III. Освоение темы урока. 1. Работа с материалом для наблюдений (с

1. Работа с материалом для наблюдений (с. 127).

 

2. Чтение и запоминание правила (с. 127), запись слов из ма-териала для наблюдений с транскрипцией парных по мягкости-твёрдости согласных: сло [н] — ко [н’]; [б’] елкаб [ы] к. У доски учащиеся транскрибируют слова полностью.

 

3. — Сколько всего в русском языке согласных звуков? Под-считайте их в правиле (ответ: 36 звуков). Особое внимание об-ращается на согласные, не имеющие парных по мягкости-твёр-дости.

 

4. При работе с упр. 277 и 278 последовательно выделяют-ся сигналы мягкости — буквы ь, е, ё, ю, я. Работая с данны-ми сигналами, учащиеся повторяют, что ь не обозначает звука; значит, в словах с мягким знаком, встретившихся в упраж-нениях, букв больше, чем звуков: удар — 4 буквы, 4 звука; ударь — 5 букв, 4 звука: различение слов при произношениипроисходит за счёт разных конечных звуков.

 

Несмотря на то что более подробно роль гласных е, ё, ю,я, и будет рассматриваться в дальнейшем, уже на этом урокестоит обратить внимание на то, какие гласные звуки обозна-чают эти буквы. Используем таблицу, составленную на пре-дыдущем уроке, где представлены буквы е, я, и, дополняем: буква ё — ударный звук [о]; буква ю — звук [у], ударный и без-ударный.

 

5. Упражнение на закрепление материала: запишите сло-ва с транскрипцией согласных: быть — бить; выть — вить; муть — мир; луч — люк; мяч — май; тушь — тир.

 

О б р а з е ц: [б]ы[т’] — [б’] и [т’].

 

К о н т р о л ь н ы й в о п р о с: В каком слове все согласные твёрдые? (Тушь.) А почему в слове пишется ь? (Орф. № 8.)

 

6. — Произнесите слова: труди тьс я, доби тьс я, учи тьс я. Сигнализирует ли мягкий знак о мягкости согласных? Что мы слышим на месте выделенных букв? Запишите этот звук

 

в транскрипции (труди [ц] а). Он твёрдый или мягкий? Какая орфограмма связана с этим? (Орф. № 23.)

 

7. Орфоэпическая работа: упр. 281.

 

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

1. Упражнение 279.

 

2. — Сколько твёрдых согласных звуков в скороговорке: Ле-тели лебеди с лебедятами. (Один: лебедя [т] ами.)

 

— Сколько мягких согласных звуков в пословице: Не тру-диться, так и хлеба не добиться. (Пять: [н’] е тру [д’] иться, так и х [л’] еба [н’] е до [б’] иться.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: