Понятие целенаправленно

Разговор о понятии будет не полным, если мы не скажем о роли цели, содержащейся в понятии. Цель – это не только горизонт, к которому мы стремимся, и даже не столько, но прежде всего – это то, что внутри нас, владеет нами, это мотор, двигающий нас, формирующий гармоническое, а не хаотическое поведение. Все науки дают огромное число примеров, из которых мы заключаем, что в природе сквозь кажущийся хаос пробиваются закономерности, что объективность даже в большей степени закономерна, целеположена, чем субъективность. Последняя чаще выглядит хаотичной. Всякий объект и всякое понятие, его порождающее, содержит в себе свою цель, которая и движет понятием, управляет его реализацией – объектом.

Итак, понятие является сутью и сердцем всякого объективного. «Объективность есть как бы только покров, под которым скрывается понятие». Воспринимаемый нами мир – майя, иллюзия.

Понятие понятия

В чем же понятие понятия? В чем его суть? Чтобы разобраться с этим, вернемся к «Капиталу». Товары обмениваются друг на друга, вступают в обмен. В этом процессе они выталкивают из своей среды специфический товар – товар всех товаров, золото. Этот товар есть товар для других товаров, его потребительная стоимость заключается в его стоимости, в его способности обмениваться на всякий другой товар, оно есть в-себе товар, но также оно есть товар и для любого другого товара, и, будучи само товаром, есть товар для-себя. Только золото имеет произвольную стоимость, свободно в себе, все другие товары соизмеряют себя с ним. Золото есть товар в-себе и для-себя.

Такова же природа понятия понятия. Оно есть, как и все другие понятия, единство всеобщего и конкретного. Но его конкретность заключается в том, что оно именно понятие, то есть всеобщее. Таким образом, понятие понятия есть всеобщее в-себе и для-себя, оно содержит в себе все понятия, как свои моменты, и эти моменты, реализуясь, рассыпаются в объективности. Цель этого всеобщего понятия также распадается на множество ограниченных целей. Такое распадение единого на множественность обычно именуется монадами.

Но обратим внимание на то, что это понятие понятия есть в себе всеобъемлющая цель достижения всевозможных понятий, а также и самодеятельность, субъективность и объективность себя. Оно бесконечно, так как вне него нет ничего. Оно абсолютно свободно, так как во всех своих формопреобразованиях оно находится у себя, не сталкивается с чем-либо чуждым ему, что бы ограничивало его свободу, а соотносится лишь с собой, с результатами своей деятельности в себе. Это понятие понятия порождает весь универсум, причем, у него нет внешних причин делать это, причина лежит в нем самом. Оно есть причина самого себя.

Иными словами, понятие понятия есть именно Дух, Бог, тот, кого определяет, но не знает наивная религия. Это тот Логос, понятие, который без всякой причины, по доброте своей отпускает себя из себя в свое инобытие – в природу, которую оно само и творит – ежедневно, ежечасно, ежемгновенно. Это – Абсолютная Идея.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: