Ижевск, 15-17 декабря 2017г, обучающий семинар
“СЕМЕЙНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ:
Арт-терапия в работе с семьями, парами, детьми»,
Ведет Почтенная Т.В. (Москва).
Семейная арт-терапия – это достаточно новое направление в психотерапии, которое интегрирует в себе два метода: семейную системную терапию и арт-терапию (терапию творчеством). Впервые появилось в 60-70х годах прошлого века в США (Ханна Квитковска). Эта интеграция оказалась очень удачной, так как использует массу плюсов арт-терапевтического метода в работе с семьями и расширяет возможности консультанта.
Основными преимуществами этого подхода являются: - его процессуальность, а значит возможность изменений «здесь и сейчас» в процессе терапевтической сессии. - применение арт-терапевтических техник может ускорить процесс терапии, а продукты творчества являются фактами процесса терапии; - с помощью групповых техник арт-терапии дает нам почву для выявления дисфункций (триангуляции, коалиции, нарушение границ, особенности коммуникации и пр.) в семье и построения гипотез; - невербальный характер арт-терапии может помочь выразить, то что клиенту сложно выразить словами, выразить эмоции и чувства, преодолеть рационализацию и другие психологические защиты; - новый опыт взаимодействия и самовыражения, творческий способ найти ресурсы для решения проблем семьи; - упрощает включение детей в процесс терапии с помощью художественных средств арт-терапии
|
|
Семинар рассчитан на психологов-консультантов, психотерапевтов, соц.работников, студентов-психологов, практикующих специалистов в области арт-терапии, педагогов доп.образования и всех заинтересованных в профессиональном развитии.
Цель программы: Обучение специалистов основам терапии творчеством, расширение возможностей для использования различных техник в работе с семьями, парами, детьми, а также умению интегрировать арт-терапевтический метод с семейным системным подходом. Расширение технического инструментария психолога – консультанта (будет рассмотрено более 20 различных техник и упражнений). По окончании – удостоверение о повышении квалификации гос.образца.
Формы работы:
- Теоретическая часть. Презентация. Демонстрации клиентских случаев и групповое обсуждение.
- Работа с классическими и авторскими техниками арт-терапии. Практика в индивидуальном формате, в парах и малых группах.
- Отработка техник в формате упражнений с симулированными семьями.
- Шеринг сессии по практическим работам.
Структура программы:
1. Теория семейной системной арт-терапии
- Интеграция творческого процесса и психотерапии. Основные принципы терапии творчеством.
|
|
- Особенности психотерапии, использующей различные формы творческой активности.
- Диагностика и коррекция в семейной арт-терапии.
- Особенности работы семейного арт-терапевта. Терапевтические отношения.
- Особенности форматов работы в семейной арт-терапии. Структура семейной арт-терапевтической сессии.
- Структурный подход в семейной арт-терапии.
- Семейная терапия Боуэна и арт-терапия
Практика семейной системной арт-терапии
- Авторские методики семейной арт-терапии (Х. Квятковска, Д. Рубин, Кейес, Х. Ландгартен, М. Джунге, Д. Аррингтон, Л. Пролкс, Я. Хошино, Д. Кайзер, Г. Смит, Т. Гаврон)
- Творческие техники исследования семейной истории (творческая генограмма, значимые семейные события, гербы и талисманы и другие визуально-нарративные техники)
- Творческий контакт и диалог. Работа с коммуникацией в арт-терапии. Отношения в терапии супружеских пар (техника совместного рисования Вейдсона)
- Терапия чувств. Выражение чувств связанных с семейными отношениями.
- Работа с заявленной проблемой или симптомом и что делать, когда клиенты не могут сформулировать. Формирование и проверка гипотез с помощью творческих техник.
- Арт-терапия в работе с семьей направленная на исследование того, как члены семьи воспринимают идентифицированного пациента, проблему и ее разрешение.
- Арт-терапия в работе с детьми и с детско-родительскими диадами.
- Техники, ориентированные на актуализацию и осознание семейных ресурсов. Домашние задания в семейной арт-терапии.
С собой необходимо иметь набор личных и семейных фотографий, одну ненужную книгу.
Материалы: краски, кисти, пастель, восковые мелки, фломастеры, пластилин, ножницы, клей, журналы, бумага форматов А4, А3, А2.
Автор программы: Почтенная Татьяна Владимировна (ИИСТ, Москва).