Коммуникативная цель говорящего в аргументирующей речи – убедить собеседника в правильности какого-то положения, заставить его изменить свои взгляды, мнения, а также уговорить его на что-то, склонить к какому-либо действию.
Аргументирующая речь отличается от других видов речи тем, что:
- в ней всегда главная коммуникативная цель – убедить собеседника;
- адресат в аргументирующей речи, как правило, не остается лишь объектом воздействия: он представляет собой субъекта с собственной позицией, которую активно отстаивает;
- содержательной основой речи являются аргументы –доказательства, приводимые говорящим в защиту собственной позиции, – и контраргументы – доказательства в защиту противоположной позиции, приводимые адресатом.
Основным средством убеждения в аргументативном тексте является логика доказательства, что, в свою очередь, требует строгой структуры аргументативного текста, в которую обязательно входят тезис, аргументы, иллюстрации (примеры) к ним и вывод.
|
|
Тезис – основное положение, которое доказывается, поэтому в аргументирующей речи предъявляются повышенные требования к его формулировке и доказательству. Он представляет собой доказуемое логически непротиворечивое спорное утверждение, одно и то же в ходе всего доказательства.
Для доказательства используют аргументы – мысли, суждения, приводимые для подтверждения другого тезиса. Аргументы делятся на логические и психологические. Логические аргументы представляют собой ссылки на:
- факты (на статистические сведения; случаи из повседневной жизни, из истории, из личного опыта, из литературы и т. д.);
- ссылки на заведомо истинные суждения (аксиомы, правила и т. д.);
- ссылки на авторитеты (цитаты из речи знатоков в этой области; пословицы, поговорки, крылатые слова и т. п.).
К психологическим аргументам относят:
- аргументы к авторитету;
- аргументы к публике, включающие мнения других людей, присутствующих при разговоре или принимающих в нем непосредственное участие;
- аргументы к эмоциям и чувствам – возбуждение в оппоненте чувства жалости и др.
Аргументы по силе делятся на сильные и слабые.
По направленности выделяются собственно аргументы и контраргументы.
Иллюстрации подтверждают аргументы конкретными примерами.
Вывод вдоказательстве выполняет роль не только заключения в речи, но прежде всего усилителя тезиса на основе всего доказательного процесса