Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь

Тема 6. Бюджетное право и бюджетное устройство Республики Беларусь.

 

Вопросы:

1. Понятие и источники бюджетного права.

2. Бюджетные правоотношения: понятие и особенности.

3. Субъекты бюджетного права и их полномочия.

4. Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь.

5. Доходы и расходы бюджета: понятие и виды.

6. Бюджетная классификация.

7. Бюджетное регулирование: понятие и методы.

8. Понятие и виды государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

 

1. Понятие и источники бюджетного права.

Бюджетное право – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу образования, распределения и использования средств основного централизованного денежного фонда – бюджета.

Бюджет – это централизованный денежный фонд, совокупность денежных отношений, а также план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства.

В рамках бюджетного права выделяют следующие финансово-правовые нормы:

1) бюджетные материальные нормы (нормы, закрепляющие структуру бюджетной системы, перечень доходов и расходов, взаимоотношения между бюджетами разных уровней);

2) процессуальные бюджетные нормы (нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения и утверждения, а также исполнения бюджетов, порядок составления отчетов об исполнении бюджета).

К источникам бюджетного права относятся:

1. Конституция Республики Беларусь;

2. Программный закон (Закон Республики Беларусь «О бюджете на 2017 год»);

3. Кодексы (Бюджетный кодекс Республики Беларусь);

4. Законы (Закон Республики Беларусь «О бюджетной классификации»);

5. Декреты и указы Президента Республики Беларусь;

6. Постановления Совета Министров Республики Беларусь;

7. Акты судов и др.

 

Бюджетные правоотношения: понятие и особенности.

Бюджетные правоотношения – это особая группа финансовых отношений, урегулированных нормами бюджетного права по поводу формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства – бюджета.

Особенности бюджетных правоотношений:

1) это деятельность государства по формированию, распределению и использованию бюджета;

2) одной из сторон всегда является государство в лице уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления;

3) они длятся в течение года и возобновляются после утверждения бюджета на новый финансовый год.

 

Субъекты бюджетного права и их полномочия.

К субъектам бюджетного права относятся:

1) Республика Беларусь (в лице уполномоченных государственных органов);

2) государственные органы (Парламент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполкомы и др.).

Полномочия Республики Беларусь в лице вышестоящих государственных органов в бюджетной деятельности:

1) определяет бюджетное устройство;

2) устанавливает бюджетные права Республики Беларусь и местных Советов депутатов;

3) регулирует бюджетный процесс;

4) устанавливает доходы;

5) разграничивает доходы и расходы между республиканским и местными бюджетами;

6) аккумулирует в республиканский бюджет отдельные виды налогов и неналоговых платежей;

7) разрабатывает, утверждает и исполняет республиканский бюджет и др.

Полномочия административно-территориальных единиц в лице Местных Советов депутатов в бюджетной деятельности:

1) утверждают местные бюджеты;

2) утверждают отчеты об исполнении местных бюджетов;

3) устанавливают местные налоги и сборы и др.

 

Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетную систему страны, взаимоотношения между ее элементами, правовые основы функционирования бюджета и др. Бюджетное устройство определяется государственным устройством страны, т. е. в унитарном государстве бюджетное устройство состоит их двух уровней:

· государственного бюджета (вышестоящий, республиканский бюджет);

· местных бюджетов (нижестоящие бюджеты), которые делятся на:

- бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

- бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

- бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, который используется только для расчетов и анализа. В Республике Беларусь – это свод республиканского, областных бюджетов и бюджета г. Минска.

Бюджетная система – это регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь.

Принципы бюджетной системы:

1) единство (означает единство законодательной базы, форм бюджетной документации, бюджетной классификации для всех видов бюджета и др.);

2) полнота (все доходы и расходы бюджета подлежат отражению в бюджете в полном объеме и в обязательном порядке);

3) сбалансированность бюджетов (объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита);

4) гласность (открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о бюджете);

5) самостоятельность бюджетов (обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, самостоятельно определять направления расходов);

6) эффективность использования бюджетных средств (при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса исходят из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств);

7) общее (совокупное) покрытие расходов бюджета (все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита);

8) достоверность бюджетов (бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц);

9) адресность и целевое назначение бюджетных средств (бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей);

10) ответственность участников бюджетного процесса (каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: