Предисловие ответственного редактора 8 страница


 

 

понятия удар ощущается так, как если бы в вызывае- мом изменении находилось нечто такое, что как им- пульс уже присутствует в новом переживании. Тепло, приходящее снаружи, ощущают, когда оно в собствен- ные Я-переживания вливается так, что оказывается аналогичным внутренним переживаниям тепла. У чув- ства зрения это происходит по-другому. Тут образ обо- их течений должен быть выбран так, что течение, представляющее собой новое Я-переживание, само претерпевает изменение, которое располагается около изменения давнего Я-переживания. Теперь, после столкновения, друг на друга действуют не сами Я- переживания, а их обоюдные изменения. Новое Я- переживание посылает своё собственное изменение на- встречу изменению давнего. И если изменение давнего Я-переживания так же сильно, как и изменение нового, то первое позволяет вливаться в последнее кое-чему от своей сущности и наоборот. И наступает факт некоего равновесия давнего Я-переживания с новым Я- переживанием. Так можно наглядно представить себе взаимодействие человека с внешним миром при пере- живании чувства зрения. Чувство вкуса в таком случае имеет место, когда изменение нового Я-переживания сильнее обнаруживается изменением давнего, благода- ря чему наступает факт, который выглядит как сопро- тивление изменения нового Я-переживания давнему Я- переживанию. Вытекает до некоторой степени только часть нового Я-переживания, другая же часть снова возвращается в новое «Я». Ещё сильнее оказывается сила нового Я-переживания у чувства обоняния. И сильнее всего она наступает у так называемого чувства осязания. Тут она целиком сохраняет своё своеобразие по отношению к давнему Я-переживанию и при сопри-


 

 

косновении отклоняет его, чтобы всё, содержащееся в себе, пережить в самой себе. При осязании собственное

«Я» человека посылает свои силы, чтобы не допустить их изменения при соприкосновении с внешним миром, а пережить их, снова отражая в противоположном на- правлении. Поэтому можно также сказать: при осяза- нии поток Я-переживания течёт наружу, ничего не от- давая от себя во внешний мир, а в направлении снару- жи внутрь – снова переживая своё полное содержание. В чувстве обоняния Я-переживание устремляется на- ружу, теряет часть своего содержания, а оставшуюся часть переживает в таком изменении, которое ему на- печатлено снаружи. «Я», будучи переживанием обоня- ния, предоставило собственное содержание при преоб- разовании снаружи. При переживании вкуса «Я» должно отдать больше от своего содержания, поэтому тут преобразование собственной сущности пережива- ется даже сильнее, чем при переживании обоняния. При переживании зрения «Я» сколько содержит, столько же примерно передаёт. При переживании теп- ла давнее Я-переживание оказывается сильнее; новое

«Я» должно передать больше, чем оно содержит. Оно переживает другой род преобразования, вызванный в нём не снаружи, а достигнутый им самим изнутри на- ружу. Тогда становится понятным, как в чувстве слуха преобразование происходит в направлении изнутри на- ружу. Звук уже не живёт в том же мире, в который должны быть перенесены причины чувств вкуса и обо- няния. Звук развивается изнутри наружу. Ещё в боль- шей степени это происходит у чувства речи, а в наи- высшей степени – у чувства понятия.


 

 

8.

Фрагмент, на обратной стороне записей на листе, архивный но- мер NZ 63, который воспроизведён на с. 174. – Вероятно, при- надлежит к гл. VI, см. с. 62.

 

несут в себе часть внешнего мира. Однако, этот внеш- ний мир несёт в себе отпечаток «Я».

Если теперь рассмотреть переживания чувства рав- новесия, то они представятся как процессы, которые не извне проявляются в первом «Я», а изнутри, когда они, впрочем, приведены в соответствие с тремя направле- ниями пространства. Ещё яснее это обнаруживается при переживаниях чувства собственного движения. В нём внутренние процессы переживают, как внешнее. У чувства жизни внутрь проявляется нечто подобное то- му, что у чувства осязания наружу. Чем являются чув- ственные переживания, проявленные чувством жизни; соответствующие им образные ощущения однако про- никают в человека не снаружи, а поднимаются изнут- ри. В чувственном переживании присутствует «Я»; но тут «Я» выступает во взаимодействии с одним лишь внутренним так, как в другом чувстве оно вступает в отношение с внешним миром.

 

9.

Фрагмент. – Принадлежит гл. VII, см. с. 64 и далее

 

У чувства слуха построение его органа в индивидуаль- ной жизни по существу обнаруживается уже не так, как у чувств понятия и речи. Хотя в построения этих обоих чувственных устройств, а также Я-организма, не может быть вложено непосредственно видимое восприятие,


 

 

небольшое размышление всё-таки показывает, как осуществляется работа при этом построении. Это воз- никает из сил, которые, преобразовав вещества, обна- руживающиеся как Я-переживания, проявляются в аст- ральном теле человека. В Я-организме в известной сте- пени налицо само преобразованное «Я». В организме понятия – преобразованное понятие, в организме звука

– преобразованный звук. Так как Я-переживание не убегает сверху вниз в бесконечность, а задерживается движущимися навстречу силами, то оно, так сказать, отражается в само себя. Когда понятие, после того как оно пережито, не исчезает бесследно, а удерживается во внутреннем человека, тогда из этого понятия возни- кает нечто, способствующее пониманию нового поня- тия. То же самое имеет место у чувства звука. Итак, в изначальном Я-переживании можно видеть стремящее- ся сверху вниз. В Я-организме, в органе понятия и ор- гане звука – такие Я-переживания, которые благодаря силам, направленным снизу вверх, отражают сами в себя переживания, лежащие в «Я», в понятии и в звуке; они ведут к застою. Само собой разумеется, орган по- нятия никаким понятием не является. Но он является переживанием понятия, приведённым в себе к застою.

– Однако ясно, что данным здесь описанием не может подразумеваться построение какого-либо органа в ре- альном физическом человеке. Исключением является только сам Я-организм, который, поскольку он отбра- сывает в себя и доводит до восприятия совершенно бедное в себе самом Я-переживание, ничем другим не пользуется, кроме силы, подобной самому «Я», только противоположно направленной. Органом понятия, ко- торый есть как бы только перевёрнутое переживание понятия, можно передавать только переживания поня-


 

 

тия, не основанные на мире, подступающем к людям в пространстве и времени. И чувство звука, построенное только охарактеризованным способом, не может отно- ситься к услышанному звуку, а только к чисто душев- ному пониманию нечувственных процессов, следова- тельно только к аналогу обычного чувства звука. – Можно ли теперь подобным образом представить себе устройство для органа слуха, осуществлённое через за- стой двух силовых направлений? Тогда надо принять, что позади тона скрыто нечто, что избегает самого пе- реживания тона. Представьте себе Я-переживание, как оно преобразовано в переживании тона, встречающее- ся с противодействующей силой, которую оно не вос- принимает так, как орган слуха тон, но которую отра- жает в противоположном направлении. Изначальный силовой поток и отражающий оформляются в таком случае в одно образование застоя.

 

10.

Фрагмент. – Как и № 9 принадлежит гл. VII.

 

Построение чувства слуха избегает сферы личной жиз- ни человека. Это чувство дано человеку с его рождени- ем. Органы Я-восприятия, чувства понятия и чувства звука предполагают наличие органа слуха. Подобное имеет место для чувств тепла, зрения, вкуса, обоняния, равновесия и собственного движения. Органы этих чувств должны уже существовать, когда в них следует укореняться органам организмов звука, понятия и «Я». Теперь представьте себе в образе данное в чувстве слу- ха преобразованное Я-переживание проходящим в од- ном направлении так, как представлено первоначаль-


 

 

ное проходящее сверху вниз Я-переживание, тогда для существования переживания слуха необходимо пред- положить орган, построенный из противоположного направления. Подобное имеет место для других чувств.

– При рассмотрении чувства слуха оказывается, что в его переживаниях необходимо признать нечто, форми- рующееся непосредственно во взаимосвязи человека с внешним миром. Тон как таковой не может быть пере- мещён во внешнее пространство, но его можно объяс- нить чем-то, что возникает благодаря чувству слуха через внешний процесс, не являющийся тоном. Это ве- дёт к деятельности, охарактеризованной в предыдущем изложении в качестве порождения. Для чувства тепла дело обстоит иначе. Тут передача внешнего теплового процесса происходит непосредственно в человека. Внешний процесс продолжается во внутреннем пере- живании. Это более чем просто образное высказыва- ние, когда говорят, что переживание тепла есть внеш- ний процесс, воспроизведённый во внутреннем. Но это переживание тепла приводит к охарактеризованному выше процессу роста. – У чувства зрения восприятие перемещается наружу. В переживаниях слуха и в пе- реживаниях тепла чувствуют себя погружающимися внутрь; в переживаниях зрения противопоставляют се- бя пережитому. Во время слушания тон воспринимает- ся как пережитый внутренне, а сам человек ощущает себя его носителем. В процессе зрения цвет переносит- ся наружу и перекладывается на внешнего носителя. Орган, противопоставляющий себя переживанию зре- ния, эмоционально с переживанием зрения не связан;


 

 

11.

 

Фрагмент. – Относится к гл. VIII, см. с. 79, строка 19 и далее; следующий за первым абзац данного фрагмента см. с. 77, строка 26 и далее.

 

называется, причём снова для этого названия не следу- ет подразумевать ничего другого, кроме данного здесь. В смысле вышеприведённого образа теперь можно сказать, что человек своим формированием, поскольку оно проявляется в направлении «справа-налево» и

«слева-направо», указывает на астральный мир и низ- ший духовный мир. Каждый чувственный орган для чувств слуха, тепла, зрения, вкуса и обоняния обнару- живает в своей форме, что симметричное формирова- ние человека своим происхождением обязано взаим- ному проникновению астрального и низшего духовно- го миров. В формировании человеческого тела слева направо – относительно направления человека вперёд – следует представлять низший духовный мир; он дейст- вует слева направо, сдвигая эфирное тело, в которое вдвигается астральное тело, и достигая с помощью подпора создания человеческой формы. В формирова- нии справа налево следует представлять эфирное тело, устремляющимся справа налево, в которое перемеща- ется астральное тело. – Результатом этого проникнове- ния астрального и эфирного тел следует рассматривать все симметрично сформированные органы чувств.


 

 


 

 

Фрагмент.


12.


 

Однако, чтобы эти органы чувств могли реально при- сутствовать во внешнем мире, их ещё необходимо за- полнить веществом, которое в чувстве обоняния пере- живает своё самовосприятие. То, как они были охарак- теризованы до сих пор, они предстают призраками, ко- торым для внешней реальности не хватает наполнения. Как можно объяснить это наполнение веществом?

 


 

 

Фрагмент.


13.


 

Так каждым из переживаний чувств слуха, речи и по- нятия указано на что-то во внешнем мире, что не под- даётся этому переживанию. Исходящее Я-переживание словно пересиливает его. Поэтому само оно не может быть преобразовано в Я-переживание. Но всё-таки оно сможет проникнуть в человека, если дана возможность воздействовать на другой член человеческой природы, как на Я-переживание. В определённом отношении пе- реживания астрального человека слабее, чем пережи- вания Я-человека.

 

14.

Фрагмент. – Вероятно относится к гл. VIII, см. с. 77 и след.

 

Другое рассмотрение может продолжить движение в этом направлении. Если рассмотреть размещение чувств человеческого тела и тех жизненных процессов, то оказывается, что последние воздействуют на первые


 

 

до известной степени как предписание. Для самих чув- ственных процессов даже выявляется, что выступает единый порядок в отношении того, что в чувствах по- нятия и речи существуют внутренние переживания, как и в чувствах слуха, тепла, зрения, вкуса и обоняния. В чувствах равновесия, собственного движения и жизни опять-таки имеют место внутренние переживания, од- нако они даны более телесным образом, чем в чувствах понятия и речи, которые являются переживаниями ду- шевного рода. Итак, в пределах самой жизни чувств налицо противоположность внешнего и внутреннего для человеческого тела. Через жизненные процессы вступает ещё некий иной порядок. Эти жизненные процессы прежде всего невозможно привести в связь с чувством понятия и с чувством жизни. Зато можно ска- зать, что до некоторой степени в расположении

 

15.

Три фрагмента. – Два фрагмента являются вариантами, третий примыкает ко второму. Вероятно относятся к гл. IX, см. с. 85 и след.

 

В чувстве жизни до определённой степени проявляется охарактеризованное выше внутреннее осуществление Я-переживаний. Теперь допустим некое нарастание сверх этой степени. Тогда силы астрального тела в сво- ём собственном внутреннем повернулись бы и дейст- вовали бы в самих себе в противоположном направле- нии. Чувство жизни излилось бы до некоторой степени наружу. Если бы это имело место, то в человеке про- явились бы силы, действующие изнутри наружу, кото- рые были бы откровением того же рода, как они в


 

 

В чувстве жизни проявляется охарактеризованное вы- ше осуществление процесса Я-переживания до опреде- лённого предела. Теперь допустим, что имеет место некое возрастание сверх этого предела. Тогда ощуще- ния образа чувства жизни не только протискиваются в процесс Я-переживания и он сам их воспринимает, но они подходят к самим себе. То есть, имеет место то, что можно назвать жизнью понятия, хотя живой орга- низм и не является носителем этой жизни. Что же надо добавить к обычной понятийной жизни человека, что- бы могло существовать такое самостоятельное бытие понятия? Мера добавляемого может оказаться в сле- дующем роде: орган понятия обнаружился как

 

16.

Пять страниц и одна страница с одним вариантом; фрагмент № 17 содержит следующий вариант. – Предварительная ступень, относящаяся к главам VIII – X.

 

Представьте себе первый зачаток человека со всеми силами, которые он внутренне может иметь в физиче- ском мире, охваченный снизу до верху одной силой, происходящей непосредственно из высшего духовного мира, силой, которая, действуя в одиночестве, породи- ла бы человека, лишь поскольку он является носителем

«Я». Прежде чем этот устроенный так человек может вообще возникнуть, эту силу должны захватить другие силы, действующие сзади вперёд (в действительности это означает только, что они заставляют первую дейст- вовать дальше, лишь отклоняя её в правый угол), и происходящие непосредственно из низшего духовного мира. Эти силы заключены в содержаниях чувств жиз-


 

 

ни, собственного движения и равновесия. Если даже содержания этих чувств и различны, то общим для ка- ждого из них является использование их нашим «Я» для переживания собственного тела в физическом ми- ре. Итак, они не предполагают ничего другого, кроме собственной телесности, когда её нужно пережить. В физическом мире они должны быть переживаемы в собственной телесности. Таким образом, тут они дей- ствуют через собственную телесность. Переживание чувств понятия, звука и тона буквально противопо- ложны им. Воспринимаются переживания понятия, звука и тона так, что в них не может участвовать соб- ственное тело. Отличительным свойством этих пере- живаний является их независимость от собственной те- лесности. Следовательно, «Я» должно переживать в них нечто, что оно способно включать в себя без заим- ствования этого из телесности. Одновременно это «не- что» должно быть независимо от органов, передающих эти переживания. А точнее, должно быть независимо подобно тому, как независимо само «Я». Итак, в поня- тии, в звуке и в тоне есть нечто, присоединяющееся в физическом мире к собственной телесности, как к этой телесности присоединяется само «Я». Таким образом, в физической телесности человека должны проявиться зачатки органов, которые вначале даже не имеют своей предпосылкой эту телесность. Эти зачатки органов представляют собой в таком случае особый организм, который внутри физического мира соприкасается с со- держанием чувств равновесия, собственного движения и жизни, сначала не вступая в отношение с другими органами. Стало быть, содержания этих чувств должны действовать так, чтобы в уже существующем организ- ме создать наполненные жизнью органы. Следователь-


 

 

но, они являются силами, обнаруживающими в физи- ческом мире свойство низшего духовного мира подоб- но самому «Я», обнаруживающему свойство высшего духовного мира. Содержания этих чувств должны так же непосредственно излучаться в физический мир, как излучается в него «Я». Если эти силы действуют таким образом на физического человека, поскольку он явля- ется носителем «Я», то они разделят этого физического человека на два физических сущностных члена, из ко- торых один существует в жизненных зачатках, присту- пающих в дальнейшем к формированию физических жизненных органов; а другой эти жизненные зачатки будет формировать так, чтобы они могли стать носите- лями переживаний в «Я», происходящих из низшего духовного мира так, как само «Я» происходит из выс- шего. Но такими переживаниями являются пережива- ния понятия, звука и тона, непосредственно родствен- ные сущностному характеру «Я». Если теперь содер- жания чувств жизни, собственного движения и равно- весия представить себе силами, которые, исходя из низшего духовного мира, захватывают в направлении сзади-вперёд изначальный зачаток физического тела как Я-носителя и этому зачатку напечатлевают свою собственную сущность, то они должны были бы этому физическому телу вчеканить органы, благодаря кото- рым «Я» получает переживания, соединяющие его с низшим духовным миром подобно тому, как благодаря самому себе оно соединено с высшим духовным ми- ром. Тон, звук и понятие по своему содержанию явля- ются такими же непосредственными откровениями низшего духовного мира, как Я – откровением высшего духовного мира.


 

 

Если же далее представим первоначальный Я- зачаток физического человека не покоящимся в себе, а устремляющимся снизу вверх, то этот Я-зачаток через содержание, заложенное в чувствах жизни, равновесия и собственного движения, развился бы дальше к пере- живаниям тона, звука и понятия вследствие того, что содержания чувств жизни, собственного движения и равновесия захватили бы его и пронизали в направле- нии сзади-вперёд. – Допустим, этот преобразованный таким образом физический зачаток человека теперь был бы захвачен справа налево содержаниями чувств зрения, вкуса и обоняния, тепла и слуха, тогда эти со- держания чувств не могли бы, разумеется, действовать на него, если бы не существовали соответствующие за- чатки чувств. А само вещество ударялось бы до неко- торой степени об этот зачаток; вследствие этого в за- чатках органов, иначе развившихся бы благодаря со- держанию чувств равновесия, собственного движения и жизни в органы понятия, звука и тона, этот зачаток преобразовался бы в такие органы, которые сами в себе переживали бы внешнее воздействие вещества. В фи- зическом мире это возможно только при наличии жиз- ненных органов. Теперь ясно, что только посредством уже имеющихся жизненных органов возможны про- цессы дыхания, согревания и питания. Выделение, со- хранение, рост и порождение, напротив, являются та- кими процессами, которые в физическом мире вызы- вают Я-переживания, не зависящие от внешних про- цессов этого физического мира. Поскольку в чувствах жизни, собственного движения и равновесия проявля- ются именно такие процессы, то они предполагают на- личие только внутренних жизненных органов. Итак, существуют жизненные органы, присоединяющиеся к


 

 

«Я» без внешнего влияния вещества, как присоединя- ются к нему, исходя из физического мира, понятие, звук и тон. А вот для переживаний чувства тепла, зре- ния и вкуса должно существовать внешнее вещество, от которого «Я» отделяет своё переживание. Таким об- разом, существуют жизненные процессы, ощущаемые только внутренне; и переживания тепла, зрения и вкуса включены в «Я» как ощущения, отделённые от внеш- него вещества. Теперь предположим, что «Я» как жи- вущее в физическом мире родственно астральному ми- ру так, как благодаря самому себе оно родственно высшему духовному миру, а благодаря понятию, звуку и тону родственно низшему духовному миру. Это воз- можно только при наличии в нём самом жизненных процессов, воспламеняющихся другими жизненными процессами так, чтобы внутреннее благодаря этому было возбуждено соответствующим внешним жизнен- ным процессом. Однако, в таком случае в порождении, росте, сохранении и выделении следует видеть такие жизненные процессы, которые могут быть возбуждае- мы и снаружи, а в дыхании, согревании и питании – та- кие, которые могут быть возбуждаемы и изнутри. Только одновременно необходимо предположить, что к внутренним дыханию, согреванию и питанию добавле- ны процессы, возбуждающие из внешнего мира непо- средственные процессы внутри «Я», которые прямо к

«Я» присоединяются тоном, звуком и понятием. То есть: из астрального мира в Я-зачаток должны были бы приходить воздействия, отделяющие одни жизненные процессы от других жизненных процессов в том же смысле, в каком само «Я» отделяет от себя тон, звук и понятие, впрочем даже Я-восприятие. Когда внутрен- ние дыхание, согревание и питание возбуждаются че-


 

 

рез «Я», которое непосредственно из внешнего мира принимает то, что это «Я», живущее в физическом ми- ре, отделяет в переживаниях вкуса, зрения и тепла, то- гда такое «Я» могло бы действовать в указанном смыс- ле. Таким образом, физический человек должен бы из астрального мира встретить некое «Я», которое благо- даря своей сущности не является находящимся за пре- делами переживаний вкуса, зрения и тепла и только использующим органы для их восприятия, но по самой своей сути существует внутри этих переживаний. Пе- реживания вкуса, зрения и тепла следует представлять себе не мертвенно-материальными, а одушевлёнными тем «Я», которое родственно высшему и низшему ду- ховным мирам. Тогда такое «Я» могло бы дать своей внутренней жизни воздействовать на физический зача- ток человека, а переживания вкуса, зрения и тепла мог- ли бы изнутри пронизывать этот физический зачаток. Тогда, если бы содержание этих чувственных пережи- ваний пронизали для «Я» физический зачаток, они в таких зачатках органов, которые вызывают жизненные процессы для чувств равновесия, собственного движе- ния и жизни, могли бы вызвать преобразование, кото- рое превратило бы эти зачатки органов в органы поро- ждения, роста, сохранения и выделения. Так, если бы

«Я» до определённого момента было бы внешним по отношению к физическому зачатку человека, то можно было бы, начиная с этого момента, зачаткам органов, готовящимся стать органами дыхания, согревания и питания, дать импульс для органов, являющихся орга- нами выделения, сохранения, роста и порождения. Ес- ли же «Я», излучающее из астрального мира в физиче- ский переживания вкуса, зрения и тепла, предположить не покоящимся в себе, а устремляющимся в направле-


 

 

нии слева направо, то возникли бы жизненные органы, развившиеся направо как органы дыхания, согревания и питания, а налево – как органы выделения, сохране- ния, роста и порождения. Так как теперь в таких орга- нах, как указанные, присутствует полное жизни «Я», то оно принимает процессы этих органов не пассивно, а живёт в своих процессах; эти процессы одновременно являются Я-переживаниями. В органах питания про- никновение вещества слева соответствовало бы сохра- нению справа, нагревание слева – росту справа, дыха- ние слева – порождению, которое в данном случае бы- ло бы выдыханием, справа. Выделение поддерживало бы в равновесии вещество обеих сторон. – Когда пита- ние, согревание и дыхание действуют справа, будут иметь место обратные процессы; здесь сохранение, рост и порождение разворачиваются слева направо. – Теперь уже ясно, что в физическом мире свободно па- рящие переживания вкуса, зрения и тепла не могут су- ществовать, как ясно и то, что существует вещество, которое может служить не только дыханию, согрева- нию и питанию, но которое может быть пережито од- ним «Я» лишь благодаря прикосновению – а именно в чисто душевных переживаниях. Это случается, когда само вещество возникает как ощущение образа и с ощущением образа связаны желание и импульс движе- ния. Таким образом вещество может выступать для чувства обоняния. Если же вещество, извне ударяющее в зачаток физического человека, во внутреннем проти- востояло желанию и импульсу движения, то ощущение образа может означать лишь его удар в зачаток физи- ческого человека; если, кроме того, ощущение образа через желание возбуждает внутренний импульс движе- ния, то орган дыхания, едва начинающий формиро-


 

 

ваться, может быть как задержан в своём формирова- нии, так и выведен за пределы своих собственных формирующих сил. Если импульс движения действует сильнее, чем желание, то это ведёт дальше к внешнему органу дыхания; если сильнее действует желание; … [Пропуск из-за вычёркивания двух строк]… если им- пульсы желания и движения действуют одинаково, то ощущение образа, испытывающее это на своих грани- цах через удар вещества, противопоставляется снизу вверх своему первоначальному зачатку. Но теперь «Я», происходящее из астрального мира, уже не действует снизу вверх, потому что для него существенно дейст- вовать на человека только в направлении горизонталь- ной плоскости. Тогда для воздействия вверх следовало бы учитывать только активную силу, вначале дейст- вующую сверху вниз из высшего духовного мира, и те сформированные прежде зачатки чувств и жизненные органы, не захваченные во время движения справа на- лево и слева направо, потому что они благодаря своему положению, приобретённому до воздействия астраль- ного «Я», не могли испытать в том направлении ника- ких влияний этого «Я», приведших бы их к своему за- вершению. Такое возможно только у охваченных фор- мированием органов тона, звука и понятия, не завер- шённых во время движения сзади-вперёд, потому что сила, действующая сверху вниз, задержала завершение, которого надо было достичь благодаря силам, дейст- вующим сзади-вперёд. Положим, что в указанном тут движении теперь были бы действенны только содер- жания чувств равновесия, собственного движения и жизни, тогда взаимодействия могли бы произойти лишь между действующим вверх зачатком физическо- го человека и самим «Я», родственным высшему ду-


 

 

ховному миру, действующим сверху вниз, а далее – между теми зачатками чувств и «Я», родственным низшему духовному миру и действующим спереди на- зад. Последнее «Я» со своей стороны снова могло бы вступить во взаимодействие с тем, что может быть са- мопереживанием «Я» в чувствах равновесия, собствен- ного движения и жизни. Так как внутренние органы теперь уже существуют в физическом зачатке челове- ка, то

 

 

Вариант, который вслед за словами «…испытывающее это на своих границах…», с. 159, строка 8, продолжается в другой ре- дакции:

 

противопоставляется снизу вверх своему изначальному направлению. Тогда для дальнейших процессов во внимание принимаются силы «Я», родственного выс- шему и низшему духовным мирам и астральному миру. И кроме того, те процессы чувств слуха, звука и поня- тия, охваченные формированием и не достигшие сво- его завершения, которые до сих пор сопротивлялись воздействию астрального «Я», действующего в гори- зонтальной плоскости. Итак, последние подвергаются теперь только этому воздействию. Ныне их дальней- шее развитие благодаря внутренним жизненным про- цессам, подверженным воздействию ощущения образа, желания и импульса движения астрального «Я», могло бы происходить двояко: либо окончание развития при завершённом движении достигло бы предела своей возможности, либо оно было бы задержано перед пре- делом своей возможности. Первое произошло бы в том случае, если бы было исчерпано воздействие «Я», род-


 

 

ственного астральному миру, на зачаток физического человека в тот момент, когда прекращается движение спереди назад. Второе наступило бы, если бы воздей- ствие того «Я» ещё продолжало действовать даже по- сле прекращения движения. Первый случай наступает для органа слуха, у которого ощущение образа этого

«Я» доводит формирование до завершения; второй случай осуществляется у чувств звука и понятия, кото- рые не доводятся до поверхности физического зачатка человека, а задерживаются во внутреннем. Поэтому даже после завершения движения они ещё остаются способными развиваться. Взаимодействие между пер- воначальным направлением сверху вниз «Я», родст- венного высшему духовному миру, и зачатком физиче- ского человека, устремляющегося снизу вверх, прояв- ляется теперь в прямостоящей фигуре. В ней обнару- живается, что само «Я» имеет направление одинаковое с физическим зачатком человека, так что деятельными являются не только силы «сзади-вперёд», «спереди- назад», «справа-налево» и «слева-направо», но что фи- зический зачаток человека направляет себя вверх в чувстве "Я".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: