1. Какое окончание вы написали во всех словах домашнего задания? Почему?
2. Есть ли среди слов в стихотворении С. Маршака и Д. Харм-са такие существительные, у которых нулевое окончание?
3. Какая буква на конце этого слова (чиж)? Почему ж,
а не ш? Повторение орф. № 3. Транскрибирование слова: [ч’иш].
4. Подбор слов с аналогичным звуковым составом на конце и запись этих слов с морфологической характеристикой: кри-чишь, стучишь, молчишь, ворчишь, звучишь и др. (глаг., 2-е л.,ед. ч.). Вывод о значении определения части речи слова.
III. Изучение орфограммы «Употребление ь на конце суще-ствительных после шипящих».
1. Сопоставление двух групп слов:
чиж рожь
грош глушь
крыш чушь
туч дичь
Вывод о необходимости определять склонение у существи-тельных, оканчивающихся на шипящий.
2. Чтение и запоминание орфограммы № 8 (с. 47).
3. Записанные группы имён существительных учащиеся до-полняют словами упр. 98.
IV. Закрепление темы и контроль за её усвоением.
1. Замена слов синонимичными словами с основой на шипя-
щий.
Друг (товарищ), родник (ключ), поддержка (помощь), не-правда (ложь), доктор (врач), сила (мощь), граница (рубеж),
охранник (сторож / страж), сотрясение (дрожь), жаркая пора
(сушь).
2. «Разложите по трём корзинам». Выведенные на доску слова учащиеся распределяют по трём группам: глаголы // сущ. 3-го скл. // сущ. 1, 2-го скл.
Пляж_, москвич_, спешиш_, гореч_, отдаёш_, муж_, тре-щиш_, выигрыш_, чудовищ_, помощ_, роскош_, картеч_, пере-дач_, дрож_, чествуеш_, смерч_, мелоч_, сбежиш_, видиш_, карандаш_.
Составленные на основе данных слов словосочетания учи-тель может диктовать, а учащиеся выписывают из них слова
с шипящим на конце. Такой вариант сопровождается работой у доски трёх учеников, каждый из которых отвечает за одну из групп.
3. Диктант с условием выделить все известные орфограммы
и с последующей взаимопроверкой.
Подготовит нужную вещь; подарим брошь; шепчет малыш; спускается с высоких круч; извиняешься за серию неудач; на-гоняет много туч; испечёшь калач; не надеется на продолже-ние встреч; раздаётся марш.