(для заочной формы обучения)
- История возникновения и развития педагогической психологии.
- Основные подходы в отечественной науке и практике к решению проблемы готовности детей к обучению в школе.
- Педология как комплексная наука о ребенке.
- Особенности применения общенаучных методов в психолого-педагогических исследованиях.
- Сравнительный анализ количественных и качественных методов исследования.
- Формирующий эксперимент как один из основных методов педагогической психологии.
- Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта.
- Проблемы теории научения.
- Междисциплинарный подход к учению.
- Учение как разновидность человеческой деятельности.
- Основные теории учения в отечественной психологии.
- Основные положения теории планомерного формирования умственных действий.
- Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии.
- Особенности решения проблемы соотношения обучения и развития в настоящее время.
- Основные ориентации человекознания (по А.Г. Асмолову).
- Концепция зоны ближайшего развития как основа развивающего обучения.
- Проблема обучаемости в педагогический психологии.
- Учебная деятельность в концепции Эльконина - Давыдова.
- Закономерности формирования и функционирования учебной деятельности.
- Основные источники учебной мотивации.
- Характеристики и функции учебной мотивации.
- Проблемы мотивации достижения успеха.
- Феномен "обученной беспомощности".
- Проблема знаний в психолого-педагогической литературе. Формы существования учебных знаний.
- Психолого-педагогические условия усвоения знаний.
- Основные этапы процесса учебного познания.
- Проблема понимания в психолого-педагогической литературе.
- Сущность традиционного обучения.
- Исторические аспекты проблемного обучения в зарубежной педагогике и психологии.
- Проблемное обучение Дж. Дьюи.
- Развитие проблемного обучения в отечественной науке и практике.
- Программированное обучение: достоинства и недостатки.
- Проблема развивающего обучения в психолого-педагогической литературе.
- Система развивающего обучения Эльконина - Давыдова: за и против.
- Различия эмпирического и теоретического знания.
- Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова: за и против.
- Профессионально обусловленные свойства и характеристики учителя.
- Профессиональное самосознание учителя в его деятельности.
- Концепция "мотивационного комплекса" педагога.
- Талант и гениальность как уровни способностей.
- Базовые педагогические способности.
- Аутопсихологическая компетентность.
- Проблема рефлексии в психолого-педагогической литературе.
- Педагогическая акмеология.
- Основные модели педагогического общения.
- Барьеры педагогического общения.
- Дидактогения как психолого-педагогическая проблема.
Примерные темы групповых обзорных докладов
(для очной формы обучения)
1. Студент как субъект учебной деятельности
2. Развитие познавательной сферы и интеллекта у подростков
3. Понятие обучаемости и ее критерии
4. Стратегии инновационного образования
5. Психология и педагогика игры
6. «Дефекты» личности педагога, тренера
Требования к докладу: устный 15-ти минутный обзорный доклад, подготовленный группой студентов на базе литературных источников, рекомендованных к изучению дисциплины (см. раздел X).