Правленная на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во
330 331
Всех основных образовательных областях, видах деятельности и/или
Культурных практиках. Разрабатывается на основе Федеральных госу-
Дарственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Психологическая диагностика — выявление и изучение индивиду-
Ально психологических особенностей детей.
Равенство возможностей — обеспечение права каждого человека на
Образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Развивающая предметно-пространственная среда — часть образова-
Тельной среды, представленная специально организованным пространс-
Твом (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и
Инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с
Особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здо-
Ровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Разнообразие детства — многообразие вариантов протекания пери-
Ода дошкольного детства, определяемое индивидуальными особенностя-
Ми самих детей, включая их психофизиологические особенности, в том
Числе ограниченные возможности здоровья, а также индивидуальными
Особенностями и возможностями их родителей (законных представите-
Лей), социокультурными, региональными, национальными, языковыми,
Религиозными, экономическими и другими особенностями.
Ранняя помощь — семейно-ориентированная комплексная психоло-
Го-педагогическая и медико-социальная помощь детям младенческого и
Раннего возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных
Функций или отклонения от них, либо риски их возникновения в более
Старшем возрасте, и находящимся в кризисных ситуациях семьям, воспи-
Тывающим таких детей.
Самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как пе-
Риода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого
Тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть
Период подготовки к следующему периоду.
Социальная ситуация развития — сложившаяся система взаимоот-
Ношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в
Первую очередь, взрослыми и другими детьми.
Специальные условия образования — специальные образовательные
Программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия,
Дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения
Коллективного и индивидуального пользования (включая специаль-
Ные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации
Образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и
Прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий
Лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические,
Психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги,
Обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду
Жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ
Лицами с ограниченными возможностями здоровья затруднено.
Учебно-методический комплекс — система нормативной и учебно-
Методической документации, средств обучения и контроля, необходимых
И достаточных для качественной организации основных и дополнитель-
ных образовательных программ, согласно учебного плана.
Федеральный государственный образовательный стандарт — сово-
Купность обязательных требований к образованию определенного уровня
И (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утверж-