Глава 1. Общие положения

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

ОТ 31 МАЯ 2002 Г. N 63-ФЗ "ОБ АДВОКАТСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

(Постатейный)

 

Под общей редакцией

Доктора юридических наук, профессора

А.Г. КУЧЕРЕНЫ

 

Авторский коллектив

 

Кучерена Анатолий Григорьевич - доктор юридических наук, профессор, председатель Коллегии адвокатов "Кучерена и партнеры", заведующий кафедрой адвокатуры и нотариата МГЮА, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы;

Арендаренко Алла Владимировна - кандидат юридических наук, профессор кафедры правового обеспечения управленческой деятельности Международного института управления МГИМО(У) МИД России(ст. 6, 8);

Головистикова Анастасия Николаевна - кандидат юридических наук, дипломант Высшей юридической премии "Фемида" за 2006 г., член РАЮН, автор многочисленных публикаций по проблемам защиты прав и свобод человека (ст. 1, 4);

Грудцына Людмила Юрьевна - кандидат юридических наук, адвокат Московской коллегии адвокатов "Адвокат", дипломант Высшей юридической премии "Фемида" за 2006 г., член РАЮН, автор публикаций по адвокатуре и адвокатской деятельности (ст. 2, 7, 25);

Дмитриев Юрий Альбертович - доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заслуженный деятель науки Российской Федерации (ст. 3, 5, 18);

Иванов Дмитрий Борисович - выпускник международно-правового факультета МГИМО, юрист международной юридической фирмы "Нортон Роуз" (Центральная Европа) (ст. 9, 10, 12);

Коршунов Николай Михайлович - доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации (ст. 19, 34, 38, 39);

Малышев Владимир Александрович - юрист-аналитик, педагог, аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин Московского гуманитарного университета, автор публикаций по проблемам защиты прав и свобод человека (ст. 26, 45);

Спектор Асия Ахметовна - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права МГЮА, специалист в области жилищного права, автор более 30 публикаций по актуальным вопросам гражданского и жилищного права (ст. 11, 13 - 17, 27, 28, 31 - 33, 35 - 37, 44);

Туманов Эльдар Валерьевич - юрист, автор многочисленных публикаций по актуальным вопросам оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам (ст. 20 - 24, 29, 30, 40 - 43).

 

31 мая 2002 года N 63-ФЗ

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЕ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

(в ред. Федеральных законов от 28.10.2003 N 134-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 20.12.2004 N 163-ФЗ,

от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральным законом

от 03.12.2007 N 320-ФЗ)

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Адвокатская деятельность

 

Комментарий к статье 1

 

1. Адвокатскую деятельность законодатель позиционирует как гарантированно профессиональную квалифицированную юридическую помощь, что обеспечивается процедурой и условиями получения статуса адвоката, независимостью этого специалиста, сложной системой корпоративности адвокатской деятельности (соблюдение адвокатской этики, порядок приостановления и лишения статуса адвоката) <1>.

--------------------------------

<1> Адвокатура в России: Учебник / Под ред. проф. Л.А. Демидовой, В.И. Сергеева. М.: Юстицинформ, 2004. С. 108.

 

Понятие "квалифицированная юридическая помощь" имеет конституционную основу. В статье 48 Конституции РФ сказано, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Квалифицированная юридическая помощь - это правовая помощь, осуществляемая специальным субъектом, подтвердившим свои знания и умения в этой области, что позволяет с большой долей вероятности гарантировать ее качественность. В России к таким субъектам можно отнести исключительно адвокатов.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - комментируемый Закон) "адвокатом является лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность".

Статус адвоката приобретается в особом, установленном Законом порядке при соблюдении претендентом следующих условий:

полная дееспособность;

отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления;

наличие высшего юридического образования, полученного в высшем учебном заведении, имеющем право выдачи дипломов государственного образца, либо ученой степени по юридической специальности;

стаж работы по юридической специальности не менее двух лет (на должности, требующей высшего юридического образования, или в качестве помощника адвоката) либо прохождение стажировки в адвокатском образовании (сроком от одного года до двух лет);

сдача квалификационного экзамена (подп. 1 п. 4 ст. 9, п. 1 ст. 28 комментируемого Закона).

Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (ст. 33) после сдачи квалификационного экзамена. На основании решения квалификационной комиссии территориальный орган юстиции (в настоящий момент таковым является Федеральная регистрационная служба субъекта РФ) вносит сведения об адвокате в региональный реестр адвокатов и выдает адвокату удостоверение. Удостоверение - единственный документ, подтверждающий статус адвоката (п. 1 - 3 ст. 15). Статус адвоката присваивается претенденту на неопределенный срок и не ограничивается возрастом адвоката (п. 3 ст. 12).

В настоящее время под определение "квалифицированная юридическая помощь" подпадают лишь адвокаты, нотариусы и патентные поверенные, однако только в связи с тем, что законодатель не предъявляет каких-либо квалификационных требований к иным субъектам в сфере оказания правовой помощи. В то же время не исключается, что законодатель может ввести некоторые гарантии качества и в отношении правовой помощи, оказываемой иными субъектами (например, введение лицензирования деятельности по оказанию платных правовых услуг и в качестве одного из лицензионных условий - проверки знаний работников организаций в форме обязательного тестирования) <1>. В этом случае помощь, оказываемую такими субъектами, также можно рассматривать в статусе квалифицированной (но не адвокатской, так как для нее характерны и иные отличительные черты, например независимость адвоката).

--------------------------------

<1> Данное утверждение не следует рассматривать как предложение внедрить систему лицензирования деятельности в области оказания платных правовых услуг. Лицензирование - это лишь с теоретической точки зрения способ придать деятельности юристов - не адвокатов статус квалифицированной. В целом вопрос о введении гарантий качества деятельности по оказанию платных юридических услуг требует отдельного анализа.

 

Квалифицированную юридическую помощь по общему правилу адвокаты могут оказывать гражданам и юридическим лицам. Вместе с тем, как следует из законодательства, не исключается возможность осуществления адвокатской деятельности и в интересах органов государственной власти и органов местного самоуправления. Так, в соответствии с п. 4 ст. 2 комментируемого Закона "представителями... органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты... если иное не установлено федеральным законом". А согласно п. 5.1 ст. 59 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), развивающей указанную общую норму, "представителями органов государственной власти или органов местного самоуправления могут выступать в арбитражном суде лица, состоящие в штате указанных органов или в штате организаций, представляющих в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по поручению указанных органов их интересы, либо адвокаты" <1>.

--------------------------------

<1> Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изменениями от 28 июля 2004 г., 2 ноября 2004 г.), п. 5.1 ст. 59 // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.

 

2. Адвокатская деятельность не является предпринимательской, что подчеркнуто в определении данной деятельности. Цель адвокатской деятельности - защита прав, свобод и интересов граждан и организаций, обеспечение доступа к правосудию, тогда как предпринимательская деятельность - это "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке" <1>. В этой связи все адвокатские образования в соответствии с комментируемым Законом наделены статусом некоммерческих организаций, а Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) содержит ряд норм, направленных именно на недопущение элементов коммерции в адвокатскую деятельность. Так, адвокату запрещается делить гонорар, например под видом распределения обязанностей с лицами, не являющимися адвокатами, либо принимать от доверителя какое-либо имущество в обеспечение соглашения о гонораре, за исключением авансового платежа (п. 4, 5 ст. 16 Кодекса профессиональной этики адвоката) <2>. Некоммерческий характер адвокатской деятельности проявляется и в обязанности адвокатов оказывать бесплатную юридическую помощь в установленных Законом случаях (ст. 26 комментируемого Закона).

--------------------------------

<1> Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, ст. 2 // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

<2> Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2004. N 3(75).

 

Несмотря на некоторую часть недовольных, в основном запрет на коммерциализацию адвокатской деятельности расценивается положительно. Адвокаты осуществляют деятельность, имеющую публично-правовой характер, поскольку на них возлагается публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина, чем гарантируется право каждого на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 45 и 48 Конституции РФ). А потому справедливо утверждение о том, что коммерция в адвокатской деятельности - это торг, коррупция, торжество теневой юстиции, перевод же адвокатской деятельности на коммерческую основу будет означать нарушение основных конституционных принципов <1>. В частности, отмечается, что коммерциализация адвокатуры окончательно снизит интерес адвокатов к делам по назначению <2>.

--------------------------------

<1> Сергеев В.И. Адвокатские образования и предпринимательская деятельность (о соотносимости норм законов о некоммерческих организациях и об адвокатуре) // Право и экономика. 2003. N 1.

<2> Становление адвокатуры в РФ: Учебное пособие / Авторский коллектив Allpravo.ru.-2003 г. // Информационно-образовательный юридический портал "Все о праве": http://www.allpravo.ru/library/doc75p0/instrum103/item200.html.

 

Вместе с тем остается вопрос о возможности осуществления предпринимательской деятельности адвокатами наряду с адвокатской деятельностью. Комментируемый Закон, запрещая предпринимательскую деятельность, относит данное ограничение в чистом виде только к самой адвокатской деятельности, т.е. к оказанию адвокатами квалифицированной юридической помощи. А однозначный запрет на ведение какой-либо предпринимательской деятельности содержится в названном Законе лишь применительно к адвокатским палатам субъектов РФ и Федеральной палате адвокатов РФ (п. 10 ст. 29, п. 9 ст. 31, п. 9 ст. 37 комментируемого Закона). Что же касается адвокатских образований и адвокатов, то такого прямого запрета не установлено. Это дало основание утверждать, что законодательство допускает право адвоката на предпринимательскую деятельность вне сферы оказания правовой помощи, а для адвокатских образований - на предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых эти адвокатские образования созданы <1>.

--------------------------------

<1> Сергеев В.И. Указ. соч.

 

Думается, что подобное утверждение принципиально верно. Право адвоката заниматься предпринимательской деятельностью вне сферы оказания правовых услуг законодатель действительно не ограничивает. В первоначальной редакции комментируемый Закон запрещал адвокату заниматься любой оплачиваемой деятельностью, кроме собственно адвокатской, научной, преподавательской и иной творческой. Однако термин "оплачиваемая деятельность" не тождествен термину "предпринимательская деятельность" <1>. Впоследствии в новой редакции комментируемого Закона понятие "оплачиваемая деятельность" было заменено новой формулировкой - запретом вступать в трудовые отношения в качестве работника (за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности), занимать государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности государственной службы и муниципальные должности. Однако запрета на предпринимательскую деятельность вне сферы правовых услуг и здесь не появилось. Не предусматривает Закон и лишения адвокатского статуса при осуществлении адвокатом предпринимательской деятельности. Таким образом, адвокат вправе заниматься предпринимательской деятельностью и самостоятельно, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, и совместно с другими лицами через хозяйственные товарищества и общества. Главное условие - чтобы эта деятельность не находилась в сфере оказания платных юридических услуг.

--------------------------------

<1> Эти понятия законодателем были разделены, например, в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (ред. от 29 марта 2008 г.) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

 

Что же касается адвокатских образований, то в соответствии с комментируемым Законом все они отнесены к некоммерческим организациям (адвокатский кабинет является формой организации индивидуальной адвокатской деятельности, поэтому его здесь не следует учитывать). Согласно Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческая организация может вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются "приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика" (ст. 24)<1>. Поскольку цель создания адвокатских образований - оказание правовой помощи гражданам и организациям, понятие "производство услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации" совпадает по своему содержанию с адвокатской деятельностью, которая не может носить предпринимательского характера. Следовательно, остается заключить, что видами предпринимательской деятельности, которыми вправе заниматься адвокатские образования, являются производство товаров в целях оказания правовой помощи гражданам и организациям (например, производство юридических брошюр), а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика, если такие виды деятельности служат достижению целей адвокатской деятельности (например, адвокатская коллегия вправе инвестировать денежные средства в строительство для приобретения офисных помещений, акций акционерного общества, чтобы на получаемые дивиденды создать более комфортные условия работы адвокатов).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

 

Думается, что отсутствие в комментируемом Законе указаний на подобные правомочия адвокатов и адвокатских образований не оправданно и порождает трудности в толковании и возможность необоснованного ограничения их прав на осуществление предпринимательской деятельности вне сферы оказания платных юридических услуг.

3. Часть 3 комментируемой статьи указывает на отличие адвокатской деятельности от юридической помощи, оказываемой иными субъектами:

работниками юридических служб юридических лиц;

работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;

юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

нотариусами;

патентными поверенными;

другими лицами, которые законом уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности (например, уполномоченные по правам человека, прокуратура, профсоюзы).

В отличие от адвокатской деятельности, юридическая помощь, оказываемая иными субъектами, не единственный либо сопутствующий вид деятельности этих лиц, осуществляется только в пределах определенного круга вопросов, относящихся к предмету деятельности соответствующих органов, организаций, подразделений, либо оказывается в рамках трудовых (служебных) отношений.

Наиболее близко к адвокатской деятельности примыкает деятельность юридических фирм, созданных в форме коммерческих предприятий либо организованных индивидуальными предпринимателями. Такие субъекты в качестве основного вида деятельности занимаются оказанием услуг правового характера (оказанием юридической помощи) на коммерческой основе. Однако коммерческий характер их деятельности не следует считать главным отличием от адвокатской практики. Если в адвокатский статус законодатель вкладывает некоторую гарантию квалифицированности юридической помощи, то здесь такая гарантия отсутствует. Именно поэтому использование в наименованиях организаций и общественных объединений терминов "адвокатская деятельность", "адвокатура", "адвокат", "адвокатская палата", "адвокатское образование", "юридическая консультация" или словосочетаний, включающих в себя эти термины, допускается только адвокатами и созданными в порядке, установленном комментируемым Законом, организациями (ст. 5 комментируемого Закона). Сказанное, конечно, априори не означает, что юридическая помощь, оказываемая не адвокатами, не может быть качественной, но она утрачивает признак квалифицированности.

4. Часть 4 комментируемой статьи продолжает список субъектов, оказывающих юридическую помощь, не являющуюся адвокатской. К таким субъектам можно отнести органы и лица, которые осуществляют представительство в силу закона. Так, в соответствии со ст. 51 и 52 ГПК РФ представителями в силу закона (законными представителями) могут быть родители, усыновители, опекуны, попечители <1>, органы опеки и попечительства или иные субъекты, которым это право предоставлено Семейным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" <2> (они защищают права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан), а также лицо, которому в доверительное управление передано имущество безвестно отсутствующего (по делу, в котором должен участвовать гражданин, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим), судьи, следователи, прокуроры (когда они участвуют в процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей). Согласно ч. 2 ст. 59 АПК РФ, права и законные интересы недееспособных граждан в арбитражном процессе защищают их законные представители - родители, усыновители, опекуны или попечители <3>. Как следует из ч. 1 ст. 60 АПК РФ, представителями в арбитражном суде не могут быть судьи, следователи, прокуроры, помощники судей и работники аппарата суда. Данное правило не распространяется на случаи, если указанные лица выступают в арбитражном суде в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.

<2> СЗ РФ. 2008. N 17. Ст. 1755.

<3> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.

 

Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым, с ограничениями, предусмотренными законом.

 

Статья 2. Адвокат

 

Комментарий к статье 2

 

1. Законодательно понятие "адвокатура" было закреплено в 2002 г., с момента принятия комментируемого Закона, который, вступив в силу с 1 июля 2002 г., пришел на смену Положению об адвокатуре РСФСР 1980 г. До 2002 г. Положение об адвокатуре закрепляло только задачи адвокатуры: "В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР основной задачей адвокатуры в РСФСР является оказание юридической помощи гражданам и организациям". Согласно ст. 1 комментируемого Закона, адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном данным Законом, физическим и юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Адвокатура - правовой институт, который призван на профессиональной основе обеспечивать защиту прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. Комментируемый Закон освещает скрытые проблемы современной адвокатуры, формы и методы ее деятельности в условиях серьезных социальных перемен, происходящих в обществе. Возможно, принятие комментируемого Закона позволит институту адвокатуры в полной мере реализовать свое высокое предназначение, поскольку в нем (Законе) учтены такие прогрессивные моменты, как самоуправление адвокатских коллегий, отсутствие подчинения коллегии и конкретного адвоката ничему и никому, кроме закона и Кодекса адвокатской этики, отсутствие административно-территориальных преград в деятельности адвоката, отсутствие необходимости учета, приписки к конкретному судебному органу.

Итогом почти десятилетней борьбы адвокатского сообщества и Министерства юстиции стал комментируемый Закон, принятие которого 31 мая 2002 г. ознаменовало собой новый этап в развитии российской адвокатуры - ее реформирование и принципиально иное развитие ее основных институтов.

Адвокатура - это структура гражданского общества, профессиональное объединение юристов, созданное на добровольной основе с целью служения людям в форме оказания квалифицированной юридической помощи. Укрепление законности - функция государства, для которой оно создает соответствующий аппарат и правоохранительные органы. Содействовать этим органам в выполнении ими функций укрепления законности адвокатура не может по своей юридической природе, как орган, независимый от государства и, более того, призванный стоять на стороне гражданина, а не государства, преследующего этого гражданина. Отношения между государством и адвокатурой должны строиться на принципе равноправных субъектов.

Основополагающие принципы организации деятельности адвокатуры - полная независимость адвоката при осуществлении адвокатской деятельности, свобода высказываний в публичных судебных и иных выступлениях, самоуправляемость адвокатских объединений, добровольное вступление в адвокатуру, право на ассоциации, присоединение к международным сообществам адвоката и участие в них, соблюдение норм профессиональной этики и сохранение адвокатской тактики, справедливость и гуманизм <1>.

--------------------------------

<1> Кучерена А.Г. Адвокатура: Учебник. М.: Юристъ, 2004. С. 75.

 

Порядок осуществления адвокатской деятельности регулируется нормативными правовыми актами, в том числе:

совместным Приказом Минюста и Минфина России от 6 октября 2003 г. N 257, N 89н "Об утверждении Порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, в зависимости от сложности уголовного дела" <1>;

--------------------------------

<1> Российская газета. 2003. 21 октября.

 

Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 584 "Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. 1 октября.

 

2. Адвокатура, будучи составной частью, институтом гражданского общества и обладая относительной автономией от госструктур, действует тем не менее в строгом соответствии с разработанными в отношении ее государственными нормативными правовыми актами, регламентирующими все основные организационные и иные вопросы.

Кроме того, члены адвокатского сообщества оказывают лишь установленные государством виды услуг: дают консультации и справки по правовым вопросам (в устной и письменной форме); составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера; представляют интересы доверителя в конституционном судопроизводстве; участвуют в качестве представителя в гражданском и административном судопроизводстве либо защитника в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях; представляют интересы доверителя в органах государственной власти, местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях.

Государство контролирует деятельность адвокатов и оказывает им необходимое содействие, чем обеспечиваются гарантии их независимости, осуществляется финансирование деятельности тех адвокатов, которые предоставляют юридическую помощь гражданам бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством; при необходимости адвокатским образованиям выделяются служебные помещения и средства связи. Так, принцип публичности, основанный на передаче государством полномочий по осуществлению своих функций адвокатуре, находит отражение в ее организации и деятельности <1>.

--------------------------------

<1> Кучерена А.Г. Указ. соч. С. 16, 17.

 

Адвокатура защищает права, свободы и законные интересы физических и юридических лиц не только в публично-правовой (например, в уголовном и конституционном процессе), но и в частноправовой сфере. Адвокат является представителем граждан в гражданском судопроизводстве по жилищным, семейным, наследственным, трудовым и иным делам. Таким образом, адвокатура представляет собой механизм, без которого затруднены, а иногда и невозможны нормальный гражданско-правовой оборот, должное правовое обеспечение рыночных отношений, защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 17.

 

Однако даже при защите интересов индивида в частноправовой сфере адвокатская деятельность не теряет своего публичного значения. Конечная цель представления адвокатами интересов физических и юридических лиц в судопроизводстве - не только удовлетворение законного интереса частного лица, но и обеспечение принципа состязательности судебного процесса, достижение истины и, тем самым, утверждение принципов демократического правового государства, что имеет исключительное значение не только для отдельных лиц, но и для общества в целом. Таким образом, в деятельности адвокатуры сочетается защита частного интереса и публичного интереса общества, направленного на соблюдение государством законности, прав и свобод граждан. Без этого невозможно построение правового государства, каковым провозгласила себя Россия. Государство обязано контролировать реализацию требований законодательства, прав граждан всеми субъектами. Именно адвокатура, по справедливому замечанию А.Г. Кучерены, способна наиболее квалифицированно и эффективно оказывать юридическую помощь гражданам и организациям, представлять их интересы в государственных органах и общественных организациях.

Частноправовой аспект деятельности адвокатуры, а также то, что она не является органом государства, позволяют признать адвокатуру полноценным институтом гражданского общества как совокупности внегосударственных и внеполитических отношений, образующих особую область специфических интересов свободных индивидов и их объединений. Основу гражданского общества составляет признание частной собственности и обеспечение равной защиты всех форм собственности, индивидуальной свободы гражданина распоряжаться ею, признание прав и свобод человека высшей ценностью. Гражданское общество строится на принципе невмешательства государственных структур в частную жизнь граждан, в сферу их взаимных прав и обязанностей, оно немыслимо без отказа государства от роли монопольного организатора общественной жизни.

Итак, адвокатура сочетает в себе и публичное, и частное начала, причем элементы частного и публичного в ее организации и деятельности не исключают, а сочетаются и взаимно дополняют друг друга.

3. Под адвокатурой принято понимать совокупность юристов-профессионалов, основная задача которых - оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам, включающей участие в различных видах судопроизводства (гражданском, уголовном, арбитражном), разъяснение правовых вопросов, подготовку юридических документов (заявлений, жалоб, договоров, претензий, актов и т.п.) <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Положению об адвокатуре В.И. Сергеева включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2001.

 

<1> Сергеев В.И. Комментарий к Положению об адвокатуре: Нормативные акты по состоянию на 10 июля 2004 г. М., 2004. С. 25.

 

Функционирование адвокатуры является основным способом обеспечения положения ст. 48 Конституции РФ, ч. 1 которой гласит: "Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи". Поскольку коллегии адвокатов до недавнего времени были единственной формой объединения лиц, оказывающих профессиональную юридическую помощь, адвокатура как институт отождествлялась именно с ними. В комментируемом Законе коллегия адвокатов определена как "некоммерческое, самоуправляемое профессиональное объединение, основанное на индивидуальном членстве лиц, занимающихся адвокатской деятельностью". Это определение подчеркивает самостоятельность адвокатских объединений, их независимость от органов государственного управления. Указание на некоммерческий характер означает, что адвокатура не ставит целью извлечение прибыли. Гонорары, поступающие в коллегию за оказание адвокатами правовой помощи, используются для оплаты их труда, содержания технического аппарата, направляются на хозяйственно-канцелярские расходы и на отчисления в страховые и пенсионные фонды. Однако со вступлением в силу комментируемого Закона, помимо коллегий адвокатов, возникло еще три организационно-правовые формы организации адвокатской деятельности - адвокатский кабинет, адвокатское бюро и юридическая консультация.

Адвокатура - это общественная самоуправляющаяся организация, призванная на основе закона оказывать юридическую помощь физическим и юридическим лицам. Она не является правоохранительным органом, не обладает правом государственного принуждения к лицам, допустившим нарушение закона, ее действия и решения не носят общеобязательного характера, однако деятельность адвокатуры имеет большое значение для защиты нарушенных прав и свобод граждан, интересов организаций.

Деятельность адвокатуры осуществляется в соответствии со ст. 48 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, а также с Основными положениями о роли адвокатов, принятыми VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений.

4. В гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.

5. Адвокат при оказании юридической помощи, осуществлении защиты по уголовным делам, отстаивании интересов своего клиента, действуя как представитель по административным, гражданским, арбитражным делам, самостоятельно определяет свою позицию и не связан мнением ни участников судопроизводства, ни любых иных лиц, наделенных властными полномочиями. Попытки вмешательства в профессиональную деятельность адвоката со стороны любых лиц считаются недопустимыми. Этот принцип распространяется и на взаимоотношения внутри адвокатского сообщества. Любые формы влияния адвокатского сообщества и его членов на профессиональную позицию адвоката в конкретном деле не могут иметь места.

Третьим принципом Закон указывает самоуправление. Этот принцип выражается в том, что адвокатские сообщества, не входящие в систему органов государственной власти и местного самоуправления, самостоятельно определяют правила, которые регулируют отношения, возникающие в процессе их деятельности. По существу, самоуправление - необходимый составной элемент механизма функционирования адвокатуры. Адвокатские образования, созданные в установленном законом порядке, самостоятельно решают все организационные вопросы. Так, комментируемый Закон определяет, что высшим органом адвокатской палаты каждого субъекта Российской Федерации является собрание адвокатов, а при численности адвокатов свыше 300 человек - конференция адвокатов.

Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории России по вопросам права данного иностранного государства, однако они не допускаются к оказанию юридической помощи на территории России по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

6. Согласно ч. 6 комментируемой статьи, адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность в России, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в специальном реестре, порядок ведения которого определяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Что касается законодательства иностранных государств, то можно выделить два основных подхода к допуску иностранных адвокатов к адвокатской деятельности на территории зарубежного государства. Первый состоит в полной изоляции правовой системы государства от участия иностранных адвокатов. Например, законодательство Украины указывает, что адвокатской деятельностью может заниматься лишь адвокат, который является только гражданином Украины. Второй подход наиболее распространен и оговаривает допуск иностранных адвокатов к адвокатской практике определенными условиями и ограничениями в их деятельности.

Вопросы регулирования деятельности иностранных адвокатов законодательства государств, как правило, относят к своей компетенции. Например, согласно поверенному законодательству Республики Армения, иностранные адвокаты осуществляют адвокатскую деятельность в порядке, установленном национальным законодательством, если иное не предусмотрено международными договорами. Это стандартное условие присуще большинству законодательств и исходит из принципа примата международного права над правом национальным.

Для того чтобы иностранный адвокат мог заниматься на территории принимающего государства адвокатской деятельностью, необходима его имплементация. Имплементация иностранного адвоката - это процедура включения или отнесения иностранного адвоката в систему органов или индивидов, оказывающих адвокатские услуги на территории государства. Национальные законодательства для имплементации иностранного адвоката, как правило, ставят определенные условия, только при наличии которых иностранный адвокат может заниматься в этом государстве адвокатской практикой.

Эти условия можно условно разделить на две группы - общие и индивидуальные. К общим относятся требования, условно относящиеся к государству гражданства иностранного адвоката; ими может обусловливаться имплементация иностранного адвоката, например условие подписания двустороннего договора с государством гражданства иностранного адвоката. Так, иностранный адвокат может оказывать юридическую помощь, если со страной его гражданства подписан соответствующий договор. Например, по законодательству Кыргызской Республики адвокаты из иностранных государств могут оказывать юридическую помощь в любой форме гражданам и юридическим лицам "на основании межгосударственных соглашений Кыргызской Республики со страной адвоката".

Следующим распространенным общим условием является условие взаимности. Так, в Республике Таджикистан признается право адвокатов иностранных государств на оказание юридической помощи на своей территории, но оно оговаривается возможностью своих адвокатов вести аналогичную деятельность на территории соответствующего государства. Например, если Российская Федерация позволит адвокатам Таджикистана осуществлять адвокатскую деятельность на своей территории, то и российские адвокаты могут заниматься этой деятельностью в Таджикистане.

К индивидуальным условиям относятся требования, предъявляемые к личным качествам и навыкам иностранного адвоката. Особенно четко проработаны индивидуальные условия допуска иностранных адвокатов в законодательстве США. Иностранный адвокат может заниматься в США поверенной деятельностью, если он:

достиг возраста 26 лет;

не менее пяти лет работал адвокатом в государстве своего гражданства;

обладает необходимыми моральными качествами и удовлетворяет общим требованиям пригодности для членства в ассоциациях юристов штата, где он собирается осуществлять свою деятельность;

намерен иметь в США свой офис;

оплатил пошлину за выдачу лицензии.

Рассматриваемая имплементация иностранных адвокатов происходит в определенной форме. Ее осуществляют или уполномоченные исполнительные органы государственной власти, или суд. В США, например, именно суды выдают иностранцу лицензию на практику в качестве юридического консультанта в конкретном штате.

После завершения акта имплементации иностранные адвокаты могут заниматься адвокатской практикой, но с некоторыми ограничениями. Основным ограничением является запрет иностранного адвоката оказывать юридическую помощь, если эта деятельность связана с государственной тайной. Еще одно возможное ограничение - запрет государства открывать иностранным адвокатам на своей территории адвокатские конторы.

Некоторые государства устанавливают в своем законодательстве такие ограничения, которые, в сущности, блокируют участие иностранных адвокатов в оказании юридической помощи. Так, оказание правовой помощи адвокатами-иностранцами в Азербайджане ограничивается лишь предоставлением консультаций и заключений по применению законов государства, уроженцем которого является иностранец, или международных правовых норм.

Особенно актуален в свете изменения законодательства вопрос об участии в адвокатской деятельности адвокатов иностранных государств на территории России. В науке вопрос о допуске иностранных адвокатов всегда был дискуссионным. Еще в период анализа проектов Закона "Об адвокатуре Российской Федерации" некоторые цивилисты подвергали справедливой критике положения о запрете допуска к представительству иностранного юриста. К сожалению, действующее поверенное законодательство России фактически устраняет возможность участия иностранных адвокатов в оказании юридической помощи на территории Российской Федерации.

При рассмотрении вопроса об адвокатах-иностранцах необходимо различать два понятия - "иностранные граждане, получившие статус адвоката" и "адвокаты иностранных государств". Первое понятие охватывает лиц, которые приняты в корпорацию российских адвокатов. Для этого они должны окончить российское высшее учебное заведение, иметь стаж работы на территории России и сдать квалификационный экзамен. Правовой статус этих лиц практически не отличается от статуса российского гражданина, входящего в корпорацию российских адвокатов.

К понятию "адвокаты иностранных государств" относятся адвокаты, входящие в соответствующую корпорацию какого-либо иностранного государства и осуществляющие адвокатскую деятельность на территории России.

Необходимо отметить, что нормы международного права разрешают государствам на своей территории ограничивать допуск иностранных адвокатов к оказанию юридической помощи. Конгресс ООН принял Основные принципы, касающиеся роли юристов (Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 г.), закрепив в них положение, согласно которому требование любого государства о том, что адвокат должен быть гражданином соответствующей страны, не рассматривается как дискриминационное.

Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории России лишь по вопросам права данного государства. Рассмотрим круг возможностей в оказании юридических услуг, предоставленных иностранным адвокатам. Речь идет о так называемом коллизионном праве - случаях, когда российские государственные органы в своей правоприменительной деятельности обязаны применять право иностранного государства. В основном это касается норм гражданского права и примыкающих к нему норм семейного и авторского права. Согласно международному частному праву, к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо к гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, может применяться право иностранного государства. Когда же российский суд при вынесении решения обязан применять правовую норму иностранного государства, например Франции, помощь французского адвоката была бы не только полезной, но и необходимой.

 

Статья 3. Адвокатура и государство

 

Комментарий к статье 3

 

1. Профессионал - человек, занимающийся чем-либо как профессией. Применительно к адвокатуре профессиональное сообщество - это совокупность лиц, являющихся только адвокатами и никем другим. Разумеется, поскольку адвокат - юрист, т.е. лицо, имеющее высшее юридическое образование (подробнее см. комментарий к ст. 2 комментируемого Закона), иные лица, обладающие подобным образованием и юридической практикой, вправе претендовать на статус адвоката. Однако членами этого профессионального сообщества они вправе стать только после признания их адвокатами в порядке, предусмотренном комментируемым Законом (ст. 2).

Сложнее обстоит дело с принадлежностью адвокатуры к системе институтов гражданского общества. Само понятие "гражданское общество" в литературе определяется как "относительно независимая от государства область жизнедеятельности людей, сфера общественных отношений, в которые вступают свободные индивиды, преследующие свои частные цели и интересы" <1>. Многие современные политики, начиная с Б.Н. Ельцина и не исключая действующего главу государства, говорили о необходимости построения в России гражданского общества либо констатировали его существование. Однако на конституционном уровне эта категория закреплена не была. Гражданское общество отражено в нормативных актах избирательного права, Законах об информации, проекте Закона о нотариате, комментируемом Законе, но ни в одном из этих документов содержание данной категории не получило должного содержательного оформления.

--------------------------------

<1> Такой позиции придерживается, например, В.А. Четвернин. См.: Юридическая энциклопедия / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 2001. С. 227.

 

Если характеризовать адвокатуру как институт гражданского общества, то можно выделить следующие ее признаки:

а) полную независимость от государства; необходимо сказать, что иные адвокатуроподобные организации, создаваемые по инициативе государства на бюджетные или иные средства, не принадлежащие защищаемому лицу, и осуществляющие юридическую помощь и защиту граждан, а также различные общественные и правозащитные организации не имеют ничего общего с адвокатурой;

б) адвокатура - это публичная, а не частная структура. Несмотря на то что в ходе судебного процесса адвокат защищает частные интересы юридического или физического лица, он выполняет важную конституционную обязанность государства по оказанию гражданину квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ). В России, как и в любом другом демократическом государстве, эта функция в целях обеспечения объективности и беспристрастности передана независимой от государства структуре - адвокатуре. Таким образом, публичный характер носит деятельность не только адвокатуры, но и каждого адвоката, что и служит основой особого порядка совершения следственных действий в отношении данной категории лиц (подробнее см. комментарий к ст. 18);

в) экономическая самостоятельность адвокатуры. Деятельность адвоката финансируется государством лишь в исключительных случаях (см. комментарий к ч. 3 настоящей статьи). Во всех остальных случаях адвокатура находится на самофинансировании и не имеет иных источников доходов, помимо профессиональной деятельности;

г) самоорганизация адвокатуры. В формах, предусмотренных комментируемым Законом, адвокаты самостоятельно выбирают виды самоорганизации и объединяются в те корпорации, которые данному Закону не противоречат.

2. Часть вторая комментируемой статьи определяет основные принципы деятельности адвокатуры, как-то:

а) принцип законности, означающий точное и единообразное соблюдение требований закона и иного нормативного правового акта любыми участниками правоотношений. Применительно к адвокатуре это означает, что эта корпорация создается и действует исключительно в рамках закона, а ее участники, работая с доверителем, обязаны не только соблюдать все требования закона, но и указывать на его нарушения остальным участникам процесса и добиваться их устранения в интересах доверителя;

б) принцип независимости, заключающийся в неподчинении адвокатуры государственным и муниципальным органам, их должностным лицам, политическим партиям, иным общественным образованиям гражданского общества. Исключение составляют законные требования властей, касающиеся соблюдения адвокатурой требований закона и вышестоящих адвокатских образований, издаваемых ими на основе собственных корпоративных актов;

в) принцип самоуправления, т.е. совпадение объекта и субъекта управления. Иными словами, адвокатура как совокупность адвокатов, объединенных в сообщества, самостоятельно вырабатывает те правила внутреннего устройства и распорядка деятельности, которым затем добровольно подчиняются все участники сообщества;

г) принцип корпоративности - продолжение действия принципа самостоятельности. Как известно, corporatio (лат.) - объединение, сообщество. В этом качестве и выступает адвокатура как объединение адвокатов. Необходимость включения в текст комментируемого Закона этого принципа означает указание на действие в рамках этого сообщества так называемых корпоративных норм. С точки зрения теории права все нормы, действующие в данном обществе, делятся на юридические, социальные и корпоративные. При этом социальные нормы - это исторически сложившиеся правила общественного поведения, соблюдение которых обеспечивается моральной ответственностью их нарушителей (например, общественное осуждение, прекращение контактов других членов общества с нарушителем этих норм). Юридические нормы - это правила поведения, установленные законом или иным нормативным правовым актом, распространяющие свое действие на неограниченный круг лиц, соблюдение которых (норм) обеспечивается уважением к закону, власти, а в исключительных случаях - государственным принуждением в виде меры наказания, установленной законом. Корпоративные нормы занимают некое среднее положение между двумя названными выше. Прежде всего, они не должны противоречить закону и иным нормативным правовым актам, распространяют свое действие на строго определенный круг лиц, членов данной корпорации (сообщества), последними же принимаются и контролируются. Нарушение этих норм, например адвокатской этики, может повлечь за собой крайнюю меру наказания, вплоть до прекращения адвокатского статуса (см. комментарий к ст. 17);

д) принцип равноправия адвокатов, означающий, что в своей процессуальной деятельности все адвокаты, независимо от их должностного положения, стажа работы, материального положения, социальных, национальных, половых различий, равноправны между собой. Что же касается их взаимоотношений вне рамок судебного и досудебного процессов, то они определяются теми корпоративными нормами, которые приняты в данном сообществе и могут устанавливать принцип неравноправия и даже подчинения друг другу.

3. Как уже отмечалось выше, ст. 48 Конституции РФ гарантирует каждому (имеется в виду любое юридическое или физическое лицо) право на получение квалифицированной юридической помощи. Поскольку договор об оказании юридической помощи носит возмездный характер (т.е. доверитель оплачивает услуги выбранного им адвоката), то периодически возникают ситуации, когда лицо, остро нуждающееся в квалифицированной юридической помощи (задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый, подсудимый), в силу материального положения не в состоянии оплатить эту помощь. В этом случае услуги адвоката оплачивает государство из федерального бюджета. Категории лиц, которым бесплатная помощь оказывается всегда, а также порядок определения расчета доходов неимущих граждан и форма расчета их с адвокатом определены в ст. 26 комментируемого Закона (см. комментарий). Однако, забегая вперед, отметим, что на практике эта норма работает плохо из-за низкой оплаты труда адвокатов государством. Например, в одном из самых дорогих по стоимости жизни субъектов Федерации - Москве стоимость услуг адвоката, оплачиваемого из бюджета, составляет 300 - 400 руб. в день. Для сравнения: величина прожиточного минимума в Москве составляет 6441 руб. в месяц, или 214,7 руб. в день, т.е. 2/3 от аналогичного заработка адвоката по поручению (бесплатная юридическая помощь предоставляется гражданам, чей доход ниже прожиточного минимума). Поэтому адвокаты всеми возможными законными способами стараются уклониться от такого рода поручений. На практике это означает нарушение принципа равноправия адвокатов и конституционного принципа права каждого на получение квалифицированной юридической помощи.

Что же касается выделения адвокату по назначению служебных помещений и средств связи, то это происходит лишь в тех местностях, где создание адвокатских сообществ экономически нерентабельно, а юридические консультации создаются по инициативе государства. Например, в Москве адвокат по назначению из названной суммы, получаемой от государства, оплачивает аренду помещения и средств связи, что в принципе делает его деятельность невыгодной.

Из смысла Конституции и комментируемого Закона следует, что безвозмездная юридическая помощь оказывается только физическим лицам. Однако Конституционный Суд РФ одним из своих решений уравнял юридические лица с физическими в том, что касается реализации положений главы второй Конституции, в которую входит ст. 48. К тому же не исключена ситуация, когда юридическое лицо становится банкротом не по своей вине, а иногда и по вине государства. Думается, им также должна быть предоставлена возможность получать бесплатную квалифицированную юридическую помощь.

4. Часть четвертая комментируемой статьи по социальному обеспечению приравнивает адвоката к рядовому гражданину. Иными словами, адвокат, выходя на пенсию, получает обычную социальную пенсию и оплату временной нетрудоспособности на тех же условиях. При этом необходимо отметить, что прокуроры, следователи, работники милиции, судьи при тех же обстоятельствах получают несоизмеримо большее социальное содержание в соответствии не с Конституцией, а с отраслевым законодательством, указами Президента и ведомственными актами. С учетом выполнения принудительной низкооплачиваемой работы, о чем шла речь выше, налицо нарушение конституционного принципа равенства прав граждан и сторон судебного процесса.

 

Статья 4. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре

 

Комментарий к статье 4

 

1. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основано на Конституции РФ, которая гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ). Под такой помощью подразумевается адвокатская юридическая помощь (см. подробнее об этом комментарий к ч. 1 ст. 1).

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре состоит из:

а) комментируемого Закона;

б) других федеральных законов. Например, права и обязанности адвокатов при выполнении поручений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях регламентируются процессуальными Кодексами: Уголовно-процессуальным кодексом РФ от 18 декабря 2001 г. <1>, Гражданским процессуальным кодексом РФ <2>, Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. <3>, Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г. <4>, Налоговым кодексом РФ <5>. Кроме процессуальных Кодексов, регулирование адвокатской деятельности содержится в некоторых других федеральных законах. Так, в ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" говорится, что адвокаты оказывают юридическую помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, в вопросах, связанных с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации <6>. Другой пример: в ст. 7 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" устанавливаются дополнительные гарантии прав гражданина при оказании ему психиатрической помощи - право на помощь адвоката, встречи с адвокатом наедине, гарантия обеспечения администрацией лечебного учреждения возможности приглашения адвоката, гарантия тайны переписки с адвокатом <7>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 52 (I ч.). Ст. 4921.

<2> СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.

<3> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

<4> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.

<5> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; 2000. N 32. Ст. 3340.

<6> СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.

<7> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1913.

 

в) Кодекса профессиональной этики адвоката <1>, который устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности (см. подробнее об этом комментарий к ч. 2 ст. 4);

--------------------------------

<1> Бюллетень Минюста России. 2004. N 3.

 

г) нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность. Например, в целях обеспечения населения доступной юридической помощью Правительство РФ может принимать нормативные акты о финансировании деятельности труда адвокатов за счет государства и выделении адвокатским образованиям служебных помещений и средств связи. Во исполнение ст. 25 комментируемого Закона было принято Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. N 400 "О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда", в соответствии с которым устанавливается не только размер вознаграждения адвоката, но и порядок компенсации адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам России <1>. Следует отметить, что в формировании законодательства об адвокатской деятельности существенную роль играет такой орган исполнительной власти, как Министерство юстиции РФ, нормативные акты которого в данной области регулируют как формальные и организационные стороны адвокатской деятельности (например, Приказы Минюста России от 8 августа 2002 г. N 217 "Об утверждении формы ордера" <2>, от 16 августа 2005 г. N 133 "Об утверждении формы удостоверения адвоката" <3>, от 5 февраля 2008 г. N 20 "Об утверждении Административного регламента исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений" <4>), так и существенные вопросы, касающиеся, например, оплаты услуг адвокатов (Приказ Минюста России N 199, Минфина России N 87н от 15 октября 2007 г. "Об утверждении Порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела") <5> или осуществления на территории РФ деятельности адвокатов иностранных государств (Приказ Минюста России от 12 января 2004 г. N 2 "Об утверждении формы и Порядка предоставления выписки из реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации") <6>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2925.

<2> Документ официально опубликован не был.

<3> Бюллетень Минюста России. 2005. N 9.

<4> Российская газета. N 91. 2008.

<5> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 45.

<6> Там же. 2004. N 6.

 

д) законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Так, в соответствии со ст. 33 комментируемого Закона квалификационная комиссия создается для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов. Она создается на два года в составе 13 членов, при этом от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в нее входят два представителя (менее 1/6 всего состава комиссии). Эти представители не могут быть депутатами, государственными или муниципальными служащими. Порядок избрания таких представителей и требования, предъявляемые к ним, определяются законами субъекта Федерации, например: Постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 10 декабря 2003 г. N 678 "Об избрании представителя в квалификационной комиссии Адвокатской палаты Архангельской области от Архангельского областного Собрания депутатов" <1>, Областным законом от 4 июня 2003 г. N 176-22-ОЗ "О представителях Архангельского областного Собрания в квалификационной комиссии Адвокатской палаты Архангельской области" <2>, Постановлением Московской городской Думы от 31 января 2007 г. N 11 "Об избрании представителей Московской городской Думы в квалификационной комиссии при Адвокатской палате города Москвы" <3>, Законом Московской области от 1 февраля 2003 г. N 11/2003-ОЗ "О представителях Московской областной Думы в квалификационной комиссии Адвокатской палаты Московской области" <4>, Законом г. Москвы от 23 октября 2002 г. N 52 "О представителях Московской городской Думы в квалификационной комиссии при Адвокатской палате города Москвы" <5>.

--------------------------------

<1> Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов третьего созыва. 2003. N 26.

<2> Там же. N 22.

<3> Ведомости Московской городской Думы. 2007. N 3. Ст. 10.

<4> Вестник Московской областной Думы. 2003. N 5.

<5> Ведомости Московской городской Думы. 2002. N 11. Ст. 250.

 

В соответствии с п. 2 ст. 26 комментируемого Закона перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации бесплатной юридической помощи, а также порядок предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, как-то: Законом Нижегородской области от 23 июля 2004 г. N 76-З "О государственной поддержке адвокатской деятельности и адвокатуры в Нижегородской области" <1>, Законом Тамбовской области от 23 апреля 2004 г. N 206-З "О регулировании общественных отношений в сфере адвокатуры, государственной поддержке адвокатской деятельности и организации бесплатной юридической помощи в Тамбовской области" <2>.

--------------------------------

<1> Нижегородские новости. 2004. N 137(3069).

<2> Тамбовская жизнь. 2004. N 88, 89(23032, 23033).

 

Необходимо также отметить, что еще до принятия комментируемого Закона в ряде субъектов РФ происходила разработка самостоятельных Законов об адвокатуре. Например, Московская областная Дума до сих пор обсуждает и дорабатывает проект Закона Московской области "Об адвокатуре Московской области" <1>.

--------------------------------

<1> Решение Мособлдумы от 19 июля 2000 г. N 18/105 "О проекте Закона Московской области "Об адвокатуре Московской области". Официально документ опубликован не был. Решение Мособлдумы от 26 февраля 2003 г. N 10/48 "О проекте Закона Московской области "Об адвокатуре Московской области". Официально документ опубликован не был.

 

В основе правового регулирования в России лежат не только принципы, закрепленные отечественным законодательством (хотя в комментируемой статье об этом не сказано), но и общепризнанные стандарты, принятые в международном сообществе. Так, в соответствии с международным принципом добросовестного выполнения международных обязательств после официального признания, ратификации и одобрения международные договоры и общепризнанные нормы и принципы международного права имеют обязательную силу на территории России. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Данная норма обеспечивает взаимодействие сообщества правовых государств на основе универсальных принципов и норм международного общения, обязательных для всех государств и иных субъектов международного права.

В настоящее время большинство международных актов не ратифицированы, что снижает их практическую ценность для регулирования правоотношений, связанных с адвокатской деятельностью на территории России. Это такие документы, как, например, Резолюция Комитета министров Совета Европы от 18 февраля 1996 г. N (76) 5 "О юридической помощи по гражданским, торговым и административным делам" <1>, Резолюция Комитета министров Совета Европы от 2 марта 1978 г. N (78) 8 "О юридической помощи и консультациях" <2>, Свод принципов для защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержден Генеральной Ассамблеей ООН в Резолюции 43/173 от 9 декабря 1988 г.) <3>, Рекомендация Комитета министров С


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: