Половые и возрастные особенности развития двигательных и психофизиологических качеств

Возрастное развитие двигательных качеств характеризует­ся рядом особенностей. Многочисленные исследования пока­зывают, что разные двигательные качества достигают своего максимального развития в различном возрасте. Следователь­но, существует гетерохронность (разновременность) созрева­ния функциональных систем, обеспечивающих максимальное проявление различных двигательных качеств. Установлено, что быстрота движений и их максимальная частота достигают мак­симального развития уже в 13—15 лет. К этому же сроку за­канчивается в основном развитие и координационных возмож­ностей человека — меткости баллистических (бросковых) дви­жений, точности дифференцирования амплитуд и усилий. Поз­же достигает максимального развития выносливость к статиче­ским усилиям (в 18—20 лет). Особенно интенсивно увеличива­ется волевой компонент удержания усилия с 15—16 лет, т. е. с того возраста, когда начинает интенсивно возрастать сила нервной системы, влияющая на проявление этого компонента. Мышечная сила и выносливость к динамической работе увели­чиваются до 25—30 лет, чем и объясняется то, что в видах спорта, требующих проявления этих качеств, успеха часто до­биваются люди, находящиеся в зрелом возрасте. У женщин сроки достижения максимума развития меньше на 1—2 года.

Другой особенностью возрастного развития двигательных ка­честв является разнонаправленность их изменения в период полового созревания. Скоростно-силовые качества в этот пе­риод растут интенсивно, а координационные качества, в част­ности точность дифференцирования и воспроизведения ампли­туд и усилий, могут даже снизиться. Происходит это потому, что наблюдающаяся в этот период гормональная перестройка в организме подростков приводит к росту возбуждения и к увеличению подвижности нервных процессов. Эти сдвиги нейродинамики способствуют проявлению скоростно-силовых ка­честв и затрудняют управление соразмерностью движений из-за искажения субъективных эталонов движений в сторону уве­личения их размеров.

Следует также учитывать и анатомо-морфологические изме­нения, происходящие в этот период у школьников. Увеличение длины тела и конечностей приводит к изменению биомеханиче­ской структуры движений, требует выработки новых коорди­нации, что связано с ухудшением соразмерности и согласован­ности движений.

Снижение же прыгучести у девушек 15—17 лет объясняется тем, что, с одной стороны, приостанавливается рост быстроты движений, а с другой — нарастает вес, притом в значительной мере за счет пассивной массы — жира. Это приводит к умень­шению относительной силы у девушек.

Третьей особенностью возрастного развития двигательных качеств является наличие критических или сензитивных перио­дов, во время которых наблюдается наибольшее развитие той или иной функции при направленном педагогическом процес­се. Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский подчер­кивал, что педагогическое воздействие может дать нужный эф­фект лишь на определенном этапе развития, а в другие перио­ды эффект этого воздействия может быть либо нейтральным, либо даже отрицательным. Факты подтверждают справедли­вость этого положения. Например, недостаточность питания де­тей 8-9 и 12-13 лет, как показано В.Г. Штефко, приводит к значительному отставанию их в физическом развитии, так как задерживается рост трубчатых костей. Практика показывает также, что научить детей кататься на коньках, ездить на вело­сипеде и плавать легче в дошкольном возрасте, потому что в эти годы активно развиваются органы равновесия, меньше вы­ражены защитные реакции, связанные с боязнью, и т. д.

Критические периоды в физическом развитии изучаются 3.И. Кузнецовой, А.А. Гужаловским и другими педагогами. Однако пока таких исследований недостаточно; кроме того, часто за критические периоды принимаются те, когда отмечает­ся наибольший естественный, а не обусловленный специальной тренировкой прирост того или иного показателя. Недостатком этих исследований является и то, что учитывается паспортный» а не биологический возраст.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: