Возрастное развитие двигательных качеств характеризуется рядом особенностей. Многочисленные исследования показывают, что разные двигательные качества достигают своего максимального развития в различном возрасте. Следовательно, существует гетерохронность (разновременность) созревания функциональных систем, обеспечивающих максимальное проявление различных двигательных качеств. Установлено, что быстрота движений и их максимальная частота достигают максимального развития уже в 13—15 лет. К этому же сроку заканчивается в основном развитие и координационных возможностей человека — меткости баллистических (бросковых) движений, точности дифференцирования амплитуд и усилий. Позже достигает максимального развития выносливость к статическим усилиям (в 18—20 лет). Особенно интенсивно увеличивается волевой компонент удержания усилия с 15—16 лет, т. е. с того возраста, когда начинает интенсивно возрастать сила нервной системы, влияющая на проявление этого компонента. Мышечная сила и выносливость к динамической работе увеличиваются до 25—30 лет, чем и объясняется то, что в видах спорта, требующих проявления этих качеств, успеха часто добиваются люди, находящиеся в зрелом возрасте. У женщин сроки достижения максимума развития меньше на 1—2 года.
|
|
Другой особенностью возрастного развития двигательных качеств является разнонаправленность их изменения в период полового созревания. Скоростно-силовые качества в этот период растут интенсивно, а координационные качества, в частности точность дифференцирования и воспроизведения амплитуд и усилий, могут даже снизиться. Происходит это потому, что наблюдающаяся в этот период гормональная перестройка в организме подростков приводит к росту возбуждения и к увеличению подвижности нервных процессов. Эти сдвиги нейродинамики способствуют проявлению скоростно-силовых качеств и затрудняют управление соразмерностью движений из-за искажения субъективных эталонов движений в сторону увеличения их размеров.
Следует также учитывать и анатомо-морфологические изменения, происходящие в этот период у школьников. Увеличение длины тела и конечностей приводит к изменению биомеханической структуры движений, требует выработки новых координации, что связано с ухудшением соразмерности и согласованности движений.
Снижение же прыгучести у девушек 15—17 лет объясняется тем, что, с одной стороны, приостанавливается рост быстроты движений, а с другой — нарастает вес, притом в значительной мере за счет пассивной массы — жира. Это приводит к уменьшению относительной силы у девушек.
|
|
Третьей особенностью возрастного развития двигательных качеств является наличие критических или сензитивных периодов, во время которых наблюдается наибольшее развитие той или иной функции при направленном педагогическом процессе. Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский подчеркивал, что педагогическое воздействие может дать нужный эффект лишь на определенном этапе развития, а в другие периоды эффект этого воздействия может быть либо нейтральным, либо даже отрицательным. Факты подтверждают справедливость этого положения. Например, недостаточность питания детей 8-9 и 12-13 лет, как показано В.Г. Штефко, приводит к значительному отставанию их в физическом развитии, так как задерживается рост трубчатых костей. Практика показывает также, что научить детей кататься на коньках, ездить на велосипеде и плавать легче в дошкольном возрасте, потому что в эти годы активно развиваются органы равновесия, меньше выражены защитные реакции, связанные с боязнью, и т. д.
Критические периоды в физическом развитии изучаются 3.И. Кузнецовой, А.А. Гужаловским и другими педагогами. Однако пока таких исследований недостаточно; кроме того, часто за критические периоды принимаются те, когда отмечается наибольший естественный, а не обусловленный специальной тренировкой прирост того или иного показателя. Недостатком этих исследований является и то, что учитывается паспортный» а не биологический возраст.