Общие понятия изображаются кругами

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

к выполнению контрольных работ по курсу

 

 

«ЛОГИКА»

 

для студентов заочного факультета

 

 

ОРЕНБУРГ

 

 

Составитель:

д.ф.н., профессор Солодкая М.С.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка    
2. Общие указания к выполнению контрольной работы  
3. Указания к выполнению упражнений.    
3.1. Указания к выполнению упражнений главы I.    
3.2. Указания к выполнению упражнений главы II.    
3.3. Указания к выполнению упражнений главы III.    
3.4. Указания к выполнению упражнений главы IV.    

 

 

Пояснительная записка.

Данные методические указания предназначены студентам заочного факультета для выполнения контрольной работы по курсу «Логика». Они содержат образцы решений каждого типа из 15 упражнений, включенных в контрольную работу. При этом особое внимание обращается на типичные ошибки, допускаемые студентами при выполнении контрольной работы.

Методические указания дополняют комплекс учебно-методических материалов по курсу логики:

- Кириллов В.И., Старченко. Логика. – М.: Юристъ, 1998 (и последующие издания);

- Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. – М.: Юристъ, 2005;

- Сборник методических материалов по курсу «Логика» /Под ред. В.И.Кириллова. – М.: Academia, 2006;

- Солодкая М.С. Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по логике по теме «Простой категорический силлогизм». – Оренбург: Изд-во ОИ МГЮА, 2006.

 

 

Общие указания к выполнению контрольной работы.

Контрольная работа включает 15 упражнений, помещенных в сборнике: Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. – М.: Юристъ, 2005.

Работа выполняется по одному из 10 вариантов. Номер варианта определяется по последней с конца цифре номера зачетной книжки (если эта цифра 0, то номер варианта 10). Например, если номер зачетной книжки 120 87 3, то номер варианта контрольной работы 3.

Номера упражнений для каждого варианта приведены в Сборник методических материалов по курсу «Логика» /Под ред. В.И.Кириллова. – М.: Academia, 2006.

Без знания теоретических основ логики нельзя правильно выполнить упражнения. Поэтому прежде, чем приступить к решению того или иного упражнения, необходимо освоить соответствующие теоретические положения. В начале каждого раздела «Упражнений по логике» помещены краткие теоретические сведения и помещены ссылки на соответствующие разделы учебника по логике. Упражнения должны быть выполнены по образцу решения, приведенному в данных методических указаниях.

Контрольная работа должна быть правильно оформлена. На обложке тетради нужно указать курс, группу, номер зачетной книжки, вариант работы, фамилию, имя и отчество студента. В контрольной работе условия каждого упражнения обязательно должны быть записаны. Упражнение должно быть выполнено полностью в соответствии с этими условиями.

Неправильно оформленные работы не принимаются к проверке!

 

 

УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ

 

Указания к выполнению упражнений главы I.

 

УПРАЖНЕНИЕ 15. *. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем:

 

Населенный пункт – город – город Оренбург – городской житель.

 

При выполнении этого задания сначала необходимо установить, каким по объему – общим или единичным – будет каждое из перечисленных понятий, поскольку указанные понятия по-разному изображаются с помощью круговых схем.

Общие понятия изображаются кругами,

единичные понятия изображаются точками.

Многие ошибки в контрольных работах обусловлены именно не соблюдением указанного правила изображения понятий.

 

В рассматриваемом примере понятия «населенный пункт», «город», «городской житель» являются общими (их объемы содержат более одного предмета действительности), поэтому они будут изображаться кругами.

Понятие «город Оренбург» является единичным (в его объеме 1 предмет), поэтому оно будет изображаться точкой.

 

Рассмотрим первые два понятия. Понятие «населенный пункт» является более широким по объему, чем понятие «город», т.к. любой город является населенным пунктом, но не любой населенный пункт является городом (он может быть поселком, деревней и т.п.). Значит объемы обоих понятий мы будем изображать кругами. Причем круг, изображающий объем понятия «город», будет внутри круга, изображающего объем понятия «населенный пункт». На рисунке 1 это круги 1 и 2.

 

Рассмотрим следующее понятие - «город Оренбург». Город Оренбург является городом, поэтому объем понятия «город Оренбург» будет внутри объема понятия «город». Учитывая, что объем понятия «город Оренбург» изображается точкой, то эту точку 3 мы поставили в круг 2.

 

Рассмотрим последнее из предложенных понятий - «городской житель». Городской житель не является ни городом Оренбургом, ни городом, ни любым населенным пунктом. Т.е. понятие «городской житель» не имеет общих элементов объема с понятиями «населенный пункт», «город», «город Оренбург». Поэтому круг 4, изображающий объем понятия «городской житель», не должен иметь общие элементы с кругами 1,2 и точкой 3.

 

Полное изображение понятий с помощью круговых схем приведено на рисунке 1.

 
 


       
   
 
 

 

 


Рис. 1. Изображение понятий при помощи круговых схем.

 

В соответствии с изображенными здесь круговыми схемами, указываем отношения между понятиями.

 

Прежде всего определяем, будут ли понятия совместимыми (имеющими общие элементы объема) или несовместимыми (не имеющими общих элементов объема).

В нашем примере понятия 1, 2, 3 являются совместимыми, но каждое из этих понятий не совместимо с понятием 4.

 

Далее определяем, какие мы имеем виды совместимости и несовместимости, ориентируясь на соответствующие круговые схемы отношений.

В указанном примере отношения между совместимыми понятиями (1,2), (1,3), (2,3) родо-видовые или отношения подчинения, субординации.

Отношения между несовместимыми понятиями (1,4), (2,4), (3,4) соподчинения или координации.

 

!!! При выполнении этого упражнения необходимо указать отношения между всеми парами понятий, если понятий более двух. Несоблюдение этого правила приводит к типичным ошибкам в контрольной работе.

УПРАЖНЕНИЕ 17. *. Обобщите понятия:

 

министр.

 

Обобщить понятие – это перейти от исходного понятия к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием. Обобщение происходит при уменьшении содержания исходного понятия путем отбрасывания части признаков.

В содержание понятия «министр» входят признаки: человек; руководитель министерства. Отбрасывая признак «министерство», обобщаем понятие – руководитель.

В данном примере возможны и другие обобщения, например, человек.

 

УПРАЖНЕНИЕ 18. *. Ограничьте понятия:

 

правонарушение.

 

Ограничить понятие – это перейти от исходного понятия к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием. Обобщение происходит при увеличении содержания исходного понятия путем добавления новых признаков.

Таким образом, чтобы ограничить исходное понятие, надо добавить какие-то признаки правонарушения, например, «административное», «совершенное несовершеннолетними», «повторное» и т.д.

Ограничением понятия «правонарушение» будет, например, понятие «правонарушение, совершенное несовершеннолетними».

 

 

УПРАЖНЕНИЕ 24. *. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: