Предисловие ответственного редактора 7 страница

«эфирный мир» лежит в основе «чувственного мира»,


 

 

«астральный человек» лежит в основе «Я-человека». Как «эфирный мир» не может быть воспринят чувст- венным образом, потому что он должен сперва поро- дить чувства, так и «астральный человек» не может быть пережит чувственно, так как он должен предше- ствовать образованию чувственных способностей.

 

 

* * *

 

Теперь можно приступить к рассмотрению человека ещё с другой стороны. Прежде всего сам человек пред- ставляет себя существом внутри чувственного мира. Однако это представление подлежит изменению. Ха- рактерные особенности человека различны в разные возрастные периоды жизни. Если рассматривать ре- бёнка как видимое существо, то на основе того, что представляется чувствам, отнюдь нельзя увидеть, как он будет выглядеть во взрослом состоянии. И всё же следует предположить, что предпосылки и силы, по- зволяющие ребёнку развиться из детской формы во взрослую, уже в нём существуют. И тут добросовест- ное рассуждение показывает, что реальность, бытие та- ят в себе больше, чем можно воспринять в видимом мире. Прослеживание развития позволяет задуматься и составить себе представление о сокрытом здесь. Вплоть до смены зубов – примерно на седьмом году жизни – это сокрытое влияет преимущественно на об- лик внешнего человека. Примерно в это время органы внешнего тела приняли свою постоянную форму. И хо- тя с тех пор рост членов тела продолжается, это однако не прямое преобразование уже заложенных прежде очертаний. Кроме того с тех пор в самом себе начинает


 

 

жить скрытое внутреннее, и оно становится доступным силам, разворачивающим свою деятельность больше в скрытом внутреннем. В первые годы жизни внутренние силы в качестве формирующих сил стремятся больше к внешней телесности; в последующие годы жизни они больше держатся в самум внутреннем, пока не созреют для переноса своего бытия на другое существо, пока человек не станет способным к продолжению рода. В том, что невидимо развивается в человеке вплоть до полового созревания, необходимо видеть то, что может быть передано потомкам. – Тут надо подключить сооб- ражение, являющееся важным для познания человече- ского существа. Предпосылки для того, что может че- ловек передать по наследству физическим потомкам, заключены в том, чту достигает известного заверше- ния своего развития с половой зрелостью. Если в более позднюю эпоху жизни что-либо из усвоенного челове- ком должно быть передано по наследству, то вначале это должно соединиться с силами, присутствующими тут уже с достижением половой зрелости, и только че- рез них окольным путём может быть передано по на- следству. Ибо само собой разумеется, что все условия, существенные для наследования, должны быть уже развиты с достижением половой зрелости. – С половой зрелостью в человеке прекращает развиваться то, что может переноситься изнутри наружу и что обнаружи- вается как формирующие силы собственного тела в первый детский период жизни, а позже формируется во внутреннем так, что свою форму человек может пере- нести на потомков. Если с этого момента человеческое развитие продолжается дальше, то тогда оно по- прежнему может касаться только самого внутреннего. Дальнейшее развитие человека продолжает теперь то,


 

 

что должно переживаться прежде всего как внутрен- нее, как душевное содержание. Но теперь это внутрен- нее не может быть приравнено к тому осознанному, просвечивающему из «Я» душевному содержанию, ко- торое образуется из чувственных восприятий. «Я» не до такой степени владеет неким внутренним развити- ем, как оно владеет развитием осознанного содержания души. Навстречу душевной жизни, возбуждённой из- вне чувственным восприятием, изнутри приходит дру- гая, которая действует так, что каждый человек вос- принимает чувственный внешний мир с совершенно определённым душевным оттенком. Таким образом, в человеке находится нечто, приходящее изнутри на- встречу возбуждению чувств и всё же не принадлежа- щее самой области человека, возбуждённого органами чувств. Так посредством только чистого рассуждения наталкиваются на «внутреннего человека», скрываю- щегося позади «Я-человека», потому что он уже дол- жен тут присутствовать, прежде чем «Я-человек» смо- жет начинать свою жизнь. – Нетрудно признать, что этот «внутренний человек» есть именно тот, о котором говорилось, что он вступает во взаимоотношения со скрытым миром, располагающимся позади «чувствен- ного мира». И всё же этот «внутренний человек» не может быть возбуждаем теми внутренними силами, развитие которых находит своё завершение с наступ- лением половой зрелости, так как он продолжает раз- виваться ещё и после этого периода. Его вовсе нельзя причислить к человеку, проявляющемуся в формиро- вании тела и в перенесении своей сущности на потом- ков. Гораздо больше он должен корениться в существе, которое не имеет ничего общего именно с упомянуты- ми проявлениями человеческих сил. Да и не может он


 

 

происходить из внутреннего так же, как проявления этих сил. Ибо проявления этих сил заставляют челове- ка выявлять наружу таящееся в его внутреннем. Одна- ко этот «внутренний человек» действительно должен вступить во взаимоотношение с внешним обликом, так как он продолжает развиваться именно тогда, когда к своему завершению пришли внутренние формирующие силы и предпосылки наследования. У этого внутрен- него человека есть всё, что позволяет считать его рав- ным названному выше «астральному человеку».

Следовательно, для этого «астрального человека» необходимо в «эфирном мире» предположить воздей- ствия, означающие нечто подобное чувственным впе- чатлениям «Я-человека». «Астральный человек» сфор- мирован из «эфирного мира» так, как «Я-человек» – из

«чувственного мира». Таким образом, между «эфир- ным миром» и «астральным человеком» существует взаимодействие, лежащее позади всего чувственного мира. – Если снова использовать образ, то представим чувственно невоспринимаемую морскую массу, в ко- торой разыгрывается взаимоотношение между «эфир- ным миром» и «астральным человеком»; а из этой мор- ской массы выделяется как континент взаимодействие между «чувственным миром» и «Я-человеком».

Можно ли теперь искать «эфирный мир» только вне человека? Очевидно нет. Ведь человек воспринимает свою собственную телесность посредством чувства жизни, чувства собственного движения и чувства рав- новесия, так же как внешние объекты он воспринимает с помощью чувств обоняния, вкуса и т.д. Следователь- но, должна быть возможность того же взаимоотноше- ния между «эфирным миром» и «астральным челове- ком» как для внешнего мира, так и для погружения в


 

 

собственную телесность. Но это показывает, что внут- ри своей собственной телесности человек должен иметь кое-что равное «эфирному миру». Другими сло- вами, он должен нести в себе часть этого эфирного ми- ра как особого «эфирного человека». Так человеческое существо представляется состоящим из трёх членов:

«Я-человека», «астрального человека» и «эфирного че- ловека».

«Эфирный человек» – это то, что как чувственно не- воспринимаемое лежит в основе воспринимания со- стояния собственной телесности посредством первых трёх названных чувств. Таким образом между «аст- ральным» и «эфирным» человеком существует взаимо- действие. Наблюдение жизни показывает, что даже «Я- человек» проявляется во внешней телесности: в мими- ке, физиономии, жесте и так далее. Как же это возмож- но? Выявлено, что силы «внутреннего человека», нахо- дящие завершение своего развития с половой зрело- стью, действуют на форму внешней телесности. Сле- довательно, если «Я-человек» должен воздействовать на внешнюю телесность, то это возможно только в том случае, когда он осуществляет это на окольном пути этого «внутреннего человека». Так как это происходит, имеет место воздействие «Я-человека» на этого внут- реннего человека. Гораздо более глубокая связь суще- ствует между «астральным человеком» и этим внут- ренним человеком, чем между ним и «Я-человеком», и это проявляется в том, что характер отношения «аст- рального человека» к внешнему миру обнаруживается в телесности значительно сильнее, чем душевное со- держание «Я-человека». Когда человек следит за всеми фактами внешнего мира со страстным участием, на те- лесности это заметно гораздо больше, чем если бы он


 

 

переживал то или иное посредством чувственного вос- приятия. Из этого следует, что на охарактеризованного внутреннего человека воздействует «астральный чело- век». – Тут внутри человека приходят в противоречие две сферы сил. «Астральный человек», состоящий во взаимоотношениях с внешним «эфирным миром», на- талкивается на охарактеризованного внутреннего чело- века, содержащего в себе формирующие силы и пред- посылки размножения. Теперь нетрудно признать, что в этом столкновении дано подобие взаимоотношения между «астральным человеком» и «эфирным миром». Отсюда же и проясняется, что охарактеризованный внутренний человек есть тот же «эфирный человек», но данный уже с другой стороны. Таким образом, «эфир- ный человек» является носителем телесных форми- рующих сил и предпосылок размножения.

Видно, как смыкаются человек и внешний мир. Прежде всего во взаимоотношении находятся чувст- венный мир и «Я-человек». В основе этого взаимоот- ношения лежит другое – взаимоотношение между эфирным миром и астральным человеком. В эфирном мире должны присутствовать чувственно скрытые об- разующие силы для внешних чувственных способно- стей: для чувств обоняния, вкуса и т.д. Астральный че- ловек во взаимоотношении с эфирным человеком ори- ентирован внутрь, и в этом взаимоотношении происте- кают восприятия чувств жизни, собственного движе- ния и равновесия. Но с другой стороны, эфирный чело- век изживает себя в формообразовании и в предпосыл- ках размножения.

Что же является внешним телом человека, телом, в котором таким образом живёт отображение эфирного человека. Однако это не следует понимать упрощёно.


 

 

Если, например, принять во внимание форму уха, то оно по своему характеру сформировано с двух сторон. Живущее в эфирном мире позади звукового мира воз- действует так, что ухо может быть органом чувства слуха. Но навстречу этому формированию извне из- нутри должно приходить нечто другое, так как в форме телесных органов эфирный человек изживает себя то- же. Каково это соотношение, видно из следующего рассуждения. Силы эфирного мира не везде, где они распространяются, могут вызвать возникновение орга- на слуха. Наталкиваясь на камень, они этого не смогут. Почему? Камень в себе не обнаруживает ничего по- добного охарактеризованному эфирному человеку. Он изнутри не строит из себя свою внешнюю форму по- добно человеку. Он даже не размножается. Итак, чтобы мог образоваться орган слуха, формирующее слух должно встретиться в эфирном мире с эфирным чело- веком. Но этого ещё не достаточно. Растение растёт и размножается. Если к человеку причисляют эфирного человека, то и к растению следует причислить эфирное растение. Однако у него отсутствует взаимоотношение, охарактеризованное выше для человека как взаимоот- ношение между астральным человеком и эфирным ми- ром. Следовательно, для начала созидания чувствен- ных способностей в столкновение сил эфирного мира с эфирным человеком должно вдвинуться ещё это взаи- модействие между эфирным миром и астральным че- ловеком.

Итак, внешний человек по своему формообразова- нию – сложное существо: таким, каким он представля- ется, он может быть только благодаря тому, что за этим внешним формообразованием стоят эфирный, астраль- ный и Я-человек. Так, благодаря тому, что к этим трём


 

 

членам его существа причисляют ещё четвёртый – внешнюю форму, которая должна быть обозначена как физический человек, получается четырёхчленность че- ловека.

 

Рассмотрение чувств привело к признанию в чело- веке четырёхчленного существа. Однако тот, кто тща- тельно рассматривает данное рассуждение, может най- ти в нём кое-что неудовлетворяющее, вызывающее дальнейшие вопросы. Так указывалось, что жизнь чувств предполагает взаимоотношение между эфир- ным миром и астральным человеком. Этого астрально- го человека противополагают впечатлениям чувств как ближайшее внутреннее. Его свойство проявляется в от- тенках, принимаемых переживаниями чувств во внут- реннем, хотя Я-человек и не имеет на это непосредст- венное влияние. Ну а теперь без рассуждений должно быть понятно, что переживания астрального человека переносятся на эфирного человека, поскольку в физи- огномии, жесте и так далее видно, как переживания этого астрального человека действуют формирующе на физическое. Хотя, насколько тут это видно, происхо- дит это в очень незначительной степени. Ничто, прав- да, не противоречит тому, что эфирный человек, буду- чи сильнее возбуждённым таким же способом, может также и проявляться гораздо сильнее в формировании физического человека. Но необходимо признать, что силы, побуждающие эфирного человека к образованию жеста и физиономии, не могут быть теми же силами, которые воздействуют на него так сильно, что он отче- канивает формы органов чувств. Этим обнаруживается в эфирном мире существование некоего двойного бы- тия. Одно воздействует на астрального человека, а дру-


 

 

гое, являющееся более сильным, может воздействовать на эфирного человека, делая его способным чеканить формы органов чувств. Это показывает, что, исходя из самого эфирного мира, действует нечто подобное аст- ральному человеку, возбуждая в эфирном человеке те формирующие силы, которые отчеканивают органы чувств. Таким образом, в той сокровенной области, где необходимо искать эфирный мир, имеют дело ещё с другим миром, воздействующим на эфирного человека и являющимся родственным астральному человеку. Пусть теперь та часть мира, которая находится во взаимоотношениях с астральным человеком, будет на- звана эфирным миром в узком смысле слова; однако другая, к которой привело рассуждение, из-за её родст- ва с астральным человеком пусть называется астраль- ным миром. Итак, можно сказать, что на Я-человека воздействует мир чувств, на астрального – эфирный мир, а на эфирного человека – астральный мир.

А так как в физическом человеке должно быть сформировано столько органов чувств, сколько выяви- лось отдельных областей чувств, то в астральном мире необходимо различать столько же различных силовых зон, сколько может быть перечислено чувств. Эти си- ловые зоны в эфирном человеке возбуждают тогда со- ответствующие формирующие силы так, что в физиче- ском человеке образуются соответствующие органы чувств. – Конечно, выявленный тут общий факт, пре- терпевает различнейшие изменения в частных случаях. Такие модификации должны выявляться, поскольку сферы чувств обладают различным бытием. – Возьмём, например, чувство обоняния. С его помощью человек лишь в малой степени проникает во внутреннее какого- либо материального тела. Этому чувству предстаёт


 

 

только внешняя сторона материального. Сравним с этим чувство тепла. Благодаря ему человек проникает во внутреннее внешнего тела гораздо больше. Отсюда выявляется, что орган чувства обоняния должен быть построен изнутри более мощными, а снаружи – мень- шими силами; орган чувства тепла, напротив, должен быть построен меньшими силами изнутри и более мощными снаружи. Если же рассмотреть отдельные области чувств, то в отношении построения снаружи и изнутри выявляется некая последовательность. Три первые чувства: чувство жизни, чувство собственного движения и чувство равновесия – по-существу по- строены изнутри; то есть, та часть эфирного мира, ко- торая развивается как эфирный человек, является дея- тельной в их построении. Этот эфирный человек так формирует физическое тело, что оно пригодно для восприятия названных чувств. И он в состоянии так его формировать, потому что он сам склонён к этому си- лами астрального мира. Видно, что при созидании че- ловека, поскольку он обнаруживается в трёх названных областях чувств, имеют дело с взаимодействием аст- рального мира и эфирного человека, вовсе не имею- щим ничего общего с тем взаимодействием, которое имеет место между эфирным человеком и астральным человеком. По-другому это обстоит в отношении чувств обоняния, вкуса, зрения, тепла и слуха. В них эфирный человек должен выполнить такое построение, что взаимодействие эфирного мира и астрального че- ловека возможно в соответствующих областях чувств. То есть, для каждого из этих чувств на эфирного чело- века должна действовать сила из астрального мира. А от воздействия этих сил астрального мира в эфирном человеке возникают формирующие силы, подводящие


 

 

соответствующие чувства к своей задаче. Можно также сказать, что астральный мир взаимодействует непо- средственно с эфирным человеком в чувствах жизни, собственного движения и равновесия; в чувствах обо- няния, вкуса, зрения, тепла и слуха астральный мир действует так, что для формирования органов чувств принимается во внимание астральный человек. – Со- всем иначе обстоит дело в отношении чувств речи и понятия. Здесь необходимо более непосредственное взаимодействие между внешним миром и астральным человеком, чем в названных ранее пяти чувствах. Это непосредственное взаимодействие приближается уже к такому, которое имеет место между Я-человеком и восприятиями чувств и физически проявляется в выра- жении лица и в физиономии. И поэтому эта область чувств может формироваться только при вступлении человека в контакт с внешним миром, то есть после рождения, в то время как формирующие силы других чувств, по-существу, приводятся в мир уже с рождени- ем. Мы вправе сказать: в то время как силы для по- строения чувств жизни, собственного движения и рав- новесия скрыты глубоко позади мира чувств, силы для чувств речи и понятия располагаются непосредственно за миром чувств. В таком случае силы, служащие для построения чувств обоняния, вкуса, зрения, тепла и слуха, находятся между ними. Это соотношение стано- вится наглядным внешне благодаря тому, как антропо- логия может описывать органы чувств, обнаруживаю- щие себя в чувственном мире, то есть в физическом человеке. Для трёх первых чувств по существу нельзя описать отчётливо выраженные органы чувств. Только у чувства равновесия намёк на такой орган выступает в полукружных ушных каналах. Причина этого заключе-


 

 

на в том, что соответствующие формирующие силы чувств служат общему построению физического чело- века, и воспринимается этот физический человек тоже в соответствующих областях чувств. Чувствам обоня- ния, вкуса, зрения, тепла и слуха служат особые орга- ны, встроенные в общее построение физического чело- века, потому что в их построении с высокой степенью активности соучаствуют именно силы внешнего мира. Для чувств речи и понятия по существу таких особых органов больше не существует, потому что эти чувства уже приближаются к тем областям, где физический че- ловек склоняется к душевному.

Как было выявлено, «Я» с одной стороны и чувство осязания с другой стороны не причислены больше к области чувств. Однако, они до некоторой степени об- разуют обе границы жизни чувств. «Я» усваивает вос- приятия чувств и преобразует их впечатления в душев- ные переживания. Как таковые они являются целиком внутренними и перестают принадлежать жизни чувств. Для чувства осязания объекты остаются целиком внешними. Переживаемое в них благодаря чувству ося- зания в сущности является внутренним переживанием, относимым благодаря скрытому суждению к внешнему миру. А эти внутренние переживания принадлежат об- ластям чувств жизни, собственного движения и равно- весия. Ясно, что внешний мир, обнаруживаемый чело- веком с помощью осязания, вначале в определённом смысле можно назвать всецело внешним миром, пото- му что для его восприятия не нужно встраивать в чело- века никакого особого чувства. Между этим внешним миром и человеческим «Я» лежат области, из которых четырёхчленный человек развивает себя наружу.


 

 

А теперь разница между этими областями чувств вынуждает находить внутри этих областей ещё боль- шее различие. В области чувств жизни, собственного движения и равновесия обнаруживаются формообра- зующие силы эфирного человека, изживающие себя в физическом человеке. Астральный человек не прини- мается ими во внимание. Следовательно, в них имеют дело с силами, так работающими во внутренней телес- ности, как если бы астральный человек для них тут в некотором отношении не существовал. Таким образом, они для своей деятельности спускаются в такие скры- тые глубины человеческого бытия, что избегают аст- рального человека. В области следующих пяти чувств обнаруживаются формообразующие силы, принимаю- щие в расчёт астрального человека. В чувствах речи и понятия проявляются силы, уже совсем близкие тому, что обнаруживается посредством чувств. Сообразно с этим необходимо различать: мир чувств, обнаружи- вающийся в Я-человеке и тем самым формирующий осознанную жизнь; непосредственно за этим миром чувств – скрытый эфирный мир, формирующий аст- рального человека; в этом эфирном мире снова скрыва- ется астральный мир, так формирующий эфирного че- ловека, что он развивает формирующие силы физиче- ского человека; однако за этим астральным миром должен предполагаться ещё другой. Ибо как было по- казано


 

 

3.

Фрагмент, на обороте листа записки архивный № NZ 226. – Возможно принадлежит к гл. III (см. с. 37, строка 20 и далее).

 

Вещество внешнего мира следует рассматривать, как оно предлагает себя чувству осязания. В этой форме чувственное переживание человека отходит от него. Следовательно, тут оно не имеет в себе ничего, что может проникать во внутреннее человека. Здесь веще- ство предлагает только свою внешнюю сторону.

 

4.

Фрагмент. – Вероятно принадлежит гл. IV (см. с. 52).

 

Но как же теперь то, что ощутимо воспринимается жизненными органами, относится к «эфирному телу», охарактеризованному именно как чувственно не вос- принимаемое. Непредвзятое размышление по этому поводу должно выявить следующее. Невоспринимае- мые откровения «эфирного тела» сперва сами должны порождаться в такой форме, что они становятся не только переживаемыми «астральной жизнью», но и чувственно воспринимаемыми «Я-человеком».

 

5.

Две страницы. – Возможно принадлежат к предварительному этапу гл. IV.

 

Чувство слуха и чувство тепла больше свидетельству- ют о своей взаимной принадлежности процессам дыха- ния и согревания, чем процессам сохранения и роста; зато можно признать единство последних как процес-


 

 

сов, которые скорее эмоционально проявляются внут- ренними чувствами во внутреннем тела, их единство с чувствами движения и равновесия. Жизненные процес- сы роста и сохранения больше воздействуют в направ- лении внутренних чувств, а процессы согревания и ды- хания больше воздействуют на те чувства, благодаря которым человек открывает врата своей жизни наружу. Вследствие этого внешние чувства получают усиление через жизненные процессы в одном направлении, внутренние чувства получают то же самое в противо- положном направлении. Этот факт может стать на- глядным благодаря изображению. Представьте себе окружность сферы чувств в виде шара, с поверхности которого действуют переживания чувств. Чтобы пра- вильно оценить противоположность воздействий внешних и внутренних чувств, представьте себе, что в одном месте шара есть сморщивание внутрь, и подоб- ным же образом могут быть символизированы области внутренних чувств во внутреннем шара. Если же с по- мощью этого шара хотят кроме того наглядно показать усиливающие воздействия жизненных процессов на переживания чувств в одном и в другом направлении, то должны представить себе этот шар растянутым в двух противоположных направлениях. В таком случае на одном конце действуют жизненные процессы, свя- занные с такими внутренними переживаниями, как ды- хание и согревание, устанавливающими связь жизнен- ного процесса с внешним миром; в другом направле- нии действуют жизненные процессы, обнаруживаю- щиеся в таких внутренних переживаниях, как выделе- ние, сохранение и рост. Таким образом, говоря конечно символически, можно сказать, что человеческому телу силами, проявляющимися в его органах чувств, прида-


 

 

ётся шарообразное устройство. Это устройство благо- даря жизненным органам вытягивается в длину. – Так существуют благодаря этому два возникающих на- правления различной жизненной ценности. На одной стороне, где проявляются дыхание, согревание и пита- ние, жизнь, чтобы обновиться открывается наружу; с выделением и процессом сохранения она продвигает свои процессы внутрь собственного тела. Благодаря этому в известной степени она возобновляется в себе самой. Дальнейшие процессы показывают затем, что с ростом и порождением дано нечто такое, что благодаря своей особенности лишено непосредственного жиз- ненного возрождения. Силы, действующие обновляю- ще на жизнь в дыхании и согревании, уже не поступа- ют к тому, что дано с ростом и порождением. Во внут- реннем тела возникают – или точнее, протекают непре- рывно изнутри наружу – готовые образования, обре- чённые на умирание. (В животном царстве видно, как эти образования лишаются своей жизненности и вы- талкиваются, например у низших животных через сбрасывание кожи. У человека также существует такое непрерывное выталкивание, даже если это менее за- метно. Достаточно понаблюдать, как на пальцах вы- талкиваются изнутри ногти и на своём конце переходят в отмирающую часть.) Обозначенные выше символи- чески обе стороны жизни представляются, таким обра- зом, в виде противоречия возрождения и уничтожения жизни.


 

 

6.

Фрагмент. – Возможно принадлежит к гл. V, см. с. 54.

 

впечатления некоего вожделения, которому позволяют в себе действовать. Более того, даже находятся под впечатлением того, чт о предшествует внутри человека некоему восприятию, чтобы получать это восприятие.

«Я-человек» существует, поскольку он образует себе внутренние переживания по восприятиям чувств, когда приходят эти восприятия, когда он, например, вслуши- вается в звук; процессы во внутреннем

 

7.

3 страницы. – Предварительный этап к гл. VI. Два первых предложения почти дословно совпадают с теми, которые нахо- дятся в начале главы VI более позднего варианта, см. с.60.

 

В переживании «Я» нет ничего, возбуждённого чувст- венным процессом. Напротив, «Я» в своё собственное переживание принимает результаты чувственных про- цессов и из них строит себе структуру своего внутрен- него – собственного «Я-человека». Таким образом во внутреннем этого «Я-человека» находятся силовые на- правления, встречающиеся следующим образом. «Я» изживает свою сущность до известной степени всесто- ронне; с разных сторон его самопереживание встречает силы, наталкивающиеся на него из разных направле- ний и по-разному проявляющие себя в зависимости от своеобразия переживаний чувств. В так называемом чувстве осязания переживание таково, что его содер- жание остаётся всецело заключённым во внутреннем, и только по этому внутреннему переживанию судят о


 

 

том, что происходит навстречу снаружи. Отсюда «Я» чувствует себя вправе предполагать в осязаемых объ- ектах нечто по сути дела такое же, как само «Я», с той лишь разницей, что действительность, разыгрываю- щаяся во внутреннем как переживание осязания, дей- ствует снаружи в противоположном направлении. Это суждение более или менее осознанное, а в большинст- ве случаев как всецело неосознанное суждение, в са- мом деле лежит в основе всех восприятий осязания.

«Я» переживает само себя на обратный манер. Для по- лучения восприятия осязания «Я» должно развить своё переживание наружу, но благодаря соприкосновению с объектом вынуждено затормозить, а затем возвратить- ся в само себя. Я-переживание существует только то- гда, когда беспрепятственно может разворачиваться всеобщность внутренних переживаний, и когда оно на- полняется только своей собственной реальностью. Пе- реживания других чувств лежат посредине между эти- ми обеими крайностями. В чувстве понятия процесс переживания «Я» заторможен снаружи в самой незна- чительной степени. Этот процесс переживания таков, что он настраивается на уменьшение относительно Я- переживания. Он уменьшился в своём изобилии. Он поделился своей собственной силой. И можно признать следующее. В восприятии понятия «Я» отдаёт от сво- его содержания; это происходит потому, что оно чув- ствует, как навстречу идёт некая сила. «Я» словно бы позволяет самому себе втекать в поток идущей на- встречу силы. Если бы имело место только это вытека- ние Я-переживания, то «Я» почувствовало бы себя в своём переживании лишь обеднённым. Однако идущий навстречу силовой поток является реальностью и по- этому взаимодействует с вытекающим. Результатом их


 

 

взаимодействия является переживание понятия. А те- перь представьте оба силовых потока как бы текущими в одном направлении, но один существует уже с дав- них пор, когда другой присоединяется к нему. Затем второй изменяет первый, и это изменение таково, что оно обосновано сутью второго. Благодаря этому образу можно наглядно представить себе восприятие понятия. Оба потока хотят представлять Я-переживания. Более давний поток течёт в переживаниях понятий. Присое- динившийся позже – в собственном человеческом Я- переживании. В процессе слияния получается измене- ние давнего Я-переживания. Это изменение как факт обоих Я-переживаний располагается около них как третье. Если теперь в этом изменении видят орган вос- приятия понятия, то значение символа дано. Два Я- переживания взаимодействуют; новое является причи- ной органа восприятия в давнем, и в зависимости от изменения, которое претерпело давнее, новому откры- вается столкновение с давним. – Для чувства речи мо- жет быть использован этот же образ, только необходи- мо представить себе, что тут новое Я-переживание на- ходит себя противопоставленным гораздо большему изменению давнего по сравнению с его изначальной особенностью, так что новое Я-переживание пережива- ет изменение притекающего к нему давнего Я- переживания в значительной мере. Ещё в большей сте- пени это происходит у чувства слуха. Для него давнее Я-переживание уже сильно отступает за изменение, ко- торое оно испытывает при ударе. У чувства тепла дело обстоит уже так, что давнее Я-переживание испытыва- ет такое изменение, что природа этого изменения су- щественно уравнивается с природой самогу нового Я- переживания. В таком случае в новом переживании


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: