II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока. 1. Какое окончание вы написали во всех словах домашнего задания?

 

1. Какое окончание вы написали во всех словах домашнего задания? Почему?

 

2. Есть ли среди слов в стихотворении С. Маршака и Д. Харм-са такие существительные, у которых нулевое окончание?

 

3. Какая буква на конце этого слова (чиж)? Почему ж,

а не ш? Повторение орф. № 3. Транскрибирование слова: [ч’иш].

 

4. Подбор слов с аналогичным звуковым составом на конце и запись этих слов с морфологической характеристикой: кри-чишь, стучишь, молчишь, ворчишь, звучишь и др. (глаг., 2-е л.,ед. ч.). Вывод о значении определения части речи слова.

 

III. Изучение орфограммы «Употребление ь на конце суще-ствительных после шипящих».

 

1. Сопоставление двух групп слов:

чиж рожь

грош глушь

крыш чушь

туч дичь

 

Вывод о необходимости определять склонение у существи-тельных, оканчивающихся на шипящий.

2. Чтение и запоминание орфограммы № 8 (с. 47).

 

3. Записанные группы имён существительных учащиеся до-полняют словами упр. 98.

 

IV. Закрепление темы и контроль за её усвоением.

1. Замена слов синонимичными словами с основой на шипя-

щий.

 

Друг (товарищ), родник (ключ), поддержка (помощь), не-правда (ложь), доктор (врач), сила (мощь), граница (рубеж),

 

охранник (сторож / страж), сотрясение (дрожь), жаркая пора

(сушь).

 

2. «Разложите по трём корзинам». Выведенные на доску слова учащиеся распределяют по трём группам: глаголы // сущ. 3-го скл. // сущ. 1, 2-го скл.

 

Пляж_, москвич_, спешиш_, гореч_, отдаёш_, муж_, тре-щиш_, выигрыш_, чудовищ_, помощ_, роскош_, картеч_, пере-дач_, дрож_, чествуеш_, смерч_, мелоч_, сбежиш_, видиш_, карандаш_.

 

Составленные на основе данных слов словосочетания учи-тель может диктовать, а учащиеся выписывают из них слова

 

с шипящим на конце. Такой вариант сопровождается работой у доски трёх учеников, каждый из которых отвечает за одну из групп.

 


3. Диктант с условием выделить все известные орфограммы

и с последующей взаимопроверкой.

 

Подготовит нужную вещь; подарим брошь; шепчет малыш; спускается с высоких круч; извиняешься за серию неудач; на-гоняет много туч; испечёшь калач; не надеется на продолже-ние встреч; раздаётся марш.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: