Судебный порядок взыскания налога

Взыскание налога с организаций в судебном порядке производится в случаях, предусмотренных в п. 2 ст. 45 НК РФ, а также в случаях пропуска налоговыми органами срока на принятие решения о взыскании налога в рамках административного порядка взыскания.

В частности, законодатель устанавливает исключительно судебный порядок взыскания налога в следующих случаях (п. 2 ст. 45 НК РФ):

- с организации, если ее обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной такой организацией, или статуса и характера деятельности такой организации;

- с организации, если ее обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;

- в других случаях, установленных указанной статьей.

Таким образом, в случае неисполнения организацией обязанности по уплате налогов в добровольном порядке взыскание налогов может быть осуществлено налоговыми органами принудительно в административном или судебном порядке.

 

§ 3. Налоговые проверки как форма налогового контроля

 

Формы налогового контроля

 

В целях осуществления контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах налоговые органы осуществляют налоговый контроль посредством проведения налоговых проверок, получения объяснения налогоплательщиков, проверок данных учета и отчетности, а также в других формах, установленных НК РФ.

 

Виды налоговых проверок

 

Налоговые проверки являются основным способом налогового контроля. Выделяют два вида налоговых проверок:

- камеральные налоговые проверки;

- выездные налоговые проверки.

 

Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ)

 

Место проведения. Камеральная налоговая проверка организации проводится по месту нахождения налогового органа.

Предмет проверки. Проводится на основе деклараций и расчетов, которые периодически представляются организацией в налоговый орган, а также на основе других документов о деятельности организации, имеющихся у налогового органа. Например, основанием для камеральной проверки может стать подача организацией в налоговый орган декларации или расчета авансовых платежей по НДС, налогу на прибыль или в связи с подачей в налоговый орган уточненной декларации и др.

Специальное разрешение руководителя налогового органа на проведение камеральной налоговой проверки должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, не требуется. Более того, о начале проверки не требуется и извещения организации. Таким образом, организация может и не знать, что в отношении ее в данный момент такая проверка проводится.

Срок проведения камеральной проверки - не более трех месяцев со дня представления организацией налоговой отчетности. Продление срока камеральной налоговой проверки законодательством не предусмотрено.

Налоговый орган вправе затребовать пояснения от организации, если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) расчете или противоречия между сведениями, представленными налогоплательщиком, и имеющимися у налогового органа. Организация вправе приложить к пояснениям документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Перечень документов, который налоговый орган вправе истребовать у организации в ходе камеральной налоговой проверки, ограничен следующими документами:

- документы, подтверждающие право организации на налоговые льготы, в случае если организация использует налоговые льготы;

- документы, подтверждающие правомерность применения организацией налоговых вычетов по НДС;

- при проверке декларации (расчета) по налогу на прибыль организации - участника инвестиционного товарищества - сведения о периоде участия в таком договоре, о приходящейся на него доли прибыли (убытков);

- при проверке уточненной декларации (расчета), которая подана по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной отчетности за соответствующий период, в которой сумма налога к уплате меньше либо сумма убытка больше, чем в ранее поданной отчетности за тот же период - могут быть затребованы первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в показателях налоговой декларации (расчета), а также аналитические регистры налогового учета, на основании которых были сформированы указанные показатели налоговой отчетности до и после их корректировки;

- при проверке налогов, связанных с использованием природных ресурсов, - документы, являющиеся основанием исчисления и уплаты таких налогов;

- иные документы, которые налогоплательщик был обязан представить вместе с налоговой декларацией.

Невыполнение требования налогового органа о представлении документов в установленный срок может повлечь наложение на налогоплательщика штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Требование о представлении документов должно относиться к предмету проверки и позволять организации четко определить, какие именно документы запрашивают налоговые органы. Нарушение данного требования влечет отсутствие оснований для применения к организации ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за невыполнение требования налогового органа <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: