Глава 4. Организация адвокатской деятельности

И АДВОКАТУРЫ

 

Статья 20. Формы адвокатских образований

 

Комментарий к статье 20

 

1. Адвокатура - негосударственная структура. Вместе с тем она не может считаться классической общественной организацией. Ведь цели и задачи адвокатуре ставит общество в целом, а не определенный круг лиц. В адвокатуре действуют специальные правила доступа к специальности, осуществления профессиональной деятельности, контроля над ней и т.п.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи, формами адвокатских образований являются адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.

Адвокатский кабинет. Адвокат, самостоятельно принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет. О своем решении он обязан уведомить совет адвокатской палаты, направив по почте заказное письмо с уведомлением о вручении, в котором указать сведения о себе, место нахождения адвокатского кабинета (почтовый адрес), а также порядок телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и адвокатом. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.

Коллегия адвокатов - некоммерческая организация, основанная на членстве и действующая в соответствии с уставом, утверждаемым и заключаемым ее учредителями (ст. 22 комментируемого Закона). В каждом субъекте Российской Федерации образуется одна коллегия адвокатов, которая не может иметь филиалов и представительств в других регионах. Два адвоката и более вправе учредить коллегию адвокатов. На общем собрании учредителей принимается устав, избираются руководящие органы коллегии.

Коллегии адвокатов выполняют государственно значимую функцию в сфере осуществления правосудия. Причем эта функция относится к защите интересов не членов ассоциации, как это предусмотрено Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", а неограниченного круга физических и юридических лиц, нуждающихся в помощи, оказываемой адвокатами. Коллегии адвокатов принимают новых членов. Это означает их допуск к участию в отправлении правосудия, организацию стажировки, контроль за профессиональной деятельностью - эти и другие адвокатские функции не свойственны общественным объединениям. Права и обязанности адвокатов, особенности их статуса, отношения с клиентами никак не соответствуют задачам общественного объединения.

Объединения адвокатов создаются для защиты собственных корпоративных интересов адвокатуры. Полагают, что лучше самих адвокатов, т.е. тех, кто обладает необходимым опытом и знаниями, никто не сможет правильно сформировать адвокатский корпус, а в случае необходимости - контролировать и направлять такую деликатную сферу деятельности, как оценка качества оказания юридической помощи. В данном смысле адвокатские объединения отчасти напоминают профессиональные союзы. Давнишние хорошие традиции, определенная стабильность существуют в коллегиях адвокатов только на пользу адвокатуре, да и обществу. Адвокатура сегодня весьма многообразна по формам и подлинно демократична по существу. Один адвокат порой оказывает юридическую помощь крупным предпринимательским структурам и малоимущему человеку. Сказанное позволяет утверждать, что адвокатура, адвокатские объединения обладают особым статусом, занимают свое место в жизни общества. Поэтому адвокатура - уникальный, особый социально-правовой институт. Его функционирование, безусловно, требует серьезного нормативного регулирования, которое учитывало бы специфику профессиональной правозащитной деятельности. Как уже отмечалось, в своей профессиональной деятельности адвокаты должны быть независимыми от органов власти, государственного управления и судов. Без этого невозможны ни принципиальная позиция адвокатов при защите прав и интересов граждан в различных государственных органах, ни установление доверительных отношений адвокатов с лицами, обращающимися за юридической помощью.

Адвокатское бюро. Согласно ст. 23 комментируемого Закона, два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро. Адвокаты в этом случае заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме, по которому адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров.

В партнерском договоре должны быть указаны: срок действия партнерского договора, порядок принятия партнерами решений, порядок избрания управляющего партнера и его компетенция, иные существенные условия, согласованные адвокатами-партнерами. Общие дела адвокатского бюро ведет управляющий партнер, если иное не установлено партнерским договором. Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей <1>.

--------------------------------

<1> В таких доверенностях указываются все ограничения компетенции партнера, заключающего соглашения и сделки с доверителями и третьими лицами. Данные ограничения доводятся до сведения доверителей и третьих лиц.

 

Партнерский договор прекращается по следующим основаниям: 1) истечение срока действия партнерского договора; 2) прекращение или приостановление статуса адвоката, являющегося одним из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами; 3) расторжение партнерского договора по требованию одного из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами (ч. 6 ст. 23 комментируемого Закона). Важно, что с момента прекращения партнерского договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении доверителей и третьих лиц (ч. 7 ст. 23 комментируемого Закона).

Юридические консультации. До начала демократических преобразований в России в коллегиях единственной организационной формой оказания правовой помощи населению были юридические консультации. Так, в каждом районе, а также в некоторых больших населенных пунктах области была только одна юридическая консультация. В Москве количество консультаций соответствовало числу районов. Место нахождения юридических консультаций и численность работающих в ней адвокатов определялись президиумом коллегии по согласованию с Министерством юстиции автономной республики, отделом юстиции автономной республики, отделом юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета народных депутатов, а также исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Юридические консультации часто открывались по инициативе местных органов власти, которые были заинтересованы в том, чтобы на их территории работала юридическая консультация для оказания правовой помощи населению. Там, где начинал работать суд, возникала потребность и в открытии юридической консультации. Каждая консультация имеет текущий счет в банке, печать, штамп с обозначением своего наименования и принадлежности к той или иной коллегии адвокатов. Юридическим лицом юридическая консультация не была раньше, не является таковым и сейчас. Руководит юридической консультацией заведующий, назначаемый президиумом коллегии. В больших по численному составу юридических консультациях назначается также заместитель заведующего. Он помогает заведующему в выполнении его руководящих функций, а в период отпуска, болезни, командировки и пр. исполняет его обязанности.

В СССР, как правило, кандидат на должность заведующего юридической консультацией должен был быть членом КПСС. Современное положение юридических консультаций регулируется ст. 24 комментируемого Закона, в которой говорится, что для организации работы по оказанию юридической помощи коллегия адвокатов создает юридические консультации, исходя из административно-территориального деления соответствующего субъекта Российской Федерации; президиум принимает решения о создании юридической консультации и прекращения ее деятельности. Он же назначает руководителя юридической консультации, который действует на основании доверенности, выданной президиумом коллегии адвокатов. Следовательно, все остается по-старому. Сегодня нельзя недооценивать значение юридических консультаций как основных звеньев оказания правовой помощи населению, особенно бесплатной. Адвокаты юридических консультаций всегда помогают человеку, столкнувшемуся со сложной проблемой, требующей правового разрешения. Сами "помощники" сегодня находятся в очень трудных жизненных обстоятельствах. "Условия, в которых работают юридические консультации на местах, - отмечает А.П. Галоганов, - лакмусовая бумажка отношений властей к правам своих граждан" <1>.

--------------------------------

<1> Галоганов А.П. Будущее юстиции туманно // Народная газета. 2002. 10 февраля.

 

2. Адвокат вправе самостоятельно выбирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности, о чем он обязан уведомить совет адвокатской палаты в порядке, установленном комментируемым Законом.

3. Лицо, нуждающееся в оказании юридической помощи, может получить ее через юридическую консультацию, надеясь на силы и возможности этой организации. Оно знает, что адвокат, которому будет поручено ведение дела, находится под руководством и контролем коллектива своих товарищей по профессии. Ему, в случае необходимости, может быть оказана необходимая помощь и поддержка силами коллектива юридической консультации. В юридических консультациях традиционно действуют различные формы деловой взаимопомощи адвокатов, выполняющих свои профессиональные функции. К этим формам можно отнести, например, консультации адвокатов друг с другом, обмен опытом работы, совместное участие в групповых процессах, предварительное или последующее обсуждение правовой позиции адвоката с клиентом, разрешение проблемы коллизионной защиты, если таковая возникает в деле. Результаты проверок качества работы адвокатов заслушиваются на собраниях юридических консультаций, которые (собрания) по-прежнему имеют большое значение в жизни адвокатуры. На производственных совещаниях адвокаты обсуждают наиболее важные для них вопросы: новое законодательство, спорные вопросы законотворчества, правовые и процессуальные позиции в сложных уголовных и гражданских делах и др. Производственные совещания способствуют повышению профессионального мастерства адвокатов.

 

Статья 21. Адвокатский кабинет

 

Комментарий к статье 21

 

1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи, адвокат вправе работать самостоятельно, т.е. не быть членом коллективных организационно-правовых форм адвокатских образований (коллегий, адвокатских бюро и юридических консультаций). В этом случае Закон предоставляет лицу, имеющему статус адвоката, право учреждать адвокатский кабинет.

2. Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", адвокаты, которые осуществляют адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, в том, что касается порядка ведения учета хозяйственных операций, приравниваются к гражданам, ведущим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

3. Адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, приравниваются в отношении порядка ведения учета хозяйственных операций к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ).

Адвокат, как было сказано выше, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет. В части 3 комментируемой статьи подчеркивается, что адвокатский кабинет не является юридическим лицом. Статус адвоката отчасти напоминает правовой статус индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, который также наделен правом иметь печать, штамп, бланки, открывать расчетный и иные счета в банках. И на это специально указывается в ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", где подчеркивается, что адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, приравниваются в отношении порядка ведения учета хозяйственных операций к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

4. Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, должен открыть счета в банковских учреждениях для проведения безналичных расчетов с доверителями (клиентами), уплаты налогов и других необходимых взносов.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации адвокат имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учрежден адвокатский кабинет.

5. Если адвокатский кабинет рассматривать не как форму адвокатского образования, а как организационно-правовую форму профессиональной деятельности, то возникает вопрос: почему индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Гражданским кодексом Российской Федерации, принятым до вступления в силу комментируемого Закона, не отнесен к самостоятельной организационно-правовой форме? И если комментируемый Закон относит адвокатский кабинет к самостоятельной организационно-правовой форме, то почему индивидуальный предприниматель оказывается непризнанной организационной формой гражданско-правовых отношений? Возможно, следует внести изменения в Гражданский кодекс, чтобы признать за индивидуально осуществляемой деятельностью право называться организационно-правовой формой.

6. Жилые помещения, занимаемые адвокатом и членами его семьи по договору найма, могут использоваться адвокатом для размещения адвокатского кабинета с согласия наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с адвокатом.

 

Статья 22. Коллегия адвокатов

 

Комментарий к статье 22

 

1. Комментируемая статья предусматривает возможность создания коллегии адвокатов. В ней говорится, что два адвоката и более вправе учредить коллегию адвокатов. Далее подчеркивается, что коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей в соответствии с уставом, утверждаемым ее учредителями, и заключаемым ими учредительным договором.

2. В пункте 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, которые для адвокатов признаются налоговыми агентами. Следовательно, коллегия адвокатов, являющаяся налоговым агентом, обязана исчислить, удержать и перечислить в бюджет по месту регистрации налогового агента суммы НДФЛ с доходов адвокатов, полученных ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности. При этом налоговая база для уплаты налогов каждым адвокатом определяется исходя из сумм вознаграждений, внесенных в кассу коллегии адвокатов либо перечисленных на расчетный счет коллегии адвокатов, уменьшенных на сумму профессиональных расходов адвоката на:

общие нужды адвокатской палаты в размерах и порядке, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов;

содержание адвокатского образования;

страхование профессиональной ответственности;

иные расходы, связанные с адвокатской деятельностью.

3. В учредительном договоре учредители определяют условия передачи коллегии адвокатов своего имущества, порядок участия в ее деятельности, порядок и условия приема в коллегию адвокатов новых членов, права и обязанности учредителей (членов) коллегии адвокатов, порядок и условия выхода учредителей (членов) из ее состава. При этом не оговаривается судьба части имущества, созданного за счет взносов адвоката.

4. Устав должен содержать следующие сведения: наименование и место нахождения коллегии адвокатов, предмет и цели ее деятельности, источники образования имущества и направления его использования, порядок управления коллегией адвокатов, сведения о ее филиалах, порядок реорганизации и ликвидации, внесения в устав изменений и дополнений, а также иные положения, не противоречащие комментируемому Закону и иным федеральным законам.

5. Соблюдение требований учредительного договора и устава обязательно для коллегии адвокатов и ее учредителей (членов). К числу обязательных не отнесен вопрос о судьбе имущества в случае ликвидации коллегии адвокатов.

6. Об учреждении коллегии адвокатов ее учредители направляют в совет адвокатской палаты заказным письмом уведомление, в котором указываются сведения об учредителях, место нахождения коллегии адвокатов, порядок телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и коллегией адвокатов; к уведомлению прилагаются нотариально заверенные копии учредительного договора и устава. Коллегия адвокатов считается учрежденной с момента ее государственной регистрации. Государственная регистрация коллегии адвокатов, а также внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении ее деятельности осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

7. Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием коллегии адвокатов, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого она учреждена.

8. Согласно комментируемой норме учрежденная коллегия адвокатов вправе создавать филиалы на всей территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, если это предусмотрено законодательством этого иностранного государства. Адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, являются членами коллегии адвокатов, создавшей данный филиал. Сведения об адвокатах, ведущих адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, вносятся в региональный реестр того субъекта Российской Федерации, на территории которого создан филиал.

9. Сведения об адвокатах, осуществляющих адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, созданном на территории иностранного государства, вносятся в региональный реестр того субъекта Российской Федерации, на территории которого она учреждена. Имущество, внесенное учредителями коллегии адвокатов в качестве вкладов, принадлежит ей на праве собственности.

10. Члены коллегии адвокатов не отвечают по ее обязательствам, а коллегия адвокатов не отвечает по обязательствам своих членов. Коллегия адвокатов в соответствии с законодательством Российской Федерации является налоговым агентом адвокатов - ее членов по доходам, полученным ими в связи с адвокатской деятельностью, а также их представителем при расчетах с доверителями и третьими лицами и в других вопросах, предусмотренных учредительными документами коллегии адвокатов. Коллегия адвокатов несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей налогового агента или представителя.

11. Коллегия адвокатов не может быть преобразована в коммерческую организацию или любую иную некоммерческую организацию, за исключением преобразования коллегии адвокатов в адвокатское бюро в порядке, установленном статьей 23 комментируемого Закона. Данный пункт - новелла российского законодательства, которое до настоящего времени еще не предусматривало возможности преобразования юридического лица в субъект со свойствами физического лица. Видимо, это действительно революционный шаг, позволяющий без волокиты обрести желаемый статус. Остается только претворить в жизнь такой вариант и увидеть, какие сложности могут возникнуть при его реализации.

12. Соглашения об оказании юридической помощи в коллегии адвокатов заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации коллегии адвокатов. Соглашение об оказании юридической помощи как гражданско-правовой договор имеет следующие особенности:

а) по договору поручения адвокат выступает как представитель доверителя в конституционном, гражданском, административном судопроизводстве, как представитель или защитник доверителя в уголовном судопроизводстве и судопроизводстве по делам об административных правонарушениях, представляет интересы доверителя в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в отношениях с физическими лицами;

б) в соответствии с договором оказания услуг адвокат оказывает иные виды юридической помощи.

13. Ничто в положениях комментируемой статьи не может рассматриваться как ограничение независимости адвоката при исполнении им поручения доверителя, а также его личной профессиональной ответственности перед последним.

14. Чрезвычайно важна и интересна ч. 18 комментируемой статьи, согласно которой к отношениям, возникающим в связи с учреждением, деятельностью и ликвидацией коллегии адвокатов, применяются правила, предусмотренные для некоммерческих партнерств Федеральным законом "О некоммерческих организациях", если эти правила не противоречат положениям комментируемого Закона.

Возникает вопрос: если коллегии адвокатов являются самостоятельными организационно-правовыми формами, для чего понадобилось применять к ним правила о некоммерческой организации другой организационно-правовой формы? Или законодатель счел, что он недостаточно урегулировал какие-либо вопросы, которые могут возникнуть в практической деятельности адвокатских образований и эти пробелы восполнит статус некоммерческого партнерства? Возможно, отчасти и восполнит, но, вполне вероятно, породит и коллизии. Причем Федеральный закон "О некоммерческих организациях", как было сказано выше, применяется лишь в той части, в которой он не противоречит комментируемому Закону. Нужна ли была эта отсылка и к каким последствиям она может привести на практике?

Рассмотрим основной анализируемый вопрос, связанный с возможностью некоммерческого партнерства заниматься предпринимательской деятельностью. Согласно Федеральному закону "О некоммерческих организациях", некоммерческое партнерство, как говорилось ранее, имеет право заниматься предпринимательской деятельностью и от своего имени, и от имени создаваемых (учреждаемых) им коммерческих организаций. В комментируемом Законе сказано о запрете заниматься предпринимательской деятельностью от своего лица адвокатским кабинетам, адвокатским партнерствам, коллегиям адвокатов и юридическим консультациям. Подчеркнем - от своего лица, но не от имени учреждаемых (создаваемых) всеми перечисленными адвокатскими субъектами организаций. А запрета на создание некоммерческих организаций, как и коммерческих, Закон, как будет показано далее, не содержит. Как же в таком случае толковать отсылку в этой части к Федеральному закону "О некоммерческих организациях"?

 

Статья 23. Адвокатское бюро

 

Комментарий к статье 23

 

1. Комментируемая статья предусматривает возможность создания такой формы, как адвокатское бюро. В данной статье устанавливается, что два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро. К отношениям, возникающим в связи с учреждением и деятельностью адвокатского бюро, применяются правила ст. 22 комментируемого Закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объединяясь в адвокатское бюро с целью оказания лицам квалифицированной юридической помощи, адвокаты-партнеры должны помнить о том, что обеспечение деятельности адвокатского бюро полностью ложится на их плечи.

2. Статья 22 комментируемого Закона признает коллегию адвокатов юридическим лицом. Следовательно, строго следуя отсылке, можем сказать, что адвокатское бюро также является юридическим лицом. Но, к сожалению, далее в тексте комментируемой статьи прямо не говорится о том, что адвокатское бюро обладает подобным свойством. Так является ли адвокатское бюро юридическим лицом? Исследуем содержание данной статьи. В ней говорится, что адвокаты, учредившие адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме. По партнерскому договору адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. Возможно ли создание юридического лица на основе только договора, без регистрации устава? Да, форма полного товарищества предполагает возможность создания юридического лица на основе договора между товарищами, или, в данной терминологии, партнерами.

3. Партнерский договор не может относиться к учредительным документам адвокатского бюро, что подтверждается нормой п. 3 ст. 23 комментируемого Закона, в которой говорится: "Партнерский договор является документом, который содержит конфиденциальную информацию и не предоставляется для государственной регистрации адвокатского бюро". Не стоит считать его разновидностью договора простого товарищества. Безусловно, формулировки "соединить усилия адвокатов-партнеров" и "соединить свои вклады", "совместно действовать" имеют схожее значение, тем не менее юридическая природа партнерского договора иная.

Партнерский договор - уникальный инструмент в руках адвокатов-партнеров, который направлен исключительно на регулирование правоотношений, возникающих в процессе осуществления адвокатской деятельности. Данный договор позволяет решить вопросы, которые остались за рамками правовой регламентации нормативных правовых актов и учредительных документов адвокатского бюро. К ним относится и вопрос распределения убытков и прибыли внутри бюро. Система распределения убытков и прибыли является одним из главных отличий адвокатского бюро от иных форм адвокатских объединений. Другие формы адвокатских образований не основаны на партнерских отношениях и такой системы не имеют.

4. Данная часть комментируемой статьи гласит, что в партнерском договоре указываются срок действия партнерского договора, порядок принятия партнерами решений, порядок избрания управляющего партнера и его компетенция, иные существенные условия.

Ведение общих дел адвокатского бюро осуществляет управляющий партнер, если иное не установлено партнерским договором. Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключает управляющий или иной партнер от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей. В доверенностях указываются все ограничения компетенции партнера, заключающего соглашения и сделки с доверителями и третьими лицами. Указанные ограничения доводятся до сведения доверителей и третьих лиц.

Управляющий партнер по общему правилу, установленному в ч. 5 комментируемой статьи, ведет общие дела адвокатского бюро. Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключает управляющий или иной партнер от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей. В доверенностях указываются все ограничения компетенции партнера, заключающего соглашения и сделки с доверителями и третьими лицами. Указанные ограничения доводятся до сведения доверителей и третьих лиц.

5. Партнерский договор прекращается по трем основаниям: истечение срока его действия; прекращение или приостановление статуса адвоката, являющегося одним из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами; расторжение партнерского договора по требованию одного из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами.

6. С момента прекращения партнерского договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении доверителей и третьих лиц. При выходе из партнерского договора одного из партнеров он обязан передать управляющему партнеру производства по всем делам, по которым оказывал юридическую помощь. Адвокат, вышедший из партнерского договора, отвечает перед доверителями и третьими лицами по общим обязательствам, возникшим в период его участия в партнерском договоре.

7. Адвокатское бюро не может быть преобразовано в коммерческую или любую иную некоммерческую организацию, за исключением преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов. Если это неточная формулировка законодателя и партнерство является договорным объединением без образования юридического лица, то оставшийся единственный партнер должен преобразоваться в юридическое лицо - коллегию адвокатов. Но для этого должно быть по крайней мере два адвоката. Закон, видимо, это подразумевает, но не устанавливает.

И возникает вопрос: почему оставшийся партнер не может учредить адвокатский кабинет, почему предусмотрена только одна форма преобразования? А если он не пожелает войти в коллегию, его нужно исключать из членов адвокатской палаты? Или Закон вновь подразумевает, но не регламентирует такой возможности?

8. Адвокаты, учредившие адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме. По партнерскому договору адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров.

Механизм распределения убытков и прибыли имеет большое значение для осуществления адвокатской деятельности: он позволяет не только обеспечивать функционирование адвокатского бюро, но и решать вопросы, возникающие у адвокатов-партнеров по поводу обязательств возмещать убытки в случае невыполнения или ненадлежащего исполнения договоров, а также при выходе адвоката из адвокатского бюро либо прекращении его деятельности.

9. Ничто в положениях комментируемой статьи не может рассматриваться как ограничение независимости адвоката при исполнении им поручения доверителя, а также его личной профессиональной ответственности перед последним. Иными словами, любое ограничение независимости адвоката, противоречащее нормам комментируемого Закона, незаконно.

10. После прекращения партнерского договора адвокаты обязаны заключить новый партнерский договор. Если таковой не заключен в течение месяца со дня прекращения действия прежнего договора, то адвокатское бюро должно быть преобразовано в коллегию адвокатов либо ликвидировано. А что в этом случае ликвидировать, если договорное партнерство распалось? Или под ликвидацией понимается лишь оформительская процедура, констатирующая распад партнерства? Но возникает вопрос: как можно ликвидировать это образование, если оно не является юридическим лицом? Можно только констатировать факт распада и внести запись об этом в регистрационные документы. Если так, то это тоже нонсенс: впервые введена государственная регистрация субъектов совместной деятельности без образования юридического лица. И как можно реорганизовать субъект, не прошедший государственной регистрации?

Далее в указанной статье говорится о том, что с момента прекращения партнерского договора и до момента преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов либо заключения нового партнерского договора адвокаты не вправе заключать соглашения об оказании юридической помощи, хотя своего адвокатского статуса такие адвокаты в этот период не утрачивают. Не ограничивает ли это их адвокатские права?

Законодатель не указал конкретно, является ли адвокатское бюро юридическим лицом, в отличие от прямого указания на иные формы адвокатских образований.

 

Статья 24. Юридическая консультация

 

Комментарий к статье 24

 

1. Согласно комментируемой статье если общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории того или иного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, то адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации учреждает юридическую консультацию.

2. Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения. Вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической консультации регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и комментируемым Законом. Здесь не допущена оговорка, но, видимо, подразумевается, что нормы Федерального закона "О некоммерческих организациях" применительно к учреждению действуют в части, не противоречащей ему. В соответствии с Гражданским кодексом РФ любое учреждение, если его в этой части специально не ограничил учредитель, имеет право создавать (учреждать) другие некоммерческие и коммерческие организации, имеющие право заниматься предпринимательской деятельностью. Следовательно, юридическая консультация, будучи учреждением, обладает этими правами.

3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи, представление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о создании юридической консультации должно включать в себя сведения о судебном районе, в котором требуется создать юридическую консультацию; о числе судей в данном судебном районе; о необходимом в данном судебном районе числе адвокатов; о материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности юридической консультации, в том числе о предоставляемом юридической консультации помещении, об организационно-технических средствах, передаваемых юридической консультации, а также об источниках финансирования и о размере средств, выделяемых на оплату труда адвокатов, направляемых на работу в юридическую консультацию.

4. После согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации условий совет адвокатской палаты принимает решение об учреждении юридической консультации, утверждает кандидатуры адвокатов, направляемых на работу в юридическую консультацию, и посылает заказным письмом уведомление об учреждении юридической консультации в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

5. Совет адвокатской палаты утверждает порядок, в соответствии с которым адвокаты направляются для работы в юридические консультации. При этом совет адвокатской палаты может предусмотреть выплату адвокатам, осуществляющим профессиональную деятельность в юридических консультациях, дополнительного вознаграждения за счет средств адвокатской палаты.

 

Статья 25. Соглашение об оказании юридической помощи

 

Комментарий к статье 25

 

1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи, адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем.

Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), об оказании юридической помощи доверителю или назначенному им лицу. Вопросы расторжения соглашения об оказании юридической помощи регулируются Гражданским кодексом РФ с изъятиями, предусмотренными комментируемым Законом.

2. За счет вознаграждения адвокат отчисляет средства, в частности на общие нужды адвокатской палаты, в размере и в порядке, определяемых собранием (конференцией) адвокатов, на содержание адвокатского образования и страхование своей профессиональной ответственности.

3. Адвокат, невзирая на то, в какой региональный реестр внесены сведения о нем, вправе заключить соглашение с доверителем независимо от места жительства или места нахождения последнего.

Юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, чьи доходы ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях:

а) истцам - в рассматриваемых судами первой инстанции делах о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

б) ветеранам Великой Отечественной войны - в случаях, не связанных с предпринимательской деятельностью;

в) гражданам Российской Федерации - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

г) гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, - в случаях, связанных с реабилитацией.

4. Существенными условиями соглашения являются:

а) указание на адвоката (адвокатов), принявшего (принявших) исполнение поручения в качестве поверенного (поверенных), а также на его (их) принадлежность к адвокатскому образованию и адвокатской палате;

б) предмет поручения;

в) условия выплаты доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь;

г) порядок и размер компенсации расходов адвоката (адвокатов), связанных с исполнением поручения;

д) размер и характер ответственности адвоката (адвокатов), принявшего (принявших) исполнение поручения.

5. Право адвоката на вознаграждение и компенсацию расходов, связанных с исполнением поручения, не может быть переуступлено третьим лицам без специального согласия доверителя.

6. Труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, оплачивается из средств федерального бюджета. Расходы на эти цели учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в целевой статье расходов <1>.

--------------------------------

<1> Размер и порядок вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

7. Материально-техническое и финансовое обеспечение оказания юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. Порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему гражданам России бесплатную юридическую помощь в порядке, установленном ст. 26 комментируемого Закона, определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

8. Размер дополнительного вознаграждения, выплачиваемого за счет средств адвокатской палаты адвокату, участвующему в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, и порядок выплаты вознаграждения за оказание гражданам Российской Федерации бесплатной юридической помощи устанавливаются ежегодно советом адвокатской палаты.

9. Перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Статья 26. Оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно

 

Комментарий к статье 26

 

1. В соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ "в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно" <1>. Под такой помощью подразумевается главным образом адвокатская юридическая помощь. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 января 1997 г. N 2-П, "гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, и во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии" <2>.

--------------------------------

<1> Российская газета. N 237. 1993.

<2> СЗ РФ. 1997. N 7. Ст. 871.

 

Основные случаи, при которых юридическая помощь оказывается бесплатно, закреплены в настоящей статье комментируемого Закона. По сравнению с Положением об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г. <1> перечень случаев, по которым юридическая помощь оказывается бесплатно, серьезно сокращен. Право на бесплатную адвокатскую помощь имеют только граждане России - физические лица, причем те из них, среднедушевой доход семей которых не превышает размера прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также одиноко проживающим, и только если они относятся к указанным в комментируемом Законе льготным категориям (ветераны Великой Отечественной войны, граждане, пострадавшие от политических репрессий, безнадзорные дети) либо обратились по указанной в комментируемом Законе категории дел (взыскание алиментов; возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; назначение пенсий и пособий и др.).

--------------------------------

<1> Ведомости ВС РСФСР. 1980. N 48. Ст. 1596.

 

Согласно Закону г. Москвы от 4 октября 2006 г. N 49 "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве", выделяется и такая категория граждан, как инвалиды I группы или имеющие ограничения способности к трудовой деятельности III степени по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью <1>, а согласно Закону Санкт-Петербурга от 24 января 2008 г. N 710-2 "О предоставлении бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге" - выпускники детских домов, домов-интернатов (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей) в возрасте до 23 лет <2>.

--------------------------------

<1> См.: Ведомости Московской городской Думы. 2006. N 10. Ст. 240.

<2> См.: Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2008. N 3.

 

Следует отметить, что величина прожиточного минимума устанавливается для каждого субъекта Федерации отдельно. Например, в Москве за II квартал 2008 г. величина прожиточного минимума для трудоспособного населения составляла 7518 руб. <1>, в Санкт-Петербурге за III квартал 2008 г. - 5299 руб. 90 коп. <2>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. N 694-ПП "Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за II квартал 2008 г." // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2008. N 47.

<2> См.: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30 марта 2004 г. N 479 "О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и для основных социально-демографических групп населения в Санкт-Петербурге" // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2004. N 4.

 

Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Федеральный закон от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 14. Ст. 1457.

 

По данным Федеральной службы государственной статистики, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по России составила в первом полугодии 2007 г. 15,8% от общей численности населения, или 22,3 млн. человек <1>.

--------------------------------

<1> См.: Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 19,1% до 15,8% // Газета, http://www.gzt.ru/wallet/2007/12/21/114955.html, 21.12.2007.

 

Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи по месту их жительства либо пребывания проводит орган социальной защиты населения, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством РФ. Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе и доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и о принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи <1>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" // СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1257.

 

Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи. При расчете среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме <1>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" // СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1257.

 

В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы. При расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются:

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы;

лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также находящиеся на принудительном лечении по решению суда;

лица, находящиеся на полном государственном обеспечении <1>.

--------------------------------

<1>Там же.

 

Среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Доход одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период <1>.

--------------------------------

<1>Там же.

 

Как было сказано выше, размер вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, и порядок компенсации адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации, устанавливаются Правительством РФ (п. 9 ст. 25 комментируемого Закона). Однако реально оказание такой помощи осуществляется за счет адвокатских образований. Дело в том, что установленный Правительством РФ размер оплаты услуг защитника по назначению носит в большей мере символический характер и не соответствует действительной стоимости адвокатских услуг. Например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003 г. N 400 (в ред. от 28 сентября 2007 г., с изм. от 22 июля 2008 г.) "О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда", размер оплаты труда адвоката за один день участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению составляет не менее 275 руб. и не более 1100 руб. За один день участия, являющийся нерабочим праздничным или выходным днем, а также в ночное время адвокату может быть начислено не менее 550 руб. и не более 2200 руб. <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2925.

 

Порядок выплаты адвокату компенсации за оказание юридической помощи бесплатно в настоящий момент не установлен. В связи с этим адвокаты самостоятельно находят способы организации бесплатной правовой помощи нуждающимся. Например, в г. Москве адвокаты некоторых адвокатских образований создают специальные фонды, из которых адвокатам, участвующим в бесплатных делах, осуществляются выплаты. Вместе с тем, по неполным данным Министерства юстиции Российской Федерации, объем бесплатной помощи и помощи по назначению, предоставляемой адвокатами населению, составляет примерно 36% от общего количества выполняемых ими поручений (эта цифра, по данным адвокатуры, намного выше) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (комментарий к ст. 3) / Под ред. Д.Н. Козака. М., 2003. С. 160.

 

В подобных условиях практически полное переложение расходов на оказание бесплатной юридической помощи государством на адвокатов не может привести к позитивному результату. Качество юридической помощи, оказываемой бесплатно, оставляет желать лучшего. Далеко не все адвокатские образования имеют поступления от платных клиентов, достаточные для покрытия расходов на бесплатную помощь. Некоторые категории бесплатных дел (например, о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья) требуют долгой и кропотливой работы, которая может отнять несколько дней, а представительство в суде первой инстанции по данным делам может растянуться на месяцы. На практике в данных случаях адвокаты ограничиваются простейшими консультациями и составлением исковых заявлений. В регионах же все клиенты, обращающиеся за помощью к юристу, малоимущие, и дела, с которыми они обращаются, подпадают под указанные категории. Это значит, что юристы должны работать бесплатно и их услуги не будут компенсироваться ни из бюджета, ни из средств юридической консультации. Очевидно, что о качественной помощи в таких случаях говорить не приходится <1>.

--------------------------------

<1> См.: Соболева А. Бесплатная юридическая помощь: российская практика и стандарты Совета Европы // Российская юстиция. 2003. N 5.

 

Кроме того, крайне узкий перечень категорий дел, по которым малоимущие граждане имеют возможность обратиться за бесплатной юридической помощью, сводит на нет их права на получение юридической помощи и на доступ к правосудию по другим не менее значимым вопросам, а вслед за этим и многие другие права, гарантированные Конституцией РФ. Например, довольно трудно без помощи юриста обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Таким образом, требуется серьезная реформа института бесплатной юридической помощи.

В настоящее время в целях выработки оптимального механизма реализации государственной политики в области оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам Правительство РФ решило провести эксперимент по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам на территории Республики Карелия, Чеченской Республики, Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской, Свердловской, Томской и Ульяновской областей <1>. Были созданы государственные юридические бюро, которые оказывали такие виды юридической помощи гражданам, как: устные и письменные консультации по правовым вопросам; устные консультации для инвалидов I и II групп, ветеранов Великой Отечественной войны, неработающих пенсионеров, получающих пенсию по старости, независимо от уровня их дохода; составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; участие работников государственных юридических бюро в качестве представителей граждан в гражданском судопроизводстве, исполнительном производстве по гражданским делам, а также в органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях <2>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 22 августа 2005 г. N 534 "О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам" // СЗ РФ. 2005. N 35. Ст. 3615.

<2>Там же.

 

Юридическая помощь, за исключением устной консультации, оказывается по соглашению между гражданином и государственным юридическим бюро, заключаемому по определенной Федеральной регистрационной службой форме. Порядок и размер оплаты труда адвоката при оказании юридической помощи лицу, обратившемуся в государственное юридическое бюро, устанавливаются договором <1>.

--------------------------------

<1>Там же.

 

В целом итоги эксперимента признаны положительными. Так, в течение 2006 г. 123 работника государственных юридических бюро оказали бесплатную юридическую помощь почти 22 тыс. малоимущих граждан - в основном пенсионерам, инвалидам, безработным, работникам бюджетной сферы. Благодаря помощи бюро устранены, в том числе в судебном порядке, проблемы малоимущих граждан, которые в течение многих лет оставались неразрешенными <1>.

--------------------------------

<1> См.: Приказ Минюста России от 22 июня 2007 г. N 129 "Об объявлении решения Коллегии Министерства юстиции Российской Федерации по вопросу "О ходе эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам и предложениях по формированию и реализации государственной политики в области оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам" // Бюллетень Минюста России. 2007. N 8.

 

Необходимо учитывать, что государственные юридические бюро могут быть только частью единой государственной системы оказания малоимущим гражданам бесплатной юридической помощи. Другими составляющими этой системы должны в полном объеме стать адвокаты и органы государственной власти субъектов РФ. Так, следует отметить недостаточную численность адвокатов в большинстве судебных районов, их сосредоточенность в столицах и других крупных городах. Кроме того, в ряде субъектов РФ не принято ни одного нормативного правового акта о бесплатной юридической помощи. В большинстве субъектов Российской Федерации, где данные нормативные правовые акты приняты, они не действуют, поскольку либо не предусмотрен механизм их реализации, либо в бюджетах субъектов Российской Федерации нет средств на их исполнение. Такая ситуация обусловлена коллизиями и непроработанностью норм, регулирующих вопросы оказания бесплатной юридической помощи <1>.

--------------------------------

<1> См.: Приказ Минюста России от 22 июня 2007 г. N 129 "Об объявлении решения Коллегии Министерства юстиции Российской Федерации по вопросу "О ходе эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам и предложениях по формированию и реализации государственной политики в области оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам" // Бюллетень Минюста России. 2007. N 8.

 

2. Перечень документов, необходимых для получения гражданами России бесплатной юридической помощи, и порядок их представления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Так, в соответствии с Законом г. Москвы от 4 октября 2006 г. N 49 "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве" для получения гражданами России бесплатной юридической помощи необходимы следующие документы:

а) письменное заявление об оказании бесплатной юридической помощи по форме, утвержденной Правительством Москвы по согласованию с Адвокатской палатой города Москвы;

б) паспорт гражданина или иной документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации;

в) справка о среднедушевом доходе семьи или доходе одиноко проживающего гражданина за три месяца, предшествующих месяцу обращения, с указанием величины прожиточного минимума на дату обращения. Данная справка выдается в установленном Правительством Москвы порядке территориальными подразделениями уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ведомости Московской городской Думы. 2006. N 10. Ст. 240.

 

Кроме документов, названных выше, дополнительно представляются:

а) по делам о взыскании алиментов - копии документов, подтверждающих алиментные обязательства;

б) по делам о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, связанной с трудовой деятельностью, - свидетельство о смерти гражданина, акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании, заключение учреждения медико-социальной экспертизы о связи смерти пострадавшего с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, справки жилищно-эксплуатационного органа о составе семьи и о нетрудоспособных членах семьи умершего;

в) по делам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью, - акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании, заключение учреждения медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности;

г) по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью, ветеранами Великой Отечественной войны - удостоверение ветерана Великой Отечественной войны;

д) по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью, инвалидами I группы или имеющими ограничения способности к трудовой деятельности III степени - справка об инвалидности;

е) по вопросам, связанным с реабилитацией, пострадавшими от политических репрессий - документ о реабилитации или о признании гражданина пострадавшим от политических репрессий, а также документы, подтверждающие факт политических репрессий <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

 

Например, в Постановлении Правительства Самарской области от 29 апреля 2008 г. N 115 "О порядке оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан, проживающих на территории Самарской области" названы дополнительные документы - пенсионное удостоверение и трудовая книжка. Такие документы представляются гражданами, пенсия которым установлена (назначена) в соответствии с Федеральными законами от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и которые (граждане) прекратили свою трудовую деятельность <1>.

--------------------------------

<1> См.: Волжская коммуна. 2008. N 82(26125).

 

Для принятия решения об оказании бесплатной юридической помощи не допускается истребование у гражданина иных документов, кроме указанных выше <1>. Одновременно с оригиналами названных документов гражданин России представляет их копии.

--------------------------------

<1> Там же.

 

Документы представляются непосредственно гражданином в адвокатское образование, осуществляющее деятельность в городе Москве. Документы могут быть представлены по просьбе гражданина другим лицом в случаях, если гражданин находится на стационарном лечении, содержится в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, отбывает уголовное наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо по иным причинам не имеет возможности лично обратиться за получением бесплатной юридической помощи. Полномочия представителя в указанных случаях удостоверяются в установленном законом порядке <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

 

Адвокатское образование обеспечивает проверку представленных документов, хранение и представление их для отчета и получения компенсации за оказание бесплатной юридической помощи. Адвокатское образование в течение пяти рабочих дней со дня получения документов в письменной форме сообщает гражданину о принятом решении по заявлению об оказании бесплатной юридической помощи с указанием мотивов принятия данного решения. При положительном решении адвокат адвокатского образования заключает с гражданином соглашение об оказании бесплатной юридической помощи <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ведомости Московской городской Думы. 2006. N 10. Ст. 240.

 

3. Бесплатная юридическая помощь оказывается во всех случаях несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Эта категория выделяется в комментируемой статье в отдельный пункт, так как независимо от дохода несовершеннолетнего юридическая помощь должна предоставляться бесплатно во всех случаях.

К органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, управления образованием, опеки и попечительства, по делам молодежи, управления здравоохранением, службы занятости, внутренних дел <1>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.

 

Следует отметить, что учреждения уголовно-исполнительной системы не относятся к указанным учреждениям. Иными словами, несовершеннолетнему, которому назначено наказание, связанное с ограничением или лишением свободы, оказание бесплатной юридической помощи законодательством РФ пока не предусмотрено <1>.

--------------------------------

<1> См.: Рязанские законодатели поддержали обращение самарских коллег к федеральным властям об оказании бесплатной юридической помощи несовершеннолетним // RZN.info, http://www.pda.rzn.info/news/?id=14099&date=2008-1-10, 10.01.2008.

 

Подросткам, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находящихся на территории города Москвы, бесплатная юридическая помощь оказывается на основании их заявления или заявления их законных представителей об оказании бесплатной юридической помощи и справки администрации указанных учреждений, подтверждающей факт содержания в них несовершеннолетних <1>. А, например, в соответствии с Законом Ханты-Мансийского АО - Югры от 4 апреля 2005 г. N 17-оз "Об обеспечении оказания адвокатской помощи на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, для получения юридической помощи не должны представлять документы <2>. Таким образом, каждый субъект Федерации вопрос о представлении документов несовершеннолетними решает по-своему.

--------------------------------

<1> См.: Ведомости Московской городской Думы. 2006. N 10. Ст. 240.

<2> См.: Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 2005. N 4. Ст. 334.

 

Статья 27. Помощник адвоката

 

Комментарий к статье 27

 

1. Адвокат при осуществлении своей профессиональной деятельности может использовать труд помощников. Помощником адвоката может быть лицо, имеющее в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: