
Деркач Милана. Трутовики, разрушая древесину, играют большую роль.
Боровичок. Ещё один полезный гриб – пеницилл. А про этот гриб вы что-нибудь знаете? Вы когда-нибудь видели плесень? Это и есть пеницилл. Из него делают известное во всём мире лекарство пенициллин. Это лекарство лечит сильные воспаления и спасает жизнь многим людям.
Мухомор. Среди вредных грибов встречаются такие, которые вызывают у людей заболевания, портят вещи, губят урожай, повреждают деревья.
Работа по учебнику (стр.112-113).
Уч. Прочитайте текст в учебнике на с.112-113.
Из каких частей состоит гриб?
Д. Из шляпки, ножки, грибницы.
Уч. Что такое грибница?
Д. Подземная часть гриба.
Уч. Для чего она служит?
Д. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами.
Уч. Чему способствуют грибы?
Д. Разрушению остатков организмов и образованию перегноя.
Уч. Почему многие грибы тесно связаны с деревьями?
Д. Нити грибницы помогают корням деревьев всасывать из почвы воду и соли, а от растений получают питательные вещества.
Физкультминутка.