силы.
Ощущения возникают при действии раздражителей определенной
Чувствительность – способность анализатора (НС) реагировать на
действие адекватного раздражителя. Адекватный раздражитель вызывает ощущения тогда, когда интенсивность его действия достигает определенного порога.
Порог ощущения – тот уровень интенсивности раздражителя, который может вызывать ощущения.
Различают:
1. Абсолютный порог чувствительности:
· нижний абсолютный порог чувствительности – минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение;
· верхний абсолютный порог чувствительности – максимальная величина раздражителя, еще вызывающая адекватное (не болевое) ощущение.
2. Дифференциальный порог чувствительности (порог различия/разностный порог) – порог различения – минимальное различие между раздражителями, которое вырывает едва заметные различия в ощущениях.
Различают две основные формы изменения чувствительности, из которых одна зависит от условий среды и называется адаптацией, а другая от условий состояния организма и называется сенсибилизацией.
|
|
1. Адаптация – приспособление органа чувства к раздражителям (внешним условиям). При адаптации чувствительность меняется в сторону повышения и в сторону понижения. Например, при переходе от яркого света в темноту мы сначала не видим предметов, но постепенно начинаем различать их очертания (адаптация к темноте).
2. Сенсибилизация – увеличение чувствительности к раздражителю – повышенная чувствительность анализатора. При сенсибилизации чувствительность меняется только в сторону повышения. Например, если некоторое время вслушиваться или всматриваться, то звук или образ становятся более четкими. Можно выделить две группы факторов, под влиянием которых происходит сенсибилизация ощущений: 1)сенсибилизация, обусловленная необходимостью компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота); 2)сенсибилизация, вызванная специфическими требованиями профессиональной деятельности человека.
Синестезия – взаимодействие ощущений разных модальностей (слух и зрение, т.д.). Например, «малиновый звон», «холодные или теплые тона» и т.д.
ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ
План:
1. Понятие о восприятии.
Физиологическая основа восприятия.
2. Свойства восприятия.
3. Виды восприятия.
4. Иллюзии восприятия.
5. Восприятие и личность.
Понятие о восприятии
ВОСПРИЯТИЕ – познавательный психический процесс – отражение психикой целостного образа предметов, ситуаций и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.
В отличие от ощущений, в процессе восприятия формируется целостный образ предмета посредством отражения всей совокупности его свойств.
|
|
Восприятие предметов и явлений действительности происходит в комплексе, во взаимодействии органов чувств: зрения, слуха и т.д. При этом одна модальность является ведущей, а другие – вспомогательными. Например, воспринимая лимон (видя лимон), мы объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения, присоединяем к ним наши знания о нем.
Восприятие включает в себя ощущения и основывается на них. Восприятие вне ощущений не бывает. Однако образ восприятие не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.
Процесс восприятия происходит во взаимосвязи с другимипсихическими процессами человека. Восприятие человека связано с вниманием, памятью, мышлением (поиска ответа на вопрос «Что это такое?»), речью (слово позволяет глубже познать и отнести воспринимаемый объект к определенной категории), с чувствами человека (мы проявляем свое отношение к объектам, которые воспринимаем).
Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания и т.д.). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность. Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из следующих перцептивных действий: поиск объекта; выделение наиболее характерных его признаков; опознание объекта (т.е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений).
Физиологическая основа восприятия. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность анализаторного комплекса нервных связей.
Свойства восприятия
Свойства восприятия | Характеристика свойства |
Предметность | Способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность восприятия проявляется в соотнесении знаний о предметах с самими предметами как носителями определенной информации. Например, «стол» (понимаем его значение, функцию и т.д.). |
Целостность | Восприятие дает целостный образ предмета. Например, стол: деревянный, ножки, функция и т.д.; человека воспринимаем целостно (потом можем рассматривать определенные характеристики). |
Структурность | Восприятие не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, слово состоит из букв, имеет корень и т.д. |
Константность | Относительное постоянство образов предметов (постоянство формы, цвета, величины и т.д.) при изменении условий их восприятия. Например, машина или человек вдали воспринимается как большой объект. |
Осмысленность | Восприятие человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Например, видя человека, мы понимаем, что он живой и т.д. |
Активность (избирательность) | Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может всех их воспринимать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые выделяются с большей отчетливостью и осознанностью. Эта особенность характеризует избирательность восприятия. В любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании. Фигура – наиболее важная и значимая информация в данный момент для человека. Фон – остальная информация. Соотношение фигуры и фона – это соотношение динамическое. То, что в данный момент относится к фону, может через некоторое время стать предметом, и наоборот, то, что было предметом, может стать фоном. Пример, рисунок с двойственным изображением. |
|
|
Виды восприятия
Критерий | Виды восприятия |
В зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности (по основной модальности / по сенсорным особенностям) | Зрительное восприятие (зрительные образы предметов) |
Слуховое восприятие (слуховые образы) | |
Обонятельное восприятие (обонятельные образы) | |
Вкусовое восприятие (вкусовые образы) | |
Осязательное восприятие (осязательные образы) | |
По форме существования материи(в зависимости от сложности объектов, которые воспринимаются / восприятие по содержанию) | Восприятие пространства (происходит с участием зрительного, кинестетического и слухового анализаторов; это восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов, глубины, рельефа и т.д.) |
Восприятие времени (отражение длительности и последовательности явлений или событий). Специального органа для восприятия времени нет; в восприятии времени берут участие все анализаторы. | |
Восприятие движения (отражение направления и скорости пространственного существования предметов; отражение изменения предметов в пространстве) | |
По отношению к психической жизни | Интеллектуальное восприятие (восприятие научных знаний, т.е. восприятие содержания, понимания понятий и терминов и т.д.) |
Эмоциональное восприятие (эмоциональное восприятие явления или события / восприятие эмоций) | |
Эстетическое восприятие (восприятие прекрасного) | |
По наличию или отсутствию цели | Произвольное восприятие |
Непроизвольное восприятие |
Иллюзии восприятия
Восприятие предметов и явлений окружающего мира может быть ошибочным.
Иллюзии восприятии – искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер.
Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов.
Например, карандаш, погруженный в стакан с водой, кажется нам изогнутым. Восприятие интересного вызывает иллюзию ускоренного хода времени, а восприятие неинтересного, неприятного, вынужденное ожидание создает иллюзию его замедления.
|
|