Предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только
Объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную
Активность ребенка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжа-
Ет развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приоб-
Ретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия
94 95
Окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых,
Ориентируясь в пределах ближайшего окружения.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенству-
Ется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, ко-
Торый начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они
Осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить
Сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым
Используют практически все части речи. Активный словарь достигает
Примерно 1500–2500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения
Ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые
Виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия,
Которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реаль-
Ности. В середине третьего года жизни широко используются действия
С предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено
Тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить
Какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде
«головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые
ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий:
Осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; раз-
Личать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонемати-
Ческий слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка,
Но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее
Особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка про-
Блемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-
Образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности
ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, им-
Пульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко
Заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот
Период начинает складываться и произвольность поведения. Она обус-
Ловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются
Чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосо-
Знания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст
Завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного
Человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис
Часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом,
Упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может про-
Должаться от нескольких месяцев до двух лет.
Вторая младшая группа
(от 3 до 4 лет)
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейно-
Го круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится
Для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной об-