1. Чтение и анализ памятки «Как готовиться к сжатому изложению» (с. 170). При работе с памяткой учителю необхо-димо сделать несколько дополнений к алгоритму подготовки
к сжатому изложению (определить тему текста, составить план исходного текста, продумать начало и конец), а также остано-виться на способах сжатия текста (пункты 3, 4 памятки), рас-ширив работу с ними на конкретных примерах.
2. Способы сжатия определяются путём анализа примеров.
Способы | Примеры для работы | |||||
Примеры сжатия | учащихся (можно дать | |||||
сжатия | ||||||
одним текстом) | ||||||
Исключение | На краю деревни, позади | Тысячи разных | цве- | |||
(удаление, | тов | наполняли | воз- | |||
устранение | дух оранжереи своими | |||||
избыточного, | ма, | ароматами: пёстрые | ||||
лишнего, по- | с терпким | запахом | ||||
вторяющего- | толпился народ. (Н. Ни- | гвоздики, яркие япон- | ||||
ся, не самого | кандров) | ские хризантемы, се- | ||||
значимого, | Сквозь | ребристые | колоколь- | |||
служащего | ду проглядывало | чики хрупких ланды- | ||||
для «укра- | песчаное дно, | шей, лиловые и крас- | ||||
шения») | ные шапки гортензий, | |||||
скромные и | аромат- | |||||
в глубину, (тем) чернее | ные | фиалки. (А. Ку- | ||||
прин) | ||||||
ная вода. (В. Солоухин) | ||||||
Свеча плыла, и огонь ме- | Наконец, здесь | были | ||||
тался в разные стороны, | великолепные сорта | |||||
освещая | роз | всевозможных | ||||
Обобщение | оттенков: | пурпур- | ||||
ного, | ярко-красного, | |||||
(соединение, | ||||||
пунцового, | розового, | |||||
слияние) | ||||||
меты вокруг. (Л. Тол- | тёмно-жёлтого, неж- | |||||
стой) | но-жёлтого, | палевого | ||||
и ослепительно-бело- | ||||||
го. (А. Куприн) | ||||||
|
|
Л е к с и ч е с к а я р а б о т а:
Пурпурный — тёмно- или ярко-красный. Пунцовый — ярко-красный, багровый.
Палевый — бледно-жёлтый, цвета соломы, с розоватым оттенком.
III. Работа над текстом для изложения (упр. 144).
1. Работа над текстом согласно памятке и дополнениям, вне-сённым в неё.
2. Составление плана.
1) Люди кланяются пню.
2) Старый пень возгордился.
3) Деревья молчат.
|
|
4) Пень сердится.
5) Синичка говорит пню правду.
3. Определение основной мысли текста. Подбор заголовка. Учитель обращает внимание учащихся на «подсказку», кото-
рая есть в задании к упражнению (Гордость — это хорошо или плохо?), предлагает учащимся найти те предложения, в кото-рых встречаются слова с корнем - горд- (возгордиться, гордый),
подумать над тем, что такое гордость, как она себя проявляет, определить, как можно назвать поведение старого пня, срав-нить значения слов гордость и высокомерие, уточнить значе-ние глагола возгордиться.
Гордость — 1) чувство собственного достоинства, самоуважения;2) чувство удовлетворения от осознания достигнутых успехов, чувство превосходства в чём-либо.
Возгордиться — стать гордым; начать кичиться чем-либо. Кичиться — выставлять своё превосходство перед другими, дер-
жаться высокомерно.
Высокомерие — уверенность в своём превосходстве, надменное, пре-небрежительное отношение к окружающим.
— Можно ли сказать, что истинная гордость молчалива, что чувство собственного достоинства состоит в умении, с одной сто-роны, держать себя достойно, с другой — не унижать других?
4. Выделение главных (ключевых) слов и словосочетаний, за-пись этих выражений, анализ приёмов сжатия, пересказ текста.