Глава 1. Теоретические основы классификации личности по гендерному фактору

Введение

Общение является важной деятельностью в профессиональной среде. Именно через общение реализуются или расторгаются любые деловые сделки, сплачивается или разваливается коллектив. Поэтому, несомненно, стоит учитывать такой важный фактор, как гендерные особенности людей.

Известно, что реакции женщин и мужчин на те или иные события существенно различаются. Именно поэтому стоит их тщательно изучить, чтобы, по возможности, исключить возможный конфликт на почве взаимного недопонимания.

Безусловно, данная тема очень актуальна: знание специфических особенностей личности, согласно её гендерной принадлежности, намного упрощает процесс общения, способствует большему пониманию и усваиванию проблем, поднимаемых в процессе коммуникации. Кроме того, в наше время очень развиты межкультурные отношения, в которых адекватное восприятие некоторых особенностей культур тоже необходимо. А это может быть осуществлено только благодаря знаниям, полученным при изучении проблем, связанных с особенностями представителей разных культур. Так же в моем работе необходимо рассказать о работе переводчика в межкультурной коммуникации, о применении на практике всех теоретических знаний с учетом гендерных особенностей коммуникантов.

Целью работы является

1)Рассмотрение теоретических основ классификации личности по гендерному фактору и практическое применение знаний, полученных при изучении гендерного фактора.

2)изучение возможных реакций, поведения и взаимоотношений женщин и мужчин, исходя из их гендерных особенностей и социо-культурных установок в бытовой и деловой средах, а так же их практический учёт в межкультурной коммуникации.

3) Деятельность переводчика и учет им всех особенностей межкультурной

коммуникации.

 

Образы мужчины и женщины, соответствующие социальным нормам, отражаются в понятиях «маскулинность» и «фемининность». «Маскулинность» и «фемининность» – это нормативные представления о психологических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин соответственно. Маскулинными качествами считаются активность, агрессивность, решительность, склонность к риску, доминантность, властность, независимость, сила, стремление к соревнованию и достижению, рассудительность, фемининными – пассивность, зависимость, нежность, конформность, нерешительность, эмоциональность, мечтательность, слабость и уравновешенность.

Типично женский образ, по результатам исследований Мак-Ки и А. Шериффс (J. McKee, A. Sheriffs, 1957), включает социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку, а также формализм, пассивность и излишнюю эмоциональность.

Мы привыкли считать мужчин и женщин совершенно разными существами. И это впоследствии разного воспитания мужчины и женщины в конкретной культуре. Естественно, исходя из этого «мужчины» и «женщины» не понимают друг друга. Та самая гендерная надстройка в итоге мешает понимать друг друга, они становятся действительно слишком разными.

В данной работе я постараюсь подробно описать все аспекты вопроса по отдельности с целью более досконального рассмотрения всех гендерных особенностей. И в конце работы я сделаю вывод о проведенном исследовании. А так же приведу список литературы, которая помогла мне более глубоко изучить данную проблему.

Необходимо отметить, что знания, полученные при изучении этого вопроса, способствуют более квалифицированной деятельности переводчика. И нам, будущим переводчикам, просто необходимо знать суть гендерных различий и применять эти знания на практике. А так же эти знания можно использовать в дальнейшем процессе обучения таких предметов, как социолингвистика, психолингвистика и др.

 

Глава 1. Теоретические основы классификации личности по гендерному фактору.

Определение гендера.

Учеными установлено, что у каждого человека существует два типа пола: биологический пол (sex) и социо-культурный (gender).

Биологический пол - это совокупность анатомических и физиологических признаков, благодаря чему мы можем определить мужчина или женщина перед нами.
Гендер или социо-культурный пол человека - это совокупность социальных норм, ценностей и реакций, которые формируют отдельные черты личности.

Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей (например, ярлыки "мужеподобная женщина" или "мужик, а ведет себя как баба" весьма болезненно переживаются людьми и могут вызывать не только стрессы, но и различные виды психических расстройств).

Категория gender была введена в понятийный аппарат науки в конце 60-х -начале 70-х годов XX века и использовалась сначала в истории, историографии, социологии и психологии, а затем была воспринята и в лингвистике, оказавшись плодотворной для прагматики и антропоориентированного описания в целом. Гендерный фактор, учитывающий природный пол человека и его социальные "последствия", является одной из существенных характеристик личности и на протяжении всей ее жизни определенным образом влияет на ее осознание своей идентичности, а также на идентификацию говорящего субъекта другими членами социума.

В отличие от категории sexus гендерный статус и, соответственно, гендерная иерархия и гендерно-обусловленные модели поведения задаются не природой, а "конструируются" обществом (doing gender), предписываются институтами социального контроля и культурными традициями. Гендерные отношения являются важным аспектом социальной организации. Они особым образом выражают ее системные характеристики и структурируют отношения между говорящими субъектами. Основные теоретико-методологические положения (гендерного концепта основаны на четырех взаимосвязанных компонентах: это культурные символы; нормативные утверждения, задающие направления для возможных интерпретаций этих символов и выражающиеся в религиозных, научных, правовых и политических доктринах; социальные институты и организации; а также самоидентификация личности. Гендерные отношения фиксируются в языке в виде культурно обусловленных стереотипов, накладывая отпечаток на поведение, в том числе и речевое, личности и на процессы ее языковой социализации.

Термин гендер, таким образом, использовался для описания социальных, культурных, психологических аспектов "женского" в сравнении с "мужским", то есть при выделении всего, что формирует черты, нормы, стереотипы, роли, типичные и желаемые для тех, кого общество определяет как женщин и мужчин. В этот период речь шла преимущественно о женских исследованиях (women's studies).

В 80-е годы появилось более уравновешенное понимание гендера как проблемы не только экспликации женской истории, женской психологии и т.п., но и как проблемы всестороннего исследования женственности и мужественности и связанных с ними социальных и культурных ожиданий. В 90-е годы возникло направление, исследующее только мужественность, и пришло осознание того, что маскулинность имеет разные проявления в любом обществе; главное из этих направлений получило название доминирующей мужественности (hegemonic masculinity) (Theory and Society, 1993).

Вместе с тем в науке до сегодняшнего дня нет единого взгляда на природу гендера. Его относят, с одной стороны, к мыслительным конструктам, или моделям, разработанным с целью более четкого научного описания проблем пола и разграничения социокультурных функций с другой стороны.

Сегодня можно говорить о существовании собственно гендерных исследований, изучающих оба пола, а точнее — процесс социального конструирования различий между полами. Гендер считается институционализованным и ритуализованным социокультурным конструктом — одним из параметров социальной идентичности индивида. Общественные институты (армия, школа, церковь и т. д.) поддерживают различия, придают им статус нормы и интерпретируют как природнообусловленные. Общественные ритуалы также создают гендерную асимметрию — в одежде, повседневном обиходе и символике. Гендер как продукт культуры отражает представления народа о женственности и мужественности, зафиксированные в фольклоре, сказках, традициях и, разумеется, в языке. В коллективном сознании присутствуют гендерные стереотипы — упрощенные и заостренные представления о свойствах и качествах лиц того или иного пола.

В самом общем плане исследование гендера в языкознании касается двух групп проблем.

1. Язык и отражение в нем пола. Цель такого подхода состоит в описании и объяснении того, как манифестируется в языке наличие людей разного пола (исследуются в первую очередь номинативная система, лексикон, синтаксис, категория рода и т. п.), какие оценки приписываются мужчинам и женщинам и в каких семантических областях они наиболее отчетливо выражены.

2. Речевое и в целом коммуникативное поведение мужчин и женщин, где выделяются типичные стратегии и тактики, гендерно-специфический выбор единиц лексикона, способы достижения успеха в коммуникации, предпочтения в выборе лексики, синтаксических конструкций и т. д. – т. е. специфика мужского и женского говорения.

Итак, мы видим, что понятие гендер обозначает, в сущности, и сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат - социальный конструкт гендера. Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставление "мужского" и "женского" и подчинение женского начала мужскому началу.

Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: