дуальным;
• в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоци-
ональный комфорт ребенка;
• в дозировании введения в жизнь ребенка новизны и трудностей;
• в дозированной подаче новой информации с учетом темпа и работо-
способности ребенка;
• в четком соблюдении режима дня, представленного в виде символов
И пиктограмм (в зрительном доступе ребенка), и упорядоченной предмет-
но-пространственной образовательной среде;
• в специальной отработке форм адекватного поведения ребенка, на-
выков коммуникации и взаимодействия с взрослым;
• в сопровождении тьютора при наличии поведенческих нарушений;
• в создании адаптированной образовательной программы;
• в постоянной помощи ребенку в осмыслении усваиваемых знаний и
умений;
• в проведении индивидуальных и групповых занятий с психологом, а
при необходимости с дефектологом и логопедом;
• в организации занятий, способствующих формированию представ-
Лений об окружающем мире, отработке средств коммуникации и социаль-
|
|
но-бытовых навыков;
• в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодейс-
твие ребенка с педагогами и детьми;
• в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие
Семьи и образовательной организации и с родителями нормально разви-
вающихся детей;
• в индивидуально дозированном и постепенном расширении образова-
Тельного пространства ребенка за пределы образовательной организации.
Принципы построения
Образовательного процесса
Построение образовательного процесса в ДОО, которое реализует
Инклюзивную практику, диктует необходимость создания структур-
Но-функциональной модели, спроектированной на основе интеграции
Системного, компетентностного и дифференцированного подходов, ори-
Ентирующих педагогов на овладение воспитанниками социальными,
Здоровьесберегающими, коммуникативными, деятельностными, инфор-
Мационными компетенциями.
Организация инклюзивной практики строится на следующих при-
нципах:
• принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изу-
Чение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогическо-
Го воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов
И средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образова-
тельных потребностей каждого ребенка);
• принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индиви-
Дуализации). Важным условием успешности инклюзивного образования
Является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка.
|
|
Реализация этого принципа решает задачу формирования социально ак-
Тивной личности, которая является субъектом своего развития, а не пас-
сивным потребителем социальных услуг;
• принцип социального взаимодействия предполагает создание усло-
Вий для понимания и принятия друг другом всех участников образова-
Тельного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на
Гуманистической основе. Инклюзия — это активное включение детей, ро-
230 231
Дителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и
Социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реально-
го социума;
• принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивиду-
Альных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарно-
Го подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и
Обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, пси-
Холог, дефектолог при участии старшего воспитателя), работающие в