Е.Г.Войлошникова
Планирование деятельности предприятия
Лекция
Тверь
СОДЕРЖАНИЕ
Сущность, принципы и методы планирования | ||
Виды планирования | ||
Виды и структура бизнес-плана | ||
Основные этапы разработки бизнес-плана | ||
Оценка эффективности бизнес-планов | ||
Структура бизнес-плана финансового оздоровления | ||
Структура и методические рекомендации по разработке бизнес-плана инвестиционного проекта по схеме Россельхозбанка |
ВВЕДЕНИЕ
Формирование свободного рынка требует особенно серьезного и профессионального отношения к планированию. В условиях рынка планирование становится нормой любой предпринимательской деятельности. Сегодня требуется внедрения такого планирования, которое предусматривает выработку и осуществление стратегии по отношению к рынку, конкурентам и покупателям. Разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности предприятия является важнейшей задачей для любого предпринимателя.
|
|
В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться успеха, если не будут планировать свою деятельность, постоянно анализировать информацию о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так же и о собственных перспективах и возможностях.
Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представить потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь честно рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.
Решение традиционной задачи: что, как и для кого производить базируется на систематической разработке управленческих решений о целях, средствах и действиях путем сравнительного анализа и оценки альтернативных вариантов в прогнозируемом периоде. Основу такой деятельности составляет бизнес-планирование – процесс разработки и детального обоснования концепции реализации предпринимательской идеи, который включает в себя анализ информации о предстоящих действиях, определение наилучших способов достижения поставленных целей.
В учебном пособии раскрывается комплексно общая идеология планирования в рыночной экономике: виды и назначение бизнес-планов, содержание и порядок разработки бизнес-планов; учет требований инвесторов и других участников бизнеса; инвестиционные предложения; программные продукты формирования и анализа финансовой модели предприятия; рассматривается система внутрипроизводственного планирования и методика составления отдельных разделов бизнес-плана. Приводится схема и практический пример бизнес-плана для сельскохозяйственного предприятия.
|
|
Цели учебного пособия - ознакомить с современными понятиями в сфере бизнеса и инвестиционной политики; объяснить цели, методы построения и использования бизнес-планов, их роль в инвестиционной деятельности, стратегическом планировании и оперативном управлении предприятием; дать практические рекомендации по организации бизнес-планирования и привлечению инвестиций.
СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации юридические лица: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы унитарные предприятия являются коммерческими организациями и получение прибыли служит основной целью их деятельности. Для этого им предоставляется полная самостоятельность в использовании производственных ресурсов, установлении связей с другими предприятиями, выбор предмета деятельности.
Для достижения высоких конечных результатов предприятие должно иметь всесторонне обоснованную программу действий и необходимый капитал. Уже доказано на практике, что лучше потратить небольшое количество времени и просчитать все варианты развития предприятия на бумаге, чем вложить огромный капитал в производство и получить убыток или даже стать банкротом. В этом случае будут потеряны и финансовые средства и время. Поэтому в условиях рыночной экономики значение планирования неизмеримо возрастает и пренебрежение им рано или поздно может привести к негативным последствиям.
Понятие “планирование” подразумевает определение целей предприятия на перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения планов.
Планирование — это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу.
В экономической энциклопедии планирование производства рассматривается как “система организационных и экономических мероприятий, направленных на достижение оптимальных пропорций воспроизводства в сельском хозяйстве и эффективное использование ресурсов”.
Планирование включает в себя разработку различных планов.
План - это документ, который предназначен для планового управления производством вне зависимости от организационно-правовой формы предприятия. В нем определяется программа деятельности предприятия. Он отражает цели и задачи, которые хозяйство должно решить как в ближайшем будущем, так и на перспективу.
Цель разработки плана - спланировать хозяйственную деятельность предприятия на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Каково же значение планирования?
1. Действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве) предприятий предусматривается государственная финансовая поддержка предприятия при наличии у него плана финансового оздоровления (бизнес-плана), включающего меры по восстановлению платежеспособности и поддержанию эффективности хозяйственной деятельности. Однако государственная поддержка будет оказываться в первую очередь наиболее конкурентоспособным сельскохозяйственным предприятием, которые рационально используют имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Поэтому в данном бизнес-плане предприятие должно полностью раскрывать возможности и не скрывать резервы.
2. В настоящее время быстро меняется хозяйственная среда, предпринимателями становятся новые люди, часто без соответствующей организаторской подготовки. Никакое новое дело без бизнес-плана начинать нельзя, даже опытным предпринимателям в условиях конкуренции приходится просчитывать каждый шаг.
|
|
3. Планы необходимы также для расширения предприятия, изменения направления деятельности (специализации), освоения инвестиционного проекта, для получения кредита и т.д.
4. В плане:
* определяется перспектива развития предприятия с учетом возможных изменений рыночной коньюктуры, что снижает вероятность ухудшения показателей его деятельности;
* стратегия развития увязывается с конкретными мероприятиями, а материальные и финансовые ресурсы - с поставленными целями;
* предусматривается совершенствование структуры управления предприятием;
* обосновываются направления вложения средств.
5. План дает возможность ответить на такие вопросы, как:
* Сколько, какой продукции и в какие сроки должно произвести хозяйство?
* В каком направлении развивать его специализацию?
* Как обеспечить оптимальное сочетание отраслей?
Эти и многие другие вопросы находят отражение в плане.
В условиях экономической самостоятельности перед сельскохозяйственными предприятиями возникает проблема выработки долгосрочной, устойчивой системы развития. Ранее эти вопросы согласовывались с вышестоящими органами управления и окончательно ими и решались, то есть в основу таких решений ложился практический принцип: приказание - выполнение.
В рыночных условиях основными принципами планирования являются:
* научная обоснованность планов, согласно которой планы сельскохозяйственных предприятий должны составляться на научной основе. Процесс планирования должен опираться на достижения науки и передовой опыт, способствовать внедрению их в производство. Объемы производства и реализации продукции должны соответствовать материально-техническим, трудовым и земельным ресурсам;
* принцип демократического централизма, который заключается в сочетании государственного планирования с инициативой сельскохозяйственных предприятий в планировании своего производства.
|
|
С одной стороны, хозяйство предлагает проект планового задания и отстаивает его в процессе заключения договоров. С другой, местным сельскохозяйственным органам управления запрещается устанавливать для предприятий производственные задания, они должны только координировать деятельность предприятий и оказывать им информационно-консультативные услуги.
* реальность и напряженность планов. Планы, составляемые сельскохозяйственными предприятиями, должны быть реально выполнимыми. И, в то же время, нельзя допускать, чтобы планы были занижены. Их выполнение всегда должно требовать определенного напряжения сил.
Таким образом, данный принцип предполагает, что производство должно согласовываться с качеством и количеством материально-технических, трудовых и земельных ресурсов.
* единство и непрерывность планирования, которое предполагает сочетание и согласованность различных планов предприятия (стратегических, текущих и оперативных).
Данный принцип можно проследить на следующей схеме: технологическая карта производственные программы бригадам производственные программы цехов (отделений) план производственно-финансовой деятельности предприятия.
* единство политики и экономики, которое предполагает системное решение в планах предприятий экономических, социальных и политических задач, поставленных перед сельскохозяйственным производством.
* пропорциональность и сбалансированность в планировании. Данный принцип предполагает разработку в процессе планирования научно-обоснованных пропорций между отраслями и элементами производства. Их проверяют по трудовым, материальным, финансовым и другим балансам. Например, производство продукции растениеводства (кормопроизводства) должно быть увязано с потребностью животных в кормах, которая определяется исходя из поголовья и норм расхода кормов.
* принцип обоснования ведущих звеньев и определение главных задач плана. На каждом сельскохозяйственном предприятии определяются ведущие отрасли и основные направления развития производства. Именно на эти основные направления в первую очередь выделяются в достаточных количествах материально-технические, трудовые ресурсы и капитальные вложения.
* контроль выполнения планов, необходимость которого вызвана тем, что в процессе выполнения планов могут возникать различные диспропорции, обусловленные погодными и организационно-экономическими условиями, что требует контроля за выполнением плановых заданий, исправления ошибок, внесение поправок в ранее принятые планы, а также выявление резервов и их мобилизации на выполнение планов.
Совокупность специальных правил, приемов и методов разработки планов на предприятиях представляют собой методику планирования.
В практике планирования используются различные методы планирования. Под методами планирования понимаются способы обоснования плановых расчетов.
В настоящее время основными методами планирования являются:
1. балансовый
2. вариантный
3. программно-целевой
4. нормативно-ресурсный
5. экономико-математический
1. Балансовый метод предполагает разработку натуральных и стоимостных балансов, среди которых следует выделить трудовые, материальные балансы, балансы земельных угодий, энергетические, финансовые и др. Суть этих балансов заключается в установлении уравновешенных пропорций между потребностями в ресурсах и возможностями их покрытия.
2. В основе вариантного (расчетно-конструктивного) метода лежит разработка нескольких вариантов решения той или иной плановой задачи, из которых выбирают наилучший для конкретных условий предприятия. Этот метод используется при обосновании в предприятии специализации и сочетания отраслей, рациональной структуры посевов и стада животных, эффективности севооборотов, рационов кормления и т.д. Например, этот метод используется студентами при оценке различных мероприятий и агротехнических приемов в дипломных работах.
3. Программно-целевой метод основывается на выборе реально поставленной цели и разработке для нее нескольких вариантов взаимоувязанных экономических и социальных программ развития предприятия.
4. Планирование с использованием нормативно-ресурсного метода основывается на экономической оценке производственного потенциала предприятия. В качестве основных ресурсов оценивают в денежном выражении землю, основные фонды, оборотные материальные средства и трудовые ресурсы. Экономический потенциал складывается из стоимости производственного потенциала и имеющихся денежных ресурсов. Кроме экономического потенциала каждое хозяйство располагает “псевдоресурсами”. В их состав входят климатические условия, водные ресурсы, уровень специализации, уровень рентабельности и др. Они должны учитываться в процессе планирования. Если их добавить к экономическому потенциалу, то получится агарный потенциал хозяйства.
производственный потенциал | + | денеж-ные ресурсы | = | экономи-ческий потенциал | + | “псевдо-ресурсы” | = | аграрный потенциал предприя-тия |
Данный метод предполагает использование научно-обоснованных норм и нормативов.
Норма - научно-обоснованная, мера максимально или минимально допускаемой величины технико-экономического показателя плана конкретного предприятия.
Основные нормы для планирования можно разделить на следующие группы:
* нормы затрат материальных ресурсов (семена, корма, горюче-смазочные материалы, тара, удобрения, сырье, средства защиты растений и др. материалы);
* нормы естественной убыли (при заготовке, транспортировке и хранении продукции);
* нормы затрат труда и заработной платы (нормы выработки, нормы обслуживания, трудоемкости, производительность труда и др.);
* нормы личного потребления (продукты питания, материальное потребление - спецодежда, развитие личного подсобного хозяйства, социальная инфраструктура и др).
Нормативы - регламентированные, обобщенные затраты рабочего времени, материальных и денежных ресурсов, которые получены аналитическим или расчетным путем.
Широко используются нормативы: оценки производственного потенциала, основных и оборотных средств, социально-экономического развития хозяйства, финансовые, штатные и т.д.
Этот метод способствует совершенствованию плановой работы, повышению объективности планирования, снижению его трудоемкости.
5. Широкое применение в планировании находят экономико-математические методы, в которых следует выделить такие наиболее распространенные как:
- методы математической статистики
- экономико-математические модели и др.
Эти методы предполагают использование ЭВМ. С помощью их определяют оптимальные специализацию, сочетание отраслей в сельскохозяйственных предприятиях, структуру посевных площадей и т.д.
ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Используя рассмотренные выше методы и соблюдая принципы осуществляется система планирования деятельности предприятия. Она представляет собой установление обоснованных пропорций в экономическом и социальном развитии предприятия на основе исходных материалов.
В состав исходных материалов для планирования входят:
* научно-производственные рекомендации;
* нормы и нормативы;
* прогнозное значение технико-экономических показателей;
* разработки по системам ведения хозяйства на уровне региона (предприятия);
* анализ рыночной конъюктуры, анализ производственных возможностей и финансовый анализ предприятия.
Имеются различные признаки классификации планирования по видам, срокам, формам и другим признакам.
По срокам различают следующие виды планирования: перспективное, текущее и оперативно-производственное (рис. 1). Перспективное планирование основывается на прогнозировании. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т. д. Перспективное планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10—15 лет) и среднесрочное (3—5 лет) планирование.
Долгосрочный план имеет программно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых.
* * Рис. 13.3. Рисунок 1 - Виды планирования на предприятии (фирме) |
*
Число показателей в плане ограниченно. Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном плане. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т. п. В настоящее время сроки исполнения (разработки) планов не имеют обязательного характера, и ряд предприятий разрабатывают долгосрочные планы сроком на 5 лет, среднесрочные — на 2—3 года.
Текущее (годовое) планирование разрабатывается в разрезе среднесрочного плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые и бригадные. Основные разделы и показатели годового плана представлены в табл. 2.
Оперативно-производственное планирование уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям (цех, участок, бригада, рабочее место). Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановые задания до непосредственных исполнителей (рабочих). Оперативно-производственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчирование. Завершающим этапом заводского оперативно- производственного планирования является сменно-суточное планирование.
В целом перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование взаимосвязаны и образуют единую систему. Основные параметры и показатели по видам планирования представлены в табл. 3.
Таблица 2 - Основные разделы и показатели годового плана
Разделы плана | Показатели плана | |
1. | План производства | Номенклатура, ассортимент, товарная |
и реализации продукции | и реализованная продукция | |
2. | План технического развития | Удельный вес конкурентоспособной |
и организации производства | продукции, экономическая эффективность мероприятий | |
3. | План по инвестициям | Размеры капитальных вложений |
и капитальному строительству | в строительно-монтажные работы, эффективность капиталовложений | |
4. | Материально-техническое обеспечение (план закупок) | Объем поставок сырья и материалов |
5. | Труд, персонал и заработная | Производительность труда, численность |
плата | персонала, фонд оплаты труда | |
6. | Себестоимость, прибыль | Смета затрат, себестоимость товарной |
и рентабельность | и реализованной продукции, балансовая чистая прибыль, рентабельность | |
7. | Финансовый план (бюджет) | Баланс доходов и расходов, налоги, платежи и отчисления |
8. | Фонды экономического | Сметы фондов (накопления, потребления, |
развития предприятия | резервного и др.) | |
9. | Охрана окружающей среды | Капиталовложения в природоохранные мероприятия, плата за природные ресурсы |
10. | Социальное развитие | Уровень социальной обеспеченности |
коллектива | работников | |
11. | Внешнеэкономическая деятельность | Размер валютной выручки |
*
Таблица 3 - Основные параметры и показатели планирования
|
С точки зрения обязательности принятия и выполнения плановых заданий оно подразделяется на директивное и индикативное планирование. Директивное планирование характеризуется обязательным принятием и выполнением плановых заданий, установленных вышестоящей организацией для подчиненных ей предприятий. Директивное планирование пронизывало все уровни системы социалистического централизованного планирования (предприятия, отрасли, регионы, экономику в целом), сковывало инициативу предприятий. В рыночной экономике директивное планирование используется на уровне предприятий при разработке их текущих планов.
Индикативное планирование — это форма государственного регулирования производства через регулирование цен и тарифов, ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других показателей. Задания индикативного плана называются индикаторами. Индикаторы — это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики, выработанные органами государственного управления. В составе индикативного плана могут быть и обязательные задания, но их число весьма ограничено. Поэтому в целом план носит направляющий, рекомендательный характер. Применительно к предприятиям (организациям) индикативное планирование чаще применяется при разработке перспективных планов.
С точки зрения системности различают перспективное планирование, прогнозирование, стратегическое планирование, тактическое планирование и бизнес-планирование, которые взаимосвязаны, образуют единую систему и в то же время выполняют различные функции и могут применяться самостоятельно. Как уже отмечалось выше, перспективное планирование основано на прогнозировании. Прогнозирование является базисом, фундаментом перспективного планирования и в отличие от него основано на предвидении, построенном на экономико-математическом, вероятностном и в то же время научно обоснованном анализе перспектив развития предприятия в обозримом будущем.
Стратегическое планирование ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения, определяет основные направления развития предприятия (организации) и, что особенно важно, формирует миссию предприятия, направленную на реализацию его общей цели. Миссия детализирует статус предприятия (организации) и обеспечивает направления и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Тактическое планирование в отличие от перспективного и стратегического планирования охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды и направлено на реализацию выполнения этих планов, которые конкретизируются в комплексных планов социально-экономического развития предприятия.
Бизнес-планирование является разновидностью технико-экономического планирования, однако в условиях рыночной экономики его функции значительно расширились и оно стало самостоятельным видом планирования.
Существуют и другие классификации форм и видов планирования. Так, по классификации P.JI. Акоффа, широко используемой в зарубежной науке и практике, планирование бывает:
• реактивным — базируется на анализе и экстраполяции прошлого опыта снизу вверх;
• инактивным — ориентируется на существующее положение предприятия для выживания и стабилизации бизнеса;
• преактивным (упреждающим) — основано на прогнозах с учетом будущих изменений и осуществляется на предприятиях сверху вниз путем оптимизации решений;
• интерактивным — заключается в проектировании будущего с учетом взаимодействия прошлого, настоящего и будущего, направленном на повышение эффективности развития предприятия и качества жизни людей.
Отметим, что планирование на предприятии (фирме) является важнейшим элементом рыночной системы, ее базисом и регулятором.
Стратегическое планирование предполагает разработку долгосрочных планов, которые определяют направление, масштабы и темпы экономического и социального развития предприятия на несколько лет вперед т.е. они разрабатываются сроком более 1 года. Они основываются на поиске оптимального варианта, то есть на прогнозе максимального производства продукции при минимальных затратах труда и средств с учетом исследований рыночной коньюктуры.
Процесс стратегического планирования состоит из следующих этапов:
Рисунок 2.1. - Процесс стратегического планирования
Любая организация является системой открытого типа, а значит должна формироваться основная общая цель организации, четко выраженная причина ее существования - миссия организации.
Исходя из миссии формируются общие стратегические цели организации, а также подразделений внутри организации.
Важное значение отводится анализу внешней среды организации. Здесь рассматривается влияние факторов Среды прямого воздействия таких как: поставщики и посредники, конкуренты, потребители, законы и государственные органы, профсоюзы. А также необходимо помнить и о факторах Среды косвенного воздействия: НТП, социо-культурные факторы, экономическая и политическая обстановка, взаимоотношения с местным населением.
Затем анализу подвергаются сильные и слабые стороны организации и планируются их изменения в целях приспособления к факторам внешней Среды. Так если вводится новый налоговый кодекс РФ необходимо заботиться о своевременном обучении и повышении квалификации главного бухгалтера предприятия.
Анализ стратегических альтернатив предусматривает их оценку с точки зрения следующих факторов:
1. Фактора риска
2. Фактора времени
3. Знание прошлых стратегий
4. Реакция владельцев предприятия на выбранную стратегию.
Исходя из анализа происходит выбор стратегий из существующих 4-х вариантов:
Стратегия ограниченного роста
Стратегия роста
Стратегия сокращения
а) полная ликвидация предприятия;
б) сокращение и переориентация производства;
в) сокращение производства нерентабельных видов продукции или
производств.
4. Сочетание первых трех стратегий.
Необходимо учитывать, что внутри одной организации в различных подразделениях могут использоваться и различные стратегии, так производственное подразделение по производству одного вида продукции может использовать стратегию ограниченного роста, в другом производственном подразделении может использоваться один из вариантов стратегии сокращения.
Решающее значение имеет преобразование стратегического плана в действие. Именно тогда планы имеют смысл.
Основными компонентами реализации стратегии являются:
1) Тактика
2) Политика
3) Процедура
4) Правила
Тактика облегчает достижение стратегии и представляет собой краткосрочные стратегии. На ее основе разрабатываются краткосрочные планы.
Так реклама предприятия будет тактикой согласованной с общей стратегией.
Политика - определяет в каком направлении могут осуществляться действие, объясняет каким образом должны быть достигнуты цели.
Процедуры - описывает последовательность действий, которые необходимо принять в конкретной ситуации.
Например: этапы стратегического планирования являются процедурой.
Правила - точно определяют что должно быть сделано в специфической единичной ситуации.
Например: учетная политика предприятия утвержденная руководством и представленная в налоговую инспекцию является с этого момента правилом ведения бухгалтерского учета на предприятии.
В заключении проводится оценка стратегического плана. Оценка должна быть непрерывной, проводится официально, на основе гибких критериев и процедур.
Существует ряд количественных и качественных критериев, которые используются в процессе оценки.
Количественные
Доля рынка
Рост объема продаж
Текучесть кадров
Чистая прибыль
Норма дивидендов и т.д.
Качественные
Углубление знаний рынка
Расширение ассортимента продукции
Способность привлечь высококвалифицированного руководителя (менеджера) и т.д.
Также на последнем этапе происходит проверка соответствия стратегии и структуры (организационной).
ВИДЫ И СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА
В условиях рыночной экономики в качестве среднесрочных и долгосрочных планов разрабатываются различные виды бизнес-планов развития предприятий. Бизнес-план не является обязательным плановым документом предприятия и составляется только при определенных условиях, например, если предприятие планирует использовать заемные средства (кредит, инвестиции); если планирует начать новое производство, или находится в стадии неплатежеспособности.
Бизнес-план разрабатывается в основном на срок равный сроку освоения проекта (это как правило 3-5 лет.)
ЦЕЛЬ разработки БИЗНЕС-ПЛАНА – спланировать хозяйственную деятельность предприятия на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
БИЗНЕС-ПЛАНА позволяет решить следующие основные ЗАДАЧИ:
· ОПРЕДЕЛИТЬ конкретные направления деятельности предприятия, целевые рынки и место его на этих рынках;
· СФОРМУЛИРОВАТЬ цели предприятия, стратегии и тактики их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии;
· ВЫБРАТЬ состав и ОПРЕДЕЛИТЬ показатели товаров и услуг. Оценить производственные и торговые издержки;
· ОЦЕНИТЬ соответствие кадров предприятия требованиям по достижению поставленных целей;
· ОПРЕДЕЛИТЬ состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.д.;
· ОЦЕНИТЬ материальное и финансовое положение предприятия;
· ПОДГОТОВИТЬ заявки частных и акционерных фирм на получение кредитов;
· ОБОСНОВАТЬ предложения по приватизации государственных предприятий;
· ОПРЕДЕЛИТЬ профиль будущей фирмы и основные направления ее коммерческой деятельности;
· ПЕРЕПРОФИЛИРОВАТЬ фирму и ВЫБРАТЬ новые направления осуществления коммерческих операций;
· СОСТАВИТЬ проспект эмиссии ценных бумаг приватизируемых и частных фирм;
· ВЫЙТИ на внешний рынок и ПРИВЛЕЧЬ иностранные инвестиции.
Практика планирования выделяет несколько видов бизнес-плана. Каждый из них имеет свои особенности. В России выделяют 4 вида бизнес-планов:
1. внутренний бизнес-план;
2. бизнес-план для получения кредитов, с целью пополнения оборотных средств;
3. инвестиционный бизнес-план;
4. бизнес-план финансового оздоровления.
1. Внутренний бизнес-план не имеет особых внешних требований. Он должен быть приспособлен, адаптирован к внутренней системе учета и планирования. В состав плановых показателей должны включаться только те показатели, которыми можно и нужно управлять. Например, объем производства продукции, потребность в материальных ресурсах и денежных средствах.
2. Бизнес-план для получения кредитов, с целью пополнения оборотных средств.
По данному типу бизнес-планов существуют определенные стандарты. Объем его не должен превышать 25 страниц текста. Принятая структура бизнес-плана должна включать в себя следующие разделы:
1. Резюме - вводная часть в которой раскрывают основные моменты содержания бизнес-плана;
2. Предприятие и отрасль, в которой оно работает. В данном разделе отражаются основные направления деятельности предприятия, его организационно-правовая форма, место положения, характеристика современного состояния;
3. Продукция (услуги). Здесь определяются виды продукции и их описание, особенности технологии производства, основные экономические показатели, качество продукции;
4. Производство. В разделеприводится анализ производственных ресурсов, обосновывается выбор специализации, планируются системы земледелия и животноводства, разрабатываются технологические карты, рассчитывается себестоимость продукции;
5. Маркетинг, ценообразование. На основе изучения рынка определяются основные каналы реализации, основные конкуренты, прогноз вероятных покупателей, делается оценка потенциальной емкости рынка;
6. Менеджмент. В этом разделе приводитсяорганизационная структура, структура управления, характеристика кадров предприятия;
7. Финансовый план. В нем отражается прогноз доходов и расходов, анализ поступления денежных средств, балансовый план, финансовые показатели деятельности;
8. Приложения, в которых приводятся дополнительныерасчеты, договора, сведения о рынках и конкурентах, графики, рисунки, нормы.
Данная структура является примерной, рекомендуемой. Многие банки, инвестиционные структуры разработали собственные стандарты, формы бизнес-планов. В этой ситуации необходимо ознакомится с требованиями конкретного кредитора и постараться их выполнить. Примерная структура бизнес-плана для предприятия включает следующие разделы:
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
2. ПРЕДПРИЯТИЕ И ЕГО МЕСТО НА РЫНКЕ
3. ПРОДУКЦИЯ (РАБОТЫ И УСЛУГИ)
4. РЫНКИ И СБЫТ
5. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
7. ФАКТОРЫ РИСКА
8. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
3. Инвестиционный бизнес-план также имеет свои стандарты. Его объем не должен превышать 75 страниц. Ряд организаций использует определенную структуру, которая так же носит рекомендательный характер. Главное, чтобы содержание бизнес-плана полностью раскрывало все важнейшие аспекты, характеризующие высокую эффективность, надежность проекта.
Инвестиционный бизнес-план должен предусматривать: строительство (освоение капитальных вложений), производство, реализацию продукции. Причем объем реализованной продукции должен дать такую массу чистой прибыли, которая обеспечивает возврат кредита и процентов по нему.
4. Бизнес-план финансового оздоровления.
Данный тип бизнес-плана имеет особый статус. Он заполняется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности. Данный план предполагает финансовое оздоровление предприятия.
Финансовое оздоровление - это мероприятия, которые направлены на восстановление платежеспособности и поддержку эффективной деятельности предприятия с учетом предоставления финансовой помощи.
На данные мероприятия отводится определенный период, в течение которого предприятию предоставляется отсрочка по всем платежам с поставщиками, по всем долгам, по налогам (налоговый кредит). Для реализации данного бизнес-плана государство может выдавать безвозмездную помощь или беспроцентный кредит.
План финансового оздоровления должен пройти достаточно сложный период согласования и утверждения. Порядок согласования, структура бизнес-плана и методика его составления утверждены Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротства) предприятий от 05.12.94г. Его структура приведена в разделе 6.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА
Анализ опыта работы по бизнес-планированию для предприятий различных отраслей народного хозяйства, которые имеют производственную, финансовую, сбытовую и кредитную историю позволил определить последовательность (технологию) разработки бизнес-плана. Она включает в себя пять этапов.
Первый этап - ретроспективный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и принятие обоснованных решений.
Цель этапа - определить причинно-следственные связи, которые оказали влияние на создавшееся положение, т.е. установить диагноз «болезни», которая привела или приведет к негативным последствиям.
На первом этапе необходимо проанализировать коммерческую, производственную, финансовую и экономическую деятельность предприятия за последние 3 года по следующим направлениям:
1. Финансово-хозяйственная деятельность по балансам, по отчетам о прибылях и убытках, а также структура затрат, темпы роста/падения переменных и условно-постоянных издержек типографии по данным бухгалтерского учета.
2. Учетная политика и действующая на предприятии система налогообложения (ставки и сроки платежей).
3. Состояние основных средств и нематериальных активов (дата начала эксплуатации, балансовая стоимость, начисленная амортизация, остаточная стоимость, темпы роста/падения цен на основные средства) по данным бухгалтерского учета.
4. Задолженность по выплате кредитов (суммы, процентные ставки и сроки погашения) по учетным данным бухгалтерии.
5. Поставщики основных материалов (объемы, цены и условия поставок, темпы роста/падения цен) по отчетным данным снабженцев.
6. Существующий рынок сбыта (география рынка услуг, заказчики, объемы, цены и условия продаж, темпы роста/падения цен) на полиграфическую продукцию и услуги по отчетным данным.
7. Действующая организационная структура управления, штатное расписание, формы оплаты труда управления, основных производственных и вспомогательных цехов и участков (темпы роста/падения оплаты труда).
В заключении подготовить аналитическую отчет (справку) по динамике финансово-экономической деятельности предприятия и рекомендации (предложения) руководителям по устранению причин, оказавших негативное влияние на результаты.
Второй этап - разработка предварительного ТЭО.
Цель этапа - разработать базовый сценарий реализации проекта на среднесрочную либо на долгосрочную перспективу.
На втором этапе - собрать информацию, провести исследования и подготовить предварительное технико-экономическое обоснование (решение) для разработки финансового плана:
1. Разработать «Техническое задание» на проект.
2. Изучить спрос заказчиков на продукцию и услуги на предполагаемом рынке.
3. Выявить конкурентов и степень их влияния на рынок.
4. Определить перспективные виды продукции и услуг на ближайшие три - пять лет.
5. Составить прогноз объемов сбыта с учетом сезонности и жизненного цикла каждого продукта (услуги).
6. Определить потребность в технологическом оборудовании, в материалах, производственных площадях, в квалифицированных кадрах и других ресурсах, необходимых для производства.
7. Исследовать рынок поставщиков оборудования, материалов (цены, условия поставок и платежей).
8. Провести предварительные переговоры (подписать протоколы о намерениях) с потенциальными поставщиками и заказчиками (объемы, цены, условия оплаты поставок и сбыта).
9. Разработать план (графики) реконструкции производственных и вспомогательных помещений, проектно-сметную документацию.
10. Разработать предложение об изменении структуры управления предприятием для условий рыночной экономики, схему управления учетом (информационные потоки планирования, контроля, принятия решения) и систему мотивации оплаты труда.
11. Разработать проект плана инвестиционных и организационных мероприятий (наименование этапа, длительность, сроки, стоимость, условия оплаты и продаж основных средств).
12. Спрогнозировать инфляцию на сбыт, на переменные и условно-постоянные издержки, на оплату труда, на основные фонды.
13. Изучить условия предоставления инвестиций (потенциальные инвесторы, максимальные суммы, сроки, процентные ставки, условия выплаты процентов и погашения кредитов, необходимые гарантии и страховки).
14. Разработать план мероприятий по снижению имеющейся дебиторской задолженности и среднего времени задержки платежей заказчиками (в днях) за приобретенную продукцию и услуги.
15. Разработать план мероприятий по снижению имеющейся кредиторской задолженности за поставленные ресурсы.
16. Рассчитать показатели (план) сбыта продукции и услуг с учетом спроса, цен, жизненного цикла и сезонности.
17. Рассчитать объем (план) производства продукции и услуг с учетом имеющихся запасов на складе, планируемых объемов продаж, потерь и запасов готовой продукции.
18. Составить прогноз производственных издержек на материалы, на оплату труда, услуг сторонних организаций, на амортизационные отчисления, на обслуживание долга.
19. При необходимости произвести переоценку зданий и сооружений, оборудования, оценить стоимость объектов интеллектуальной собственности (собственных изобретений, «Ноу-хау» и Т.д.).
20. Подготовить предварительное «Технико-экономическое обоснование», рассчитать коммерческую и бюджетную эффективность проекта, а также национальные экономические выгоды.
Все результаты исследований оформить в виде рекомендаций (проекта плана), которые будут использованы в качестве исходных для разработки бизнес-плана.
Третий этап - разработать бизнес-план и спрогнозировать эффективность проекта.
Цель этапа - спланировать финансово-хозяйственной деятельности предприятия по оптимистичному и пессимистичному сценариям реализации проекта.
На третьем этапе - разработать финансовые планы, отвечающие критериям отбора (выбора) инвесторов и определить потребность в инвестиционных средствах:
1. Составить (рассчитать) "План прибылей и убытков", в котором отразить в денежном выражении объемы продаж, издержек на производство и чистую прибыль в определенные периоды времени (месяц, квартал, год).
2. Составить (рассчитать) "План балансов", в нем отразить финансовое состояние - структуру активов и заемных и собственных средств предприятия на определенный момент времени (месяц, квартал, год).
3. Составить (рассчитать) "План денежных потоков" по трем видам деятельности предприятия: по операционной (основной - производственной), по инвестиционной и по финансовой, в которых определяются:
■ приток денежных средств - денежные средства на счетах, доходы от реализации, амортизационные отчисления, доходы от реализации активов, взносы в уставной капитал, заемные финансовые средства;
■ отток денежных средств - затраты на производство продукции (услуг), общие издержки предприятия, затраты на инвестиции, затраты на обслуживание и погашение займов, выплаты дивидендов, налоговых и других выплат;
■ остаток денежных средств на конец периода (месяц, квартал, год).
Наличие отрицательной величины остатка в плане денежных потоков в какой-либо из периодов времени означает, что предприятие имеет дефицит денежных средств, это служит сигналом о том, что в эти периоды необходимо привлечь инвестиции.
Все условия и результаты расчетов изложить в «Финансовом плане».
Четвертый этап - произвести анализ чувствительности проекта к изменению различных факторов.
Цель этапа - спрогнозировать (определить) результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия на среднесрочную или долгосрочную перспективу, а также влияние различных факторов микро и макроэкономики на устойчивость проекта.
На четвертом этапе провести анализ эффективности и устойчивости проекта по данным прогноза балансов, прибылей и убытков, движения денежных средств:
1. Рассчитать показатели ликвидности (индексы текущей и общей ликвидности, чистый оборотный капитал и др.).
2. Рассчитать показатели деловой активности (оборачиваемости товарно-материальных запасов, оборачиваемость средств по счетам дебиторов, период оплаты за продукцию и др.).
3. Рассчитать показатели рентабельности (активов, собственного капитала, долгосрочных инвестиций, продаж, валовой прибыли, операционной прибыли и др.)
4. Рассчитать показатели финансовой устойчивости.
5. Рассчитать показатели эффективности инвестиций с учетом ставки дисконтирования (период окупаемости проекта - DPB, индекс прибыльности - PI, чистый приведенный доход - NPV, внутренняя норма рентабельности - IRR и др.).
Инвесторы отдают предпочтения проектам, у которых:
- NPV имеет положительное значение;
- PI - не менее единицы;
- IRR - превышает ставку дисконтирования (например, ставку долгосрочного банковского кредита).
6. Определить степень влияния на финансовый результат (чистый приведенный доход проекта - NPV) различных факторов при их изменении (объема продаж, цен реализации, налогов, переменных издержек, условно-постоянных издержек, суммы инвестиционных затрат, стоимости привлеченных финансовых средств, ставки дисконтирования и многих других).
7. Рассчитать точки безубыточности для основных групп продукции и услуг.
Результаты прогноза изложить в «Финансовом плане», либо в самостоятельном разделе: «Анализ чувствительности проекта».
Заключительный этап - подготовка материалов по проекту {бизнес-плана) к презентации заинтересованным лицам. Цель этапа - подготовка комплекта документов для презентации проекта местной администрации, экспертам ведомственных комиссий и независимым экспертам, гарантам и страховым компаниям, потенциальным инвесторам при необходимости налоговой инспекции.
На заключительном этапе - оформить бизнес-план в соответствии с требованиями инвестора, провести предварительную экспертизу проекта собственными силами и независимыми экспертами с целью определения узких мест и рисков, внести корректировки с учетом замечаний экспертов. Затем ознакомьте с проектом потенциальных инвесторов, соблюдая конфиденциальность.
Будьте готовы к тому, что инвестору потребуется несколько месяцев на принятие решения о финансировании вашего проекта. В деловом мире считают, что три месяца - очень короткий срок. Более реалистичные сроки - шесть и более месяцев.
Некоторые советы руководителю проекта:
1. Изучите литературу по анализу финансово-хозяйственной деятельности, маркетингу, стратегическому планированию (составлению бизнес-планов) и анализу эффективности инвестиционных проектов.
2. При необходимости проконсультируйтесь в консалтинговой (консультационной) фирме или прослушайте на семинаре курс лекций по методике разработки бизнес-плана.
3. Разработайте план-график работ, ответственных исполнителей и определите сроки их выполнения.
4. Сформируйте рабочую группу из наиболее подготовленных и перспективных специалистов.
5. Проверяйте достоверность исходных данных перед началом расчетов.
6. Используйте систему Marketing Expert или Marketing Geo
для поддержки принятия решения на всех этапах разработки стратегического, тактического планов маркетинга и их контроля.
7. Если вы будете представлять бизнес-план иностранным инвесторам или в крупные российские банки рекомендую все расчеты производить на специальных (закрытых) компьютерных системах:
• BIZ Planner - система финансового планирования.
• Project Expert - программа финансового планирования и контроля деятельности предприятий и организаций, ппредназначена для анализа эффективности инвестиций и управления инвестиционными проектами.
8. Для ускорения и точности расчетов рекомендуем следующее программное обеспечение:
• Audit Expert - инструмент комплексного анализа финансового состояния и результатов деятельности предприятия.
• Forecast Expert - система построения прогнозов (мощный пакет для анализа временных рядов и решения различного рода прикладных и научных задач).
Исходная информация для составления бизнес-плана
Прежде чем заниматься составлением бизнес-плана, необходимо собрать всю исходную информацию. Имея необходимую информацию, руководитель бизнес-проекта еще до составления делового плана может оценить жизнеспособность самой концепции нового проекта.
Прежде всего необходимо оценить спрос на товар (работы или услуги), который предлагается производить. Необходимо понять, что и кому будет продаваться и почему люди это покупают. Надо помнить, что люди покупают не просто продукт или услугу, они покупают совокупность определенных преимуществ, разрешая свои потребительские проблемы. Эта совокупность преимуществ включает в себя четыре элемента (специалисты по маркетингу называют их маркетинговым комплексом) - характеристики самого продукта, его цену, поощрение спроса на данный продукт и место его реализации.
Необходимые данные можно получить, обратившись в соответствующие организации, а можно провести собственные исследования. Источником информации могут стать публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты, статьи в научных журналах, интернет-информация.
Данные о потенциальных размерах рынка могут обосновать те положения делового плана, которые касаются маркетинга. Они должны включать информацию о фирмах-конкурентах, о торговой наценке, о рыночных трендах и перспективах роста.
Производственная информация включает определение производственных потребностей предприятия, зависящих от того, какую продукцию оно собирается выпускать. Большую часть необходимой информации можно получить у производителей аналогичной продукции.
В современном быстро меняющемся мире технологические аспекты и экономическое окружение могут создать как дополнительные возможности, так и определенные проблемы. Обычно развитие технологии позволяет выполнить задачу лучше и с меньшими затратами. Некоторые технологические процессы могут привести к усовершенствованию качества продукции или повышению уровня услуг, другие - позволят более продуктивно и с меньшими затратами выполнять ту же работу.
При сборе производственной информации необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
- производственные операции: необходимо установить перечень всех базовых операций по обработке и сборке, выяснить, нельзя ли поручить некоторые из них субподрядчикам, а если можно, то какие и кому;
- сырье и материалы: составить список всех видов сырья и материалов, установить название фирм-поставщиков, их адреса и ориентировочные цены;
- потребность в технике, для возделывания и обработки культур, в животноводстве определяется количество дополнительных животных, доильных установок и др. (при этом показываются условия приобретения, гарантии, обслуживание и ремонт, обеспечение запасными частями, вспомогательными материалами);
- оборудование: составить спецификацию всего необходимого оборудования и по каждой единице оборудования выяснить, можно ли взять его на прокат (арендовать) или нужно покупать;
- помещения: определить потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки и т.д.;
- производственные (общая площадь, высота потолков, наличие ворот, грузоподъемных механизмов, необходимое отопление, освещение и т.д.);
- в растениеводстве складские помещения (по видам продукции, указывается их вместимость);
- в животноводстве устанавливается количество стойло-мест по соответствующим фермам;
- складские помещения (теплые и холодные, открытые или закрытые);
- вспомогательное оборудование (насосы, вентиляторы, котельные и т.д.);
- гаражи для хранения техники;
- накладные расходы: расходы на покупку инструментов, спецодежды, канцелярских товаров, на оплату счетов за электроэнергию, водопровод, прочие муниципальные услуги, на заработную плату управленческого персонала и т.д.
Имущество фирмы - помещения, машины, оборудование, транспортные средства - может дать представление о том потенциале, которым обладает фирма в данный момент в отношении его расширения без или с привлечением дополнительных инвестиций, а также в отношении освоения новых сегментов рынка. Важно обратить внимание на сроки амортизации имущества, его износ, оценить, когда оно будет нуждаться в замене. Необходимо постоянно следить за эффективностью оборудования, его способностью производить продукцию.
Финансовая информация необходима для всесторонней оценки финансовых аспектов деятельности фирмы. На основании этой информации потенциальные инвесторы будут судить о рентабельности проекта, о том, сколько денег потребуется вложить в проект, чтобы поставить его на ноги и покрыть текущие расходы начального этапа и о том, каким образом можно получить необходимые средства (выпуск акций, займа и т.п.).
Существует три группы финансовых показателей, которые позволяют оценить жизнеспособность предприятия:
1) прогноз доходов и расходов на первые 2 года;
2) прогноз денежной наличности за тот же период;
3) балансовый отчет фирмы на текущий момент и прогноз состояния активов и пассивов фирмы на год вперед (балансовый план).
Прогноз расходов и доходов предприятий строится на основе данных об ожидаемом объеме спроса.
Прогноз денежной наличности должен показать способность фирмы своевременно оплачивать свои счета. В нем должны быть оценены начальная денежная наличность, ожидаемые поступления и платежи с указанием объемов и сроков.
Балансовый отчет характеризует финансовую ситуацию фирмы на конкретный момент. Он отражает активы (то, чем предприятие владеет), пассивы (его долг) и средства, вложенные владельцем фирмы и его партнерами. Информация о балансовом отчете возможна только для действующих фирм.
Бизнес-план должен учитывать реальные условия инвестиционной политики, действующие в России. Если для проекта предполагается получить заемные средства от нескольких инвесторов, то необходимо на предварительном этапе иметь информацию об условиях инвестирования. Инвесторы, в том числе и государственные, предъявляют жесткие требования к содержанию проектов, определяют продолжительность краткосрочных и долгосрочных кредитов, уровень процентной ставки за кредит, минимальные и максимальные объемы кредитной суммы.
В случае представления бизнес-плана как инвестиционной заявки на получение финансовых ресурсов из федерального бюджета необходимо учитывать требования Минэкономразвития РФ. Среди них:
- государственный инвестор инвестирует только капиталовложения. Финансовые ресурсы под оборотные средства не выделяются;
- государственный инвестор прежде всего поддерживает научно-технические проекты, обеспечивающие развитие отечественного производителя, способствующие формированию дополнительных рабочих мест для высококвалифицированного персонала, решающие экологические проблемы регионов;
- государственная поддержка осуществляется на конкурсной основе только тех проектов, в реализацию которых фирма (предприятие) вкладывает определенную долю собственных средств.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНОВ
Для более глубокого анализа экономической эффективности бизнес-плана студенту предлагается следующие методы экономической оценки инвестиционных проектов (бизнес-планов):
а) традиционные:
· показатели экономической эффективности производства;
· метод определения срока окупаемости;
· метод определения простой нормы прибыли.
б) дисконтные:
· метод чистого дисконтирования дохода;
· метод внутренней нормы дохода;
· метод дисконтированного периода окупаемости.
в) оценка проекта по нескольким методам и выбор наиболее оптимального метода.
Традиционные методы. Экономическая характеристика процесса производства должна отражать использование всех факторов производства: земли, трудовых и материальных ресурсов.
Система показателей эффективности включает в себя размер валовой продукции, валового и чистого доходов в расчете на гектар сельскохозяйственных угодий (эффективность использования земель), на среднегодового работника (производительность труда), на рубль основных производственных фондов (эффективность использования фондов). Каждый из этих показателей дополняет друг друга, характеризуя одну из сторон эффективности производства продукции в хозяйстве.
Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства определяется рентабельностью. Она исчисляется путем отнесения прибыли к общей сумме текущих материальных и трудовых затрат на его получение. Рентабельность выражается в процентах.
Экономический эффект развития хозяйства и его отраслей определяется при помощи прироста показателей, то есть, путем сопоставления результатов на год освоения проекта с периодом его составления. При этом показатели эффективности исходного периода принимаются за 100%. Данные для расчета показателей эффективности берутсяиз бухгалтерского баланса и других форм финансовой отчетности и соответствующих разделов бизнес-плана хозяйства.
Проектный объем производства валовой продукции в денежном выражении по сравнению с исходным периодом характеризует изменение размеров хозяйства и процесс концентрации сельскохозяйственного производства. Он также используется для установления соотношений в развитии отраслей сельского хозяйства, проведения ряда других экономических расчетов. Об изменениях, происшедших в специализации хозяйства, можно судить по сокращению числа и увеличению удельного веса ведущих отраслей в структуре товарной продукции сельского хозяйства.
При отсутствии рекомендаций по определению показателей эффективностей проекта, составители бизнес-планов могут самостоятельно осуществить сравнительную экономическую оценку имеющихся технологий и техники и выбрать наиболее эффективную, используя «Методику определения экономической эффективности технологий и сельскохозяйственной техники», утвержденную Минсельхозпродом России 23.07.1997 г.
Экономическая эффективность новых технологий и сельскохозяйственной техники определяется по их влиянию на улучшение конечных показателей сельскохозяйственного производства, главным образом, на прирост прибыли за счет повышения урожайности культур и продуктивности животных, улучшения качества продукции, сокращения затрат труда и снижения себестоимости производства продукции (