Как они понимают «ИСТОРИЧЕСКую ГРАМОТНОСТЬ»

Как они понимают «всемирную ИСТОРИю»

 

В Сша, как и в европейской академической практике, Всемирную Историю (World History) трактуют в качестве науки о развитии и изменении человечества, как достаточно органичной и единой системы, во всех частях земли и на всем протяжении исторического времени. В отличие от истории определенных наций или регионов мира, изучение всемирной истории фокусируется на целостной картине развития человечества. Исследователи всемирной истории задаются вопросом, какие события и процессы факторы изменений воздействуют на большие количества людей по всему миру. В качестве примеров подобных факторов изменений анализируются глобальные миграции, производственные технологии, развитие экономики, влиятельные духовные идеи, человеческое воздействие на окружающую среду.

В центре внимания при изучении всемирной истории находятся сравнительные исследования различных обществ и анализ межкультурных обменов и взаимодействий. Цель этих новых исследований состоит в том, чтобы выходить за пределы национальных государств или цивилизаций, развивать макроисторический подход.

Например, историческая тема «Колумб в мировой истории» не сводится к простому рассказу об открытии Христофором Колумбом Нового Света. Это ближе к расширенному повествованию об изменениях в мире, последовавшими за этим отдельным событием. Открытия Колумба, а точнее – Великие Географические Открытия, – повлекли за собой глобальные миграционные процессы, возникновение трансатлантической торговли, обмен людьми, болезнями, растениями, животными, а также идеями и жизненными традициями между человеческими обществами на четырех континентах. Так же, как история Соединенных Штатов представляется чем-то большим, чем история 50 отдельных штатов, мировая история больше, чем история отдельных цивилизаций, регионов и наций. Изучение глобального человеческого опыта основывается на известном принципе: «Целое больше, чем сумма составляющих его частей».

 

В предшествующее время изучение мировой истории, как признается, было сосредоточено на изучении истории отдельных наций, цивилизаций и регионов в большей мере, нежели на изучении макроисторических процессов в мире. Сейчас ученые и исследователи стараются развивать новые подходы, призванные помочь перейти от знания отдельных историй к пониманию глобальных перспектив.

 

В последние годы в учебных курсах всемирной истории (как в старших классах школы, так и в университетах) внимание уделяется развитию следующих глобальных направлений:

Взаимообмен и взаимопроникновение изделий, идей и культурных традиций между различными человеческими обществами.

Последовательность (традиционность) и изменения на протяжении основных исторических периодов.

Изменения вследствие технологических и демографических факторов в их влиянии на людей и окружающую среду, например: прирост или уменьшение населения, болезни, промышленное производство, миграции, сельское хозяйство, войны.

Сравнение политических и социальных систем и их характеристик, изменения в этих системах в ходе их развития.

Взаимодействия и связи внутри обществ и между обществами.

 

 

как они понимают «ИСТОРИЧЕСКую ГРАМОТНОСТЬ»

 

Историческая грамотность включает в себя знание содержания исторических событий и исторический анализ. От учащихся требуется не только иметь элементарные знания предмета, но и представлять, как историк изучает и освещает историю. Какие источники и свидетельства использует историк? Как работает историк с историческими источниками, чтобы выстроить аргументацию? Учащиеся должны знать, как возникло данное свидетельство, как его прочесть, истолковать. Это часто требует оценки точек зрения, понимание контекста и проверки выводов.

 

Здесь мы имеем дело с исторической методологией как в пределах непосредственно исторического текста, так и с учетом культурного и социального контекста, с объяснениями причинной обусловленности, с обсуждением источников и свидетельств и представлениями различных точек зрения. Визуальные документы и исторические карты также предназначены для становления целостного исторического мышления.

Ниже перечислены некоторые компетентности исторического мышления, которые учащиеся должны приобрести в процессе изучения мировой истории.

 

1. Хронологическое Мышление. Историки пытаются точно определять время и место исторического события. Затем они прослеживают изменения, следующие с течением времени после определенного события, пробуя выявить типичные паттерны и новации в процессе этих изменений. В мировой истории похожие исторические процессы имеют обыкновение происходить в разное время и в различных частях мира. Иногда какой-либо процесс изменений кажется случайно присущим только для одного места или периода времени. Историки могут задавать вопрос, как и почему эти события и изменения произошли.

Это помогло сформулировать вопросы культурного взаимообмена и взаимоотношений между различными регионами мира, – критически важные вопросы для формирования способности к интерпретации мировой истории. Проверка этого аспекта понимания истории часто включает вопросы, в которых нужно, чтобы учащийся разместил события в хронологическом порядке, выбрал утверждение или фактор, который не отвечает логике данного события или процесса, соотнес причины и последствия и показал, как те или иные процессы развивались в течение времени.

 

2. Историческое Осмысление Источников. Историки учат, как видеть прошлое глазами тех, кто жил в то время. Они знают, как читать различные виды источников и свидетельства, таких как документы, рисунки и картины, статистические данные, литературные произведения, как удерживать свидетельства и источники в историческом контексте.

Для изучающих всемирную историю это означает быть чувствительным и хорошо осведомленным по отношению к культурной структуре и системам мировоззрения различных обществ. Проверка этого часто состоит в просьбе сделать определенные выводы и заключения об авторе некоторого документа, или прокомментировать визуальный документ, или дать интерпретацию времени и места.

 

3. Исторический Анализ и Интерпретация. С целью анализа, или обособленного рассмотрения, исторического развития, историкам присуща тенденция различать специальные области истории – политическую, экономическую, социальную и культурную. К примеру, учащиеся должны быть способны идентифицировать военные конфликты как часть политической истории, классы как часть социальной истории, идеи как часть культурной истории, а торговлю как часть экономической истории.

Относительно интерпретаций учащиеся должны осознавать многофакторные и разнородные причины, мотивы, интересы и события, которые формировали прошлое. В мировой истории особенно важно быть способным делать обоснованные сопоставления между различными влияющими факторами, видеть, что тот же самый результат (например, революция в сельском хозяйстве) возможно произошел по различным причинам в различных частях мира и с различными последствиями. Тест по всемирной истории часто исследует способность учащегося делать валидные и обоснованные сопоставления и идентифицировать интерпретации, основанные на ошибочном анализе.

 

4. Способы и Методы Исторического Исследования. Способы и методы исторического исследования включают в себя способность определить время и контекст исходя из данного артефакта (материального источника), способность оценить достоверность артефакта и способность моделировать вербальную аргументацию или рассказ, базирующийся на данном артефакте.

При изучении мировой истории это особенно важная способность, потому что не ко всем обществам и культурам применимы Западные (европейско-американские) подходы относительно исторических свидетельств и источников. Устные свидетельства, мифы и искусство являются важными источниками там, где недостает письменных свидетельств. Тесты в связи с этим также могут содержать задания сделать некоторые заключения на основании диаграмм, графиков, рисунков или письменных фрагментов.

 

5. Исторический Анализ Исходных Факторов и Принятых Решений. Историки должны уметь идентифицировать проблемы, c которыми сталкивались люди в прошлом и приходить к соответствующим выводам о действиях, которые были предприняты. В мировой истории это особенно сложная задача, поскольку общества, отличающиеся от нашего собственного, сталкиваются с иного рода проблемами и приходят к иного рода решениям относительно тех проблем.

Оценивая это, историки должны быть свободны от собственных идеологических уклонов и предубеждений и эрудированны в отношении традиций многих обществ. На экзамене эта способность часто проверяется с помощью вопросов, предлагающих объяснить, почему определенные решения были сделаны в определенном времени и месте.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: